А по-человечески?

Почему в нас воспитывают недоверие друг к другу

А по-человечески? Почему в нас воспитывают недоверие друг к другу

Взятки я давал раза два-три в жизни. Давно. Гаишникам. Рублей сто-двести и полюбовно – то есть они деликатно намекали, а я соглашался.

Свою миссию они выполнили: поймали нарушителя и наказали. А то, что эта сторублевка (официальный штраф составлял примерно ту же сумму) пойдет не в государственный карман, а в частный, меня не смущало. Даже наоборот: в 90-е, а это происходило именно тогда, государство ассоциировалось с унитазом – принимает все, на выходе – ничего. А тут живая денежка, которая пойдет живому человеку. Мой близкий знакомый работал тогда в ГАИ, и я видел, как он живет – иногда, простите, жрать было нечего. Пробраться в «элиту», покрывающую преступников и берущую огромные взятки, у него не хватило наглости. И совесть не пускала. Эти, которым я давал сторублевки, видимо, были из таких же. Один, помню, даже сказал, будто оправдываясь: «Завтра Восьмое марта. Подарки нужны». Пойдет человек, купит какие-нибудь колготки в универмаге – что здесь плохого, если жизнь не дает это сделать ПО-ЧЕЛОВЕЧЕСКИ? Так что никакого гражданского презрения к этим тихим коррупционерам у меня не было. Нет и сейчас. Хотя не знаю, как бы я поступил и что чувствовал, окажись на их месте хищные, несытые морды, которые начали бы обшаривать машину в поисках какой-нибудь законной закорючки, которую при желании всегда можно найти. Одного моего коллегу как-то пытались привлечь за отсутствие одной таблетки в стандарте валидола – аптечка, выходит, некомплектная. Другого – за перевозку вил в багажнике: вилами можно убить…

Вывод: даже такое нехорошее дело, как взятка, можно обставить по-человечески, а можно по-свински.

Кажется, Бердяев первым заметил, что в русском сознании правда важнее закона – и в этом наше принципиальное отличие от Запада. Правду невозможно зафиксировать каким-либо нормативом, она распознается только нравственным чувством и отчасти традицией.

В западную сторону мы движемся третье десятилетие, и, надо признать, не без успеха. Это заметно не столько по изобилию товаров на магазинных полках, новых машин на дорогах, заполненным по вечерам кафе и клубам, сколько по тому, как явно мы превращаемся в матерых законников. Может быть, даже и не мы, а пресса, пропихивающая в центр общественного внимания то, как нас обманывают, травят, нарушают наши права. Сейчас, я заметил, о просроченных йогуртах по телевидению рассказывают в той же тональности, что об изменниках Родины в 70-х и о маньяках-людоедах после перестройки. Торговать лежалым товаром, безусловно, плохо, но в данном случае это не йогурт, а инструмент, формирующий отношение к окружающей действительности.

Теперь главными качествами гражданина считаются бдительность и правовая грамотность, доверие является свидетельством глупости, а фраза «Может, договоримся?» воспринимается исключительно как увертюра коррупционного акта.

Лет пять назад был популярен образный термин – диктатура законности. Помнится, все люди доброй воли были за такую диктатуру, потому как мы движемся, пусть и не без проблем, от отсталого общества к развитому, где главенствует право и никто не будет обижен.

Что касается обиженных, то это вряд ли сбудется.

Один пример. Госдума готовится обсуждать очередной законопроект об оскорблении чувств верующих. О чем речь, пока не совсем ясно, но массовый поиск оскорбляющих объектов и субъектов уже идет полным ходом. Если обобщить, то вещей, не оскорбляющих никого, в мире просто не существует.

Многое из того, что происходит, я не в состоянии понять, поскольку являюсь продуктом того, отсталого и абсолютно неправового, общества. То, что позволяло ему не опускаться до нынешнего демонстративного скотства (часто маскируемого под современное искусство и защиту гражданских свобод), тысячекратно оболгано и осмеяно. Например, культивируемый страх обидеть другого – особенно незнакомого. Это может показаться нелепым для страны, в которой процветало бытовое хамство, тем не менее этот страх считался принадлежностью любого порядочного человека. Поэтому я никогда не пойму того, кто по доброй воле надевает майку с надписью «Все Наташи б…» или с какой-нибудь карикатурой в духе Лео Таксиля и шлепает по улице бодрый и счастливый.

Страх переродился в свою противоположность и теперь называется гражданской позицией, свободой слова, правом на самовыражение и пр. На этом фоне дежурные всхлипы о том, что обществу надо объединяться и вообще жить дружно, выглядят какой-то нелепицей.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
5 декабря 2025
Афиша событий в Красноярске с 8 по 14 декабря
Понедельник. 8 декабря Вторник. 9 декабря В 19:00 в БКЗ пройдет творческая встреча-концерт лауреатов международных и всероссийских конкурсов и фестивалей
Без рубрики
5 декабря 2025
Главный кардиолог Красноярского края рассказал, можно ли «почистить сосуды»
То, что доверять рекламе можно далеко не всегда, известный факт. Но одно дело, когда платой за доверчивость становится покупка некачественного
Без рубрики
5 декабря 2025
Алексей Коноваленко: «Если мир меняется, мы тоже должны измениться»
В конце октября губернатор Михаил Котюков поручил исполнять полномочия руководителя краевого минздрава заместителю министра Алексею КОНОВАЛЕНКО. Сегодня Алексей Николаевич –
Мы используем cookie-файлы для улучшения вашего опыта просмотра, предоставления персонализированной рекламы и контента, а также анализа трафика сайта. Продолжая использовать наш сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Согласен
Политика конфиденциальности