«100 фактов об Астафьеве»: по повести «Кража», которую боялись печатать, внучка писателя поставила спектакль «Трещина»

«100 фактов об Астафьеве»: по повести «Кража», которую боялись печатать, внучка писателя поставила спектакль «Трещина»
«Если мир расколется, трещина пройдет, прежде всего, по судьбам детей». Такую надпись можно увидеть в экспозиции Национального центра Астафьева. Фото: Руслан Рыбаков

«Если мир расколется, трещина пройдет, прежде всего, по судьбам детей». Такую надпись можно увидеть в экспозиции Национального центра Астафьева. Это фраза Репнина – директора детского дома из городка Краесветска 30-х годов. Так назвал писатель Игарку в своей повести. И начинается она со страшного события – «ночью умер Гошка Воробьев»… Мальчик, которого изувечили, избив с особой жестокостью так, что уже ему не смогли помочь врачи, однажды просто не проснулся…

В детском доме немало детей, чьи судьбы искалечены не только озлобленными взрослыми, но и трагическими событиями 30-х годов. Многие попадают в Игарку вследствие репрессий. У главного героя Толи Мазова из семьи раскулаченных крестьян (прототипом становится сам писатель) бабушка Евдокия замерзла в сугробе, прадед умер от цинги, и он остается совсем один…

Нравы в детском доме жестокие, часть воспитанников – малолетние преступники, которые попали туда «на перевоспитание». Как только представляется благоприятная возможность, они совершают кражу: женщина-кассир попадает под следствие, а ее дети отправляются в детский дом…

В повести немало автобиографичного – жизнь в Игарке, куда отправился отец Вити со своей новой женой в надежде на достойный северный заработок, была одним из самых драматичных периодов в судьбе Астафьева. Отца положили в больницу на несколько месяцев, мачеха от пасынка отказалась в надежде спасти собственных детей. Подросток бродяжничал, голодал и в итоге попал в детдом.

Но именно там произошла судьбоносная для Астафьева встреча, о которой он будет вспоминать всю жизнь:

…прекрасных людей я знавал немало, но не из родни: первым – после мамы, бабушки и деда – был Василий Иванович Соколов, бывший воспитатель, а затем и директор Игарского детдома.

Он отличался от других сотрудников детского дома, и благодаря ему узнали, что есть «другая культура, чем та, которую пишут на плакатах… оказывается, есть музыка хорошая, есть драматург Островский. Кроме школьной программы есть Фет, Тютчев, Есенин…».

Именно он и стал прототипом Репнина.

Премьера спектакля «Трещина» состоялась в 2018 году. Фото: kkkm.ru

Писалась повесть тяжело – в финале работы Астафьев признается, что «устал смертельно».

Повесть таки добил. Стоило это огромных усилий и перенапряжения невероятного. Если б не глухое село, не добрая осень, не отринутость от суеты и ошеломительных новостей, мне не справиться бы с этой вещью.  Не все, но вывез я в повести. Есть прогибы, есть места, где не хватило силенок, а точнее таланта, но чувствую, что вещь получилась, и только звон в контуженой башке да усталость не дают как следует порадоваться этой моей победе над собою… – рассказывает в одном из писем Астафьев.

Еще больше сложностей возникло с публикацией – произведение нравилось, но печатать его опасались: репрессии, дети врагов народа, очень много жутких и вполне правдоподобных картин жизни того времени… Не пропустят тут многое – прямо говорили ему в редакциях столичных журналов. А еще: «вышел-де запрет на спецпереселенцев и зэков».

У меня был полуторачасовой разговор по повести с начальством издательства «Молодая гвардия», и когда я его закончил, мне было так тяжело физически и морально, будто я тифом переболел, – в отчаянии пишет Астафьев.

В итоге он направляет рукопись в новосибирский журнал «Сибирские огни»:

Как я вам уже говорил, в рукописи ничего такого нет, но действие ее происходит в Игарке (переименованной в Краесветск), и, естественно, особой «светлости» там нету, она горьковата и печальна, как та жизнь, которую я узнал в Игарском детдоме.

Игарка, кстати, занимала особое место в жизни писателя. Уже после возвращения в Сибирь он несколько раз приезжал туда, встречался со своими читателями.

В 1966 году повесть «Кража» была опубликована. А спустя несколько лет Астафьев подготовил по ее мотивам сценарий художественного фильма «Трещина», но картину так и не сняли.

Еще через полвека появился спектакль с таким названием – его поставила внучка писателя Полина силами созданной ею музейно-театральной студии «Сибирячок», репертуар которой состоит из пьес по мотивам произведений Астафьева.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
14 декабря 2024
Фонд «Защитники Отечества»: получать поддержку, делиться опытом, находить друзей
Созданный 1 апреля 2023 года по указу президента России фонд «Защитники Отечества» стал важной опорой для военнослужащих, ветеранов и их
Без рубрики
14 декабря 2024
Ветераны Центрального района Красноярска: «Мы горды, что наши внуки – настоящие защитники Отечества»
Встречи с участниками специальной военной операции для совета ветеранов Центрального района Красноярска стали уже традицией. В этом году в канун Дня
Без рубрики
13 декабря 2024
Никогда нельзя забывать о людях: в Красноярске открыли мемориальную доску Владимиру Долгих
Память о выдающихся людях помогает сохранять историческое наследие региона, лучше понимать ныне живущим свои корни, традиции, культуру. Да и осознание