Мимо небольшой деревни в паре десятков километров от Краснотуранска легко проехать. Полуразрушенные здания хозяйственных построек, брошенные дома с зарастающими дворами. А ведь когда-то ради этой земли ехали за тысячи километров. В 1907 году переселенческое управление Енисейской губернии выделило здесь участок для немцев. Из Ставропольской, Саратовской и Волынской губерний сюда начали приезжать люди. Они и дали название новому населенному пункту – Гнадендорф, что означает «благодатная деревня».
Хотя современному человеку их жизнь показалась бы непростой.
– Деревянных домов в принципе не было, саманные дома были, так называемые топтанки, состоящие из глины и соломы, – рассказывает нам заведующая клубом поселка Николаевка Татьяна Граф. – Леса для строительства не было. И первые прибывшие делали дома из дерна – даже соломы взять было неоткуда. Бабушка мне рассказывала, что вместо полов была затирка из навоза и глины, которую «голиком» (веником) начищали.
Мы идем за Татьяной по извилистой улице. Дом ее предков – именно такой, саманный. Хотя снаружи это не очевидно.
– Загляните в окна, – предлагает Татьяна. – Видите, какие широкие стены? Это делалось специально, чтобы удержать вес крыши.
Мы заходим в крошечный дворик. У немцев он делится на две части – «чистый», где вход в дом, гараж, летняя кухня. И «хозяйственный» – там, где держали скот.
Хозяев здесь нет уже давно. Поселок, который в 1914 году, после начала Первой мировой войны, был переименован по указу российского императора в Николаевку, изначально был полностью немецким.
В 90-х годах прошлого века многие жители села Николаевка начали оформлять документы и переезжать в Германию. Но прижиться там по разным причинам удалось не всем.
– Я помню, как ехали назад на поезде, – вспоминает Татьяна. – И вот когда начали подъезжать к Абакану, только в те минуты я поняла выражение «землю готов целовать». До того я была счастлива вернуться назад.
Причины для возвращения были разные. Одна из самых популярных – оказалось, что, хотя и считали они себя здесь чужаками, русские люди им все же ближе по менталитету, чем жители Германии.
Но здесь, в Краснотуранском районе, немцы стараются придерживаться своих традиций. Для молодежи раньше даже курсы немецкого были организованы. И сейчас Татьяна ведет уроки для тех, кто не хочет забывать о своих корнях. На том занятии, которое мы увидели, дети украшали цветами самодельный сноп. Это для Дня урожая, который считается одним из очень важных национальных праздников.
А много лет назад немцы основали свой музыкальный коллектив. «Моргетау» где только не был! Более 10 лет назад стал лауреатом фестиваля «Саянское кольцо». Голоса, несмотря на возраст его солистов, звонкие и молодые. Конечно, не все немцы сюда, в Краснотуранский район, по своей воле приехали. По-разному было.
– Я в Поволжье родилась, и наши родители были высланы сюда, как многие немцы, в Сибирь, – рассказывает одна из солистов. – По-разному к немцам относились. Большинство нас жалело. Голодные, разутые, нищие.
У меня были три сестры и брат – один меньше другого. Они ходили побираться. Хотя по-русски вообще почти ничего не знали. Родителей забрали в трудармию: если младший ребенок был старше трех лет, маму уже забирали. С ними осталась старенькая бабушка. Русские помогали. Я уверена, что мои родные выжили только благодаря им. Мама сбежала к детям, но успела переночевать только одну ночь – ее отправили в тюрьму. Потом уже все исправилось – нам землю дали, 20 соток, мы дом построили.
У многих семей есть своя грустная история…
Хоть и берегут они свои традиции, но в определенные моменты понимаешь, что никакие это не иностранцы. Наши они, русские.
Когда мы с фотографом собрались уже уезжать, нас долго не отпускали, приглашая к столу. Никакие отговорки не помогли. Заботливо прикрытые полотенцами, чтобы не остыли, ждали нас кастрюли с разными блюдами, правда, исконно немецкими. К примеру, проды – из мяса и картофеля, кребли – вкусные и сладкие. И даже сладкий суп из сухофруктов. Ну где мы еще такое попробуем?