«100 фактов об Астафьеве»: 1 мая 2024 года состоялось открытие Национального центра Астафьева

«100 фактов об Астафьеве»: 1 мая 2024 года состоялось открытие Национального центра Астафьева
Фото: Руслан Рыбаков

Открытия национального центра Астафьева – музея нового формата – ждали с особым нетерпением. Строительство трехэтажного здания находилось под контролем губернатора края. Получилось, что ко дню рождения писателя был сделан подарок и жителям региона, и всем поклонникам творчества нашего великого земляка.

Современный и атмосферный

Сделан с особой любовью и благодарностью Виктору Петровичу: продумана каждая деталь многочисленных экспозиций его произведений. Равнодушным, даже если читал Астафьева еще в школе и почти ничего не помнишь, остаться просто невозможно. Получилось особое музейное пространство, очень атмосферное, современное, со множеством мультимедийных экспозиций. Здесь будет интересно посетителям любого возраста.

Можно сказать, что с точки зрения хронологии сейчас в мемориальном комплексе поставлена точка: домик бабушки Екатерины Петровны – это детство писателя, его дом на Щетинкина – завершающий этап творческого пути и, наконец, Национальный центр – это о произведениях, которые продолжают жить и после его смерти.

Начало экскурсии – с «Последнего поклона»: можно познакомиться с инвентарем для игр той поры – бабками, лаптой, зоской.

Сразу вспоминаются слова Астафьева из интервью: «Игр было такое количество, что нам некогда было есть, некогда обедать. Бабушка говорила: «Жрать не приходят, люди добрые! Утром похватал чего-то маленько, и вот я уже корову подоила, солнце закатилось, а он еще пластается».

Для каждого произведения – своя экспозиция.

Пронзительная повесть о любви «Звездопад»: цитаты, которые записаны на огромных листах – бинтах. Раненый боец, который, судя по всему, недавно был прооперирован. За ним – кадры госпиталя, на полках подлинные вещи того времени из фондов краеведческого музея, конкретных военных врачей.

Свое место есть и у частей романа «Прокляты и убиты» – военные гимнастерки, котелок, валенки образца 1941 года.

Многое здесь было найдено за последние два-три года специально для экспозиции.

– Искала на различных сайтах, и вот нашла валенки того времени, достаточно дорогие, около двух с половиной тысяч рублей, – вспоминает Татьяна Зыкова, научный руководитель Национального центра Астафьева. – Я сразу писала, для каких целей мне нужно. И вот человек, который их продавал, ответил: «Не вздумайте никаких денег посылать и даже за почтовые расходы. Я читал Астафьева. И я его очень люблю. Буду горд тем, что помог созданию Национального центра в Овсянке». А вот этот мешок заплечный я шила так же, как моя прабабушка, отправляя на войну: холщовый мешок взяла, две маленьких картошки в уголочки завязала – чтобы не соскользнула веревочка. На нем был карманчик маленький.

Невольно задумаешься, что вот с такими заплечными мешками тысячи километров прошагали до Берлина наши солдаты, изменившие ход мировой истории…

Полностью воссоздали кабинет

В атриуме под стеклом многочисленные награды Виктора Петровича. А еще книги, изданные на разных языках. И это далеко не случайно: считается, что больше всего из сибирских писателей переводили именно Астафьева. В Германии было много изданий «Пастуха и пастушки», в Китае очень ценили «Царь-рыбу». Но перевод его произведений со множеством диалектизмов, идиом очень сложен. Это можно увидеть даже по названиям: «Затеси» на польском превратились в «Знаки на коре», а «Последний поклон» на английском – в «Кивок головы».

Особую ценность представляет экспозиция, где воссоздан личный кабинет Виктора Астафьева из его квартиры в Академгородке: письменный стол, стул, потертое кресло, где сидели приходившие к нему посетители, книжные полки, фотографии, кровать, над которой висит икона Богоматери. В этой обстановке писались произведения последних двадцати лет.

На письменном столе – специальная рамка-ограничитель: писать с одним зрячим глазом было сложно: Астафьев просто не видел края строки, и слово порой обрывалось на половине. Всего здесь около полутора тысяч предметов. Его куртка, кепка, удочка, которую подарили ему в Японии. С особой скрупулезностью подошли сотрудники к воссозданию кабинета.

– Все эти подарочки, даже самые маленькие, он никогда не выбрасывал, – поясняет Татьяна Васильевна. – И мы, когда делали композицию, буквально с лупой смотрели, где дырочка от гвоздика, чтобы повесить вот этот сувенир именно туда, где он висел ранее.

Здесь же есть уголок, посвященный Марии Семеновне – его верной подруге, секретарю, которая по нескольку раз перепечатывала рукописи и помогала в переписке с многочисленными корреспондентами, с издательствами, редакциями, его первому читателю и критику, а после смерти писателя – хранителю его литературного наследия…

На ней были еще и хозяйственные заботы, уход за детьми, а потом внуками. Как она сама решилась взяться за очень нелегкий – уж ей-то это было точно известно – писательский труд?

– Я ведь знала: без меня литература не пропадет, – расскажет она потом в одном из интервью. – Просто постоянно пыталась возвыситься до его ко мне отношения.

Здесь стоит ее письменная машинка, лежит копия страницы рукописи «Пастух и пастушка», книги «Отец», «Спасибо тебе, память!».

Ощущение, что хозяева квартиры просто вышли на несколько минут, но вот-вот появятся.

Два этажа экспозиций и на третьем – интеллект-центр, где можно самостоятельно заняться исследованием творчества писателя: для этого собраны монографии, авторефераты диссертаций, статьи. А еще есть небольшая смотровая площадка с потрясающим видом на Енисей.

Что тут самое важное, значимое? Для каждого, наверное, это будет что-то свое – ведь и Астафьев у каждого свой. У сотрудников музея, которые занимались разработкой концепции Национального центра, была вполне определенная цель.

– Она была определена так: чтобы человек пришел, проникся атмосферой произведений, и ему захотелось бы их прочитать, – говорит Татьяна Зыкова. – И вы знаете, мне кажется, мы этого добились, и вот почему: у нас было много гостей на майских праздниках, и сейчас постоянно идут экскурсии, и человек, пройдя экспозицию, идет и покупает эти книги. У нас было много «Прокляты и убиты» – там одно издание, мне кажется, осталось, почти закончился «Звездопад». Тех книг, что мы закупили, нам хватит недели на две, наверное, не больше. Я слышу, как люди после экскурсии спускаются вниз и говорят: «Надо прочитать!» Вот что самое главное.

Пусть имя мое живет в трудах моих до тех пор, пока труды эти будут достойны оставаться в памяти людей, – писал сам Астафьев.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
14 декабря 2025
Месяцы, опаленные войной: Март 1945-го
В историю России навечно вписаны 48 месяцев 1941–1945 годов, опаленных огнем Великой Отечественной войны. В юбилейный год из номера в номер
Без рубрики
13 декабря 2025
У каждого должна быть своя Вахта Памяти
Ребята из поисковых отрядов понимают важность своей миссии, они возвращают имена пропавшим без вести солдатам Великой Отечественной войны. Отыскивая останки
Без рубрики
12 декабря 2025
Красноярск станет красивей и уютней
В уходящем 2025 году в Красноярске активно продолжались работы в рамках программы комплексного развития территории (КРТ). Благодаря этому механизму в городе
Мы используем cookie-файлы для улучшения вашего опыта просмотра, предоставления персонализированной рекламы и контента, а также анализа трафика сайта. Продолжая использовать наш сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Согласен
Политика конфиденциальности