Партнером проекта «Месяцы, опаленные войной» стали угольщики АО «СУЭК-Красноярск». В компании трепетно и с почтением относятся к памяти о страшных событиях военного лихолетья, помнят бессмертные подвиги тех, кто сражался на фронтах Великой Отечественной, приближал Победу в тылу, а вернувшись к мирной жизни, посвятил себя созидательному труду. В этой рубрике мы вспоминаем ключевые события войны и рассказываем о ее ветеранах, бывших шахтерах, первостроителях угледобывающих предприятий, жителях шахтерских городов Красноярского края.
Исход московской битвы имел огромное политическое и стратегическое значение. Советские войска впервые с начала войны нанесли крупное поражение немецко-фашистской группе армий «Центр».
Изначально план немцев о взятии Москвы предполагал, что столица будет завоевана в течение первых трех или четырех месяцев. Однако, несмотря на успехи вермахта, усилившееся сопротивление советских войск помешало его выполнению. В частности, битва за Смоленск (10 июля – 10 сентября 1941 года) задержала немецкое наступление на Москву на два месяца. Битвы за Киев и Ленинград также оттянули часть сил вермахта, не позволив Гитлеру сконцентрировать всю мощь немецкого оружия в одном месте.
Контрнаступление Красной армии началось 5 декабря, а уже к 7 января советские войска вышли на рубеж Волги северо-западнее и восточнее Ржева. Продолжая наступление, наша армия к началу января 1942 года отбросила противника на 100–250 километров, нанесла тяжелый урон его 38 дивизиям, освободила более 11 тысяч населенных пунктов.
В битве под Москвой немецкая армия потеряла свыше 400 тыс. человек, 1,3 тыс. танков, 2,5 тыс. орудий, более 15 тыс. машин и много другой техники. А главное, случился психологический перелом среди солдат и гражданского населения: укрепилась вера советского народа в Победу, был разрушен миф о непобедимости немецкой военной машины. Крах плана молниеносной войны («Барбаросса») породил сомнения в успешном исходе войны как у германского военно-политического руководства, так и у простых немцев.
Результатом оборонительных и наступательных операций московской битвы стал разгром ударных группировок немецких войск, что изменило расстановку сил на фронте и в дальнейшем оказало значительное влияние на ход войны и мировой истории в целом.
В битве за Москву принимали участие и шахтеры-сибиряки – сегодня мы рассказываем о двух таких ветеранах.
За образцовое выполнение боевых задач в ходе битвы за Москву и проявленные при этом доблесть и мужество около 40 частей и соединений получили звание гвардейских, 36 тыс. советских воинов были награждены орденами и медалями, 110 человек удостоены звания Героя Советского Союза. В 1944 году была учреждена медаль «За оборону Москвы», которой наградили более 1 млн защитников столицы.
От Москвы до Берлина
Роман Алексейцев, парень-сибиряк из деревни Карлык Саянского района Красноярского края, был призван на службу в первые дни войны. И почти сразу попал в гущу жесточайших сражений за столицу нашей Родины. Он быстро овладел одной из самых рискованных военных профессий – стал сапером. В составе 84-го отдельного мотоинженерного батальона сержант Алексейцев участвовал в боях, строил мосты, наводил переправы, делал проходы в минных полях. Вместе с военными товарищами форсировал реки Припять и Пину, Днепровско-Бугский канал, принимал участие в штурме и взятии городов Гомель и Юхнов. Был трижды ранен.

Роман Маркович Алексейцев, сержант, сапер 84-го отдельного мотоинженерного батальона
За свои подвиги Роман Маркович был удостоен правительственных наград: ордена Красной Звезды, ордена Отечественной войны I степени, медалей «За боевые заслуги», «За взятие Берлина» и «За оборону Москвы». Вернувшись с фронта, солдат все разрушительное оставил позади и свою энергию направил на созидательный мирный труд. В городе Бородино он строил Ирша-Бородинский угольный разрез. Но душа его, изломанная войной, просила красоты, и бывший сапер занялся устройством городского парка культуры и отдыха, а затем стал его директором.
Роман Маркович прожил долгую и плодотворную жизнь, оставив о себе добрую память.
Его воспоминания были опубликованы в 1986 году в районной газете «Знамя Октября»: «Закончилась Великая Отечественная война, которую прошел я от Москвы до Берлина сапером, и живой, хотя и трижды раненный, вернулся в родные края. После демобилизации явился в райком партии, чтобы встать на учет… После беседы с первым секретарем был направлен на строительство угольного разреза, поскольку имел строительную специальность и опыт работы в военных условиях. Направили меня в стройцех, назначив прорабом и секретарем парторганизации. Люди трудились вдохновенно, особенно строители. Трудно было. Но и почетно: мы поднимали разрушенное хозяйство и строили новый город…»
Сражался в «армии прорыва»
Виктор Федорович Кузеро был родом из деревни Ивановка Рыбинского района Красноярского края. Он воевал в составе легендарной 78-й стрелковой добровольческой бригады красноярцев-сибиряков на Калининском фронте.

Виктор Федорович Кузеро, сержант, стрелок-автоматчик 78-й стрелковой добровольческой бригады сибиряков
В первые дни войны у военкоматов выстраивались длинные очереди добровольцев – все хотели попасть на фронт. Из этих людей формировали Сталинские добровольческие бригады, куда отбирали самых лучших. Из 28 тысяч человек выбрали лишь шесть тысяч. В середине сентября их отправили на фронт. Два дня эшелоны уходили на запад. 78-я бригада вместе с другими сибирскими подразделениями вошла в состав Особого Сибирского корпуса. Им предстояло встретиться с самыми подготовленными и отборными дивизиями СС: «Великая Германия», «Мертвая голова», отдельным полком СС.
«Армия прорыва» – так называли нашу 78-ю добровольческую бригаду.
«Немцы нас боялись жутко, – вспоминал в своем дневнике Василий Непомнящий, комсорг первого батальона. – Мы были гражданские и прямо на ходу учились воевать. Первое время я думал, что домой не вернусь – не раз смерть глядела в глаза. Но мы выстояли и пошли вперед».
Среди выживших солдат был и Виктор Кузеро. За участие в тех страшных боях против немецких захватчиков он был награжден медалью «За оборону Москвы».
В феврале 1944 года, освобождая город Ворошиловград в составе роты автоматчиков, Виктор Федорович был ранен осколком мины в кисть правой руки – это ранение оказалось настолько тяжелым, что бойца пришлось демобилизовать.
Ветеран был удостоен ордена Отечественной войны I степени и медали «За боевые заслуги».
После войны он женился на белорусской девушке Еве Яковлевне, которая тоже прошла фронты Великой Отечественной – была связной в отряде Богушевской партизанской бригады. Из Белоруссии молодая семья перебралась в Сибирь, где жили родные Виктора. Он устроился работать на Ирша-Бородинский разрез на участок взрывных работ. Позже по его настоянию в Бородино из Белоруссии переехала и сестра Евы Яковлевны Евдокия с супругом и четырьмя детьми. «Золотых гор не обещаю, но с хлебом будете всегда!» – говорил им Виктор Федорович. Так он стал родоначальником династии угольщиков. В медсанчасти «Угольщик», ведомственном медучреждении угледобывающего предприятия, работала его дочь Ирина Викторовна Домоводова, внук тоже трудится на разрезе.
Публикация подготовлена по материалам книги «Герои войны – герои СУЭК»



