В советское время совхоз «Миндерлинский» Сухобузимского района славился не только в крае, но и во всей стране. На его базе проводились всесоюзные семинары по животноводству. В отделениях хозяйства трудились 500 человек, обрабатывалось 18 тысяч гектаров пашни, был свой молочный завод. В конце 70-х годов прошлого века сюда привезли из Германии около ста коров черно-пестрой породы. Хозяйство было участником ВДНХ.
Председатель
Но над страной пронеслись ветры перемен, которые нам до сих пор аукаются. Под их напором не устоял даже этот некогда мощный и процветающий совхоз. Сегодня в Миндерле осталось только одно земледельческое предприятие – сельскохозяйственный производственный кооператив «Искра». Уже почти три года в нем председательствует Вера Валентиновна Живая. В этом селе она родилась и выросла, тут ее все знают, и она – всех. У нее душа болит за родную землю, за людей, которые на ней трудятся. Поэтому и согласилась возглавить кооператив в 2013 году после трагической гибели его создателя и первого председателя Михаила Саитова.
– Я работала в СПК главным бухгалтером, а до этого занимала такую же должность в совхозе «Миндерлинский». Конечно, и с крестьянским трудом была знакома, все же в деревне выросла. Одно время мы с сестрой занимались птицеводством на бригадном подряде. Однако работа с финансами была для меня привычней. Поэтому не думала не гадала, что придется возглавить хозяйство, – признается Вера Валентиновна. – Но люди меня выбрали, и я не могла их подвести. Хотя уже собиралась на пенсию. Не хотелось отдавать предприятие в чужие, незнакомые руки – руководителем мог стать человек со стороны, и кто знает, какие бы «реформы» он тут затеял. Втягиваться, правда, долго не пришлось, я была в курсе всех дел, мы в кооперативе все проблемы решали сообща…
Так бывший главбух стала председателем. И за короткое время сумела стать одним из лучших руководителей сельхозпредприятия в районе. Сегодня СПК «Искра» в числе передовых.
– Они первыми выходят на посевную, первыми заканчивают уборочную, трудятся умело, дружно. Работники здесь держатся, зарплаты хорошие. Вера Валентиновна – трудяга, честный, добросовестный руководитель. Думает о людях, а не гребет под себя, как некоторые. И люди ее уважают, – говорит о председателе Юрий Шпирук, заместитель главы района по сельскому хозяйству.
В кооперативе всего 20 человек. Обрабатывают 3,5 тыс. гектаров, из которых нынче засеяли около двух тысяч, остальное под парами. В прошлом году собрали на круг почти по 22 центнера с гектара. В этом урожай тоже ожидается хороший.
«Живем неплохо»
Беседуем с Верой Валентиновной о крестьянском житье-бытье, о ее повседневных заботах, и я спрашиваю, как же так получилось, что процветающий когда-то совхоз «Миндерлинский» вдруг полетел в тартарары в лихие 90-е? Все ведь происходило на ее глазах…
– Да как-то в один миг все пошло под откос, вся наша налаженная жизнь. Как будто по чьей-то злой воле. Вдруг не стало денег. Хозяйство перестало платить налоги, выплачивать зарплату. Влезли в кредиты, а отдавать их было нечем. Такое впечатление, что нас специально загоняли в долги, они копились. Банковские счета закрывались. Приходили приставы, описывали имущество, заставляли открывать кассу, выгребали оттуда последние копейки. Страшное было время… Электричество постоянно отключали, и мы в конторе зимой работали в одежде, без света и тепла. Все, что создавалось и нарабатывалось годами, рухнуло очень быстро. Коров полностью ликвидировали года за три. А стадо было около двух тысяч голов, много молодняка… Такие фермы были! Продали. Все проблемы как-то постепенно накапливались, а потом вроде как взрыв произошел. Пить люди стали больше. Металлолом продавать. Выживали как могли. Кто-то в город подался. И до сих пор молодежь из села уезжает, у нас средний возраст сотрудников – 40–45 лет.
– Но все же вы не дали хозяйству рухнуть окончательно. На его фундаменте и возник ваш кооператив, которому уже 12 лет. Как он начинался?
– Работал в совхозе Михаил Иванович Саитов, простой механизатор. Ему больно было смотреть на этот развал. И в 2004-м он зарегистрировал кооператив. Стал собирать то, что осталось. А остались земля и помещения – мастерские, гаражи, зерносклады. Животноводства уже не было. Старая техника. Понемногу стали приобретать новую. На первых порах с деньгами помогли спонсоры. Саитов был умный человек, хороший организатор, люди ему доверяли.
Хозяйство занимается исключительно земледелием, выращивает зерновые – пшеницу, ячмень, овес. Этим и живет.
– Не скажу, что шикуем, но, считаю, живем неплохо, – председатель стучит по дереву. – В прошлом году чистая выручка составила 25 миллионов. Не берем кредиты, займы, рассчитываем только на собственные средства и силы. Живем по принципу: как потопаешь, так и полопаешь. Еще Саитов приучил нас не влезать в долги. А я бухгалтер, умею считать. Так что концы с концами сводим, грех жаловаться. Техника по большей части старая, латаем ее. Но приобретаем и новую, купили два современных посевных комплекса, трактор «Кировец» последнего поколения, комбайны «Полесье»… Механизаторы в «Искре» зарабатывают в сезон больше 20 тысяч. Выплачиваются премии за хорошую работу, 13-я зарплата – по 25–30 тысяч.
Люди – золото
Главное богатство кооператива, считает Вера Валентиновна, – это люди, преданные своей земле и нелегкому крестьянскому труду. Праздники здесь отмечают одной дружной семьей и трудности делят на всех.
– С коллективом мне повезло. Люди – золото. Ими не надо руководить, тыкать, показывать. Они свое дело и так знают, работаем рядом не первый год, – говорит председатель. – У нас прекрасные, опытные механизаторы – такие как Владимир Сарай, Борис Совин, Алексей Гонцов, Александр Киюцин. Это наша надежда и опора. Одного нашего парня, Виктора Черкасова, мы отправили учиться на агронома.
– А кто у вас в хозяйстве правая рука?
Вера Валентиновна смеется:
– Да их у меня, пожалуй, две – Ольга Анатольевна Исакова, главбух, и наш главный инженер Геннадий Михайлович Сидельников, специалист на все руки.
Спрашиваю, какую господдержку получает кооператив.
– Взяли в лизинг этот новый «Кировец», он семь миллионов стоит, сразу нам такую сумму не потянуть. В течение пяти лет мы должны выплачивать за него по 149 тысяч ежемесячно. Нам с этой суммы государство должно каждый месяц 35 процентов возвращать. Но в этом году еще ни одной копейки не получили, и уже не получим. А мы деньги за трактор исправно платим, как иначе? Вышло какое-то постановление, что с этого года компенсаций на погашение лизинга не будет. Так что самим придется выкручиваться. Небольшую господдержку получаем за элитные семена, которые мы покупаем каждый год. В этом году купили опрыскиватель – субсидия всего 10 процентов. Потому что у нас нет животноводства. У кого оно есть, у тех 30 процентов. Но чтобы коров держать, большие деньги нужны, это же заново надо фермы строить, и капитально…
Все дни ее проходят в заботах, которых у председателя выше крыши – топливо, запчасти, посевная, уборочная, и так по кругу, присесть некогда. Вера Валентиновна уже три года не была в отпуске: земля и хозяйство требуют постоянного внимания, не всегда и на семью, на внуков времени хватает. Она постоянно в полях, в мастерских, на току, с людьми. Сейчас уборочная началась, тут вообще не отдыха.
У Веры Валентиновны двое взрослых детей – дочь юрист, живет в городе, а сын механизатор, здесь же, в кооперативе.
Такая вот женщина, сибирячка, председатель, настоящая хозяйка живет и трудится в селе Миндерла. Она из тех людей, на которых русская земля держится.