В диспетчерскую службу МЧС специально принимают только женщин. Голос прекрасной дамы и звучит мелодичнее, и успокаивает лучше. А это в чрезвычайной ситуации очень важно. Когда на другом конце провода приятный голос скажет «101 слушает», сразу становится на душе теплее и тревога так не давит. Взяли трубку, ответили – значит, помогут, значит, спасут.
В диспетчерской только девушки
Центральный пункт пожарной связи службы пожаротушения Главного управления МЧС России по Красноярскому краю – сердце пожарной охраны. Вход закрыт кодовым звонком. Еще бы – именно сюда стекается вся информация о чрезвычайных происшествиях, случившихся в регионе. Работают здесь только девушки. Они в режиме реального времени и звонки о ЧП принимают, и пожарные машины к месту происшествия направляют, и отслеживают передвижения расчетов.
К нам могут позвонить и сообщить о разных происшествиях – загорание в доме или квартире, травмированные в дорожно-транспортном происшествии, погибшие или зажатые. Звонят даже с просьбой помочь снять самоубийцу с крыши или вывезти бабушку из зоны паводка, – рассказывает диспетчер центрального пункта пожарной связи службы пожаротушения Главного управления МЧС России по Красноярскому краю Евгения Жагер. – А мы незамедлительно отправляем технику.
Сообщения поступают в центральный пункт в основном из Красноярска и близлежащих районов (в более отдаленных есть свои диспетчерские службы, которые принимают звонки и реагируют на них), и девушки наизусть знают расположение улиц в этих населенных пунктах, наличие гидрантов, достопримечательности, которые могут стать важным ориентиром для пожарных расчетов. Ведь сообщить о возгорании могут сторонние наблюдатели, которые даже адресов не знают. Диспетчеры все звонки принимают в дело, здесь нет понятия «анонимка». Сообщение пришло – значит, кому-то может грозить опасность.
Каждый день на сутки выходят шесть диспетчеров. Четверо «сидят на городе», остальные мониторят край. За сутки в спокойное время – летом или в начале осени – к ним поступает около 500 звонков. А когда приходят холода и люди начинают топить печки или включают обогреватели, в три-четыре раза больше. Только успевай фиксируй возгорания. Тогда и пожарные машины даже в гараж не успевают заезжать – с одного пожара сразу летят на другой.
В мае 2022 года у нас была как раз такая ситуация – ветер поднялся, пыльная буря понеслась, и сразу в нескольких районах заполыхали дома, – вспоминает Евгения. – Нас тогда всех вывели на работу. Трубку положить не успевали, как снова раздавался звонок, – горело все больше и больше. Населенные пункты были полностью уничтожены. Рассказывали, диспетчеру в Уяре позвонили: «Беги, твой дом горит». Ее тут же подменили, и она бросилась домой. Тогда трагедия лишь единиц не коснулась – те, наверное, в рубашке родились.
Спокойствие, только спокойствие
В критической ситуации человек чаще всего пребывает в состоянии шока. У него спутанная речь, он кричит и плачет. Так что понять взволнованного заявителя диспетчеру бывает сложно. Но, как говорят в Главном управлении МЧС России по Красноярскому краю, не зря на телефоне сидят девушки. Они действуют как настоящие психологи – успокаивают звонящего и четкими вопросами выясняют всю ситуацию.
Много таких звонков поступает. Мы прежде всего сами стараемся сохранять спокойствие. А затем пытаемся успокоить человека. Например, если уже есть сообщение о пожаре, поясняем: «Машины выехали, не волнуйтесь». А заодно уточняем характеристики пожара: на каком этаже, есть ли в квартире или доме люди, советуем проводить эвакуацию, – поясняет диспетчер.
Конечно, бывают такие ситуации, когда даже диспетчер не может остаться спокойным к тому, о чем говорят на другом конце провода. Евгения и сама мама, а потому не может спокойно воспринимать, когда речь идет о детях.
Легкий мандраж начинается, ждешь, когда машины доедут до места, – признается девушка. – Я помню, только пришла в МЧС, и сразу сообщение – в пожаре погибла многодетная семья и гости, которые к ним приехали. Человек одиннадцать задохнулись. Это был, конечно, шок. И все равно, главное в нашей работе – спокойствие.
Детская шалость?
Евгения Жагер уже 13 лет работает диспетчером. По своему опыту знает, как мешают работе пожарных ложные сообщения о возгораниях. Ближайшая машина отправляется на несуществующий пожар, а на реальное возгорание приходится из другого района наряд вызывать. И ехать он будет дольше. А в таких ситуациях промедление недопустимо.
Очень много ложных вызовов поступает, – вздыхает Евгения. – Дети звонят – сообщают о возгорании в школе или задымлении в подъезде. Мы, конечно, отправляем машину – проверить обязательно нужно. Если информация не подтвердилась, вечером можем перезвонить по телефону, с которого поступил ложный вызов, отчитаем шутника, а то и на родителей попадем.
Впрочем, ложные вызовы поступают не только от детей, но и от взрослых, чаще пьяных. Однажды после Нового года звонок поступил из одного из общежитий Красноярска: задымление, неприятный запах. Пожарные приехали, ничего не обнаружили. Снова сообщение с этого адреса. И вновь машина направилась с проверкой. Оказалось, шутили две нетрезвые женщины. Развлекались.
Люди так забавляются. Но они должны понимать: общежитие – высотный дом, и на его тушение направляется минимум пять машин. А если техника срочно понадобится по другому адресу? – возмущается диспетчер.
Не стоит звонить по 01 и с просьбой снять кошку с дерева. В МЧС отмечают: для этого существуют муниципальные службы. Приедут – и кошку с забора снимут, и корову из канавы вытащат. А у 01 другие задачи – спасение людей в чрезвычайных ситуациях.
Лучше перестраховаться
Впрочем, как отмечают диспетчеры, в чрезвычайных ситуациях лучше перестраховаться. Нередко на телефон 01 поступают сообщения о дыме неизвестного происхождения, который оказывается туманом или пыльным облаком. Считать ли такие сообщения ложными? Конечно, нет.
Если есть сомнения, обязательно нужно обращаться в МЧС. Задымление в подъезде, запах горелой проводки, сработала сигнализация – звоните 01, и приятный женский голос вам ответит: «Мы вас слушаем, что случилось?».