Живительные родники Константин Скопцов: фольклорист, хормейстер, композитор, телеведущий…

Живительные родники Константин Скопцов: фольклорист, хормейстер, композитор, телеведущий…
Почему-то все чаще в объективы камер попадают люди, связанные с чем-то скандальным, преступным… Порой за весь выпуск новостей не промелькнет ни одного лица, на которое можно посмотреть с уважением. И так приятно, что наш проект об истории края помогает напомнить, а кому-то и впервые узнать о наших земляках, которыми можно по-настоящему гордиться. Знакомьтесь: собиратель народных песен, заслуженный работник культуры Константин Михайлович СКОПЦОВ.

«Ох, Сибирь широкая»

Уже сейчас, спустя несколько десятков лет после его рождения, отчетливо осознаешь, что для будущего хранителя народных песен, частушек, пословиц многочисленных народов, переселившихся в Сибирь, небольшая деревенька Малиновка Иланского района была одним из самых подходящих мест появления на свет…

Отдаленность Малиновки от крупных городов положительно сказывалась на сохранении народных песен, танцев, обрядов.

скопцов– Несколько десятилетий в деревне не было ни телефона, ни радио, ни телевидения, – вспоминал Константин Скопцов. –

Впервые малиновцы услышали радио в 1952 году, когда был куплен колхозом радиоприемник «Родина-47» во времена моего председательства. Эти условия и позволили сохранить в нашей деревне народные песни, которых здесь знали сотни, народные танцы, которых было столько, что за долгие зимние вечера на вечерках ни одного танца не повторяли.

Неудивительно, что петь и играть на гармошке Константин Скопцов научился рано – «в шесть лет на свадьбе у старшей сестры Анюты я продавал косу невесты и пел старинные свадебные песни». Уже в тринадцать взрослая молодежь просила его поиграть на вечерках. В 1944 году и Константина призвали в армию. После возвращения домой стал председателем колхоза «Вторая пятилетка» и работал на совесть. Но увлечение музыкой оказалось сильнее. И поехал он не куда-нибудь, а сразу в Москву – прослушиваться в хор им. Пятницкого с малиновской песней «Скоро, скоро придется расстаться». Приняли. Но поставили условие – прописаться в столице. А сделать это в те годы было невероятно сложно.

Пришлось стать хормейстером в городе Губкин Курской области. Но, по словам самого Константина Михайловича, сколько волка ни корми, он все равно в Сибирь смотрит.

«Это было недавно, мой друг…»

В 1957 году Константин поступает в Красноярское музыкальное училище на отделение хорового дирижирования. Конкурс – 10 человек на одно место! Через несколько лет уже дипломированный хормейстер с коллективом, занявшим первое место по Сибири, опять едет в Москву. На одном из концертов присутствовал и английский певец Клифф Ричард, по мнению которого, «этот хор из Красноярска мог бы иметь успех и в Англии»…

В последующие годы Константин Скопцов руководил несколькими хоровыми коллективами, работал в краевом Государственном центре народного творчества…

скопцовКак-то очень логично появилась дополнительная «нагрузка» – запись старинных народных песен – тех, которые поколениями пели на свадьбах и у колыбели младенцев. Как рассказывал сын Константина Скопцова Андрей, «есть тетради с отцовскими записями, датированные 1948, 1953, 1958 годами. Это говорит о том, что отец начал собирать народные песни очень рано. Сначала, наверное, на бессознательном уровне, просто по зову души, а затем профессионально и глубоко».

Спустя какое-то время в свет выходят его сборники «Народные песни Красноярья», «Родники народные», «Звонкая, задорная», «Прилетели гули», «Ты воспой, жаворонушек» и другие.

Открыв один из них, я поразилась и богатству языка, и удивительно мирному настрою песен, резко отличающихся от современной эстрадной агрессивно-оскорбительной бессмыслицы. Особое место занимают произведения о войне. Вот – «Это было недавно, мой друг»: ее пели в окопах Северо-Кавказского фронта, а текст был записан со слов участницы Великой Отечественной. Здесь же народная песня, которая стала ответом на популярную на слова К. Симонова «Жди меня, и я вернусь»:

Жду тебя, хороший мой, очень сильно жду…
Жду сибирскою весной, жду весной в цвету…
Для тебя припасено в доме все твоем,
Непочатое вино выпьем мы вдвоем.
Лишь быстрее приходи, милый мой, родной,
Знай, что я умею ждать, как никто другой!

Именно народные песни и «познакомили» Скопцова с Виктором Астафьевым. В книге воспоминаний о писателе есть запись о самой первой встрече. Произошла она в 1983 году в больнице в присутствии Артура Войтецкого – кинорежиссера Киевской киностудии. В Сибири он снимал художественные фильмы по астафьевским «Где-то гремит война» и «Ненаглядный мой». Речь шла о музыкальном оформлении будущего фильма, которое должно состоять из сибирских песен и частушек.

– Режиссер протянул листок, на котором уже были написаны тексты песен, а напевы я должен был записать у самого Виктора Петровича, – вспоминал Константин Михайлович.

– Вот окрепну немного, – сказал писатель, – и приходи ко мне с магнитофоном, я тебе их напою, а ты уж со своими хористками распоешь их по голосам, – потом, как бы спохватившись, добавил: – Ты обязательно покажи ему (он указал на режиссера) вот тот деревенский вальс, что бабки из Саянского района на балалайках и гитарах играли. Он популярным был в войну, – и тут же напел слова, которые я никогда не слышал:

Бедная девица – сердце разбитое,
Милый не хочет любить…

Вальс прошел рефреном через весь фильм. А когда снимали сцену проводов сибиряков на фронт в поселке Усть-Кан и включили громкую фонограмму вальса, на фоне которой слышались прощальные реплики отъезжающих и провожающих, вся массовка заплакала.

Земной поклон

Были сняты телефильмы и по сценариям самого Константина Михайловича – «Сватанье сибирское» и «Родники народные». Более 30 лет он записывал на радио цикл передач «Песня русская родная». А на краевом телевидении шла программа «Родники народные», где он рассказывал о людях края, их обычаях и обрядах.
Скопцов превратил фольклор из народного творчества в нечто многомерное: песни, собранные им, были в издаваемых книгах, звучали на радио и телевидении, «оживляли» художественные фильмы.

Очевидно, что невозможна такая работа без любви к языку, к людям, к родной земле. Он и сам, словно впитывая все лучшее из творчества народов, населяющих край, являлся, по отзывам друзей и коллег, потрясающим рассказчиком.

– А как хотелось, чтобы все, что им наговаривается, было кем-то записано и вошло в сокровищницу устного народного творчества края, потому как сам он – неиссякаемый источник народной мудрости и культуры, из которого сколько бы ни пил – все прибывает, – рассказывала Ольга Спинова, бывшая начальник управления культуры администрации Иланского района.

А сколько надо теплоты и душевного расположения, чтобы даже самые занятые и неразговорчивые откликнулись на призыв и напели те строки, что слышали в далеком детстве?

Его бывший коллега Владимир Замышляев в книге «Земной поклон» вспоминает:
– С ним никогда не скучно. Его всегда считали своим люди, более старшие по возрасту, чем он сам, доверялись, раскрывались при встречах – начинали петь или для записи, или вместе с ним: в избе, на крылечке, в телепередаче. Константин Скопцов и подобные ему удерживают нас на общенациональной круговой связи, на кружевах бескорыстной песенной красоты.

5 декабря в 12:00 в память о заслуженном деятеле культуры Красноярского края пройдет торжественная установка мемориальной доски на доме, где с 1982 по 2004 год жил Константин Михайлович Скопцов.

Что же будет с архивом?

Андрей Скопцов:
После отца осталось 450 кассет магнитофонной пленки. С помощью института в Санкт-Петербурге их удалось оцифровать. Получился 21 диск. Сейчас я работаю с архивом, составляю каталог, делаю классификацию песен – острожная, колыбельная, календарная и т. д. Записи начинаются с 1972 года и заканчиваются за месяц до смерти отца. Какого-то однозначного его наказа по поводу того, как распорядиться архивом, не было. Но пока конкретной сферы применения песенному наследию я не вижу. Не хочу проводить здесь аналогии с юдинской библиотекой, которая оказалась в России никому не нужна и была почти полностью продана США. Не так давно выпущено два диска песен – один с колыбельными, другой – песни военных лет. По моему настоянию для первого из них записывать должны были беременную женщину или женщину с маленьким ребенком: в этот период меняется у нее голос. Диск получился просто изумительным.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
24 апреля 2024
«Последний поклон» в графике
Выставка «Миг и вечность. Сто иллюстраций к 100-летию Астафьева» открылась в Красноярске в залах регионального отделения Урала, Сибири и Дальнего Востока
Без рубрики
24 апреля 2024
Транссибирская магистраль – самая длинная железная дорога в мире
Фактическая протяженность Транссиба по главному пассажирскому ходу (от Москвы до Владивостока) составляет 9 288,2 километра. Он проходит через две части света
Без рубрики
24 апреля 2024
«100 фактов об Астафьеве»: вышла новая книга о писателе
В серии «Жизнь замечательных людей» вышла новая книга о писателе «Астафьев. Праведник из Овсянки» (+16). Ее написал журналист и литератор Олег