Пенсионерка Анастасия Ивановна Буланцева, село Каратузское:
«Что это за мусорная реформа, когда отходы просто собрали в один мешок и увезли на ту же свалку, куда мы возим? Народ даже не знал, что по определенным часам ездит машина и собирает мусор. Узнали, когда получили счета.
Я сказала: платить не буду, потому что мусор не вывозила. Я и сама могу увезти отходы на свалку, но только дешевле в несколько раз, и не каждый месяц. У меня нет столько мусора. А берут по 100 рублей с человека. За год за двоих я должна отдать 2 тыс. 400 рублей. Для меня достаточно вывозить мусор 3–4 раза в год, обходится он мне в 200 рублей».
Такое письмо пришло в НКК с юга Красноярского края.
«Узкие места» реформы
Тема «мусорной реформы» – горячая не только для жителей нашего региона, для всей России. Вспомните январские скандалы, когда города буквально утопали в мусорных завалах, региональные операторы не рассчитали своих сил, не справились с существующими объемами отходов.
На этой неделе ход «мусорной реформы» в районах края стал темой губернаторского совета, на котором собрались главы всех территорий, депутаты Законодательного собрания и общественники.
– Реформа идет непросто. Но никто больших успехов в начале и не ожидал, – сказал губернатор Красноярского края Александр Усс. – Ведь этим путем мы двигаемся впервые за всю новейшую историю. Но за прошедшие полгода немало набито шишек, мы выявили узкие места.
Об этих узких местах и говорили главы министерств и территорий.
– Много критики как со стороны глав муниципалитетов, так и со стороны региональных операторов вызывает установленная норма накопления твердых коммунальных отходов, – проинформировал собравшихся на губернаторском совете министр экологии и рационального природопользования Павел Корчашкин. – Она была получена опытным путем и утверждена еще в 2017 году. А в 2019-м мы приступили к корректировке нормы накопления – проводим замеры, определяем объемы и морфологию отходов. В 2020 год войдем с новыми нормативами. Острый вопрос – неразвитость и ограниченность инфраструктуры обращения с отходами. В крае 33 полигона ТКО, остаточной вместимости 13 из них хватит только на пять лет. В соответствии с проектом новой территориальной схемы до 2025 года нам, помимо многочисленных реконструкций действующих полигонов, предстоит построить еще 19 новых. В рамках нацпроекта «Экология» министерство России планировало строительство мусоросортировочных комплексов в шести населенных пунктах края. Деньги должны были прийти в первом квартале этого года, но до сих пор не перечислены.
Еще один барьер на пути «мусорной реформы» – недостаток, а часто полное отсутствие оборудованных мест накопления ТКО – контейнерных площадок, отвечающих всем санитарным нормам. В крае нужно организовать восемь тысяч контейнерных площадок и установить более 35 тысяч контейнеров. На это потребуется 850 млн рублей.
Кстати, некоторые районы нашли способ решения «контейнерной проблемы». Например, в Сухобузимском районе баки приобретают в складчину: половину вкладывают жители, половину муниципалитет.
Где найти регоператора?
Главы регионов и общественники отметили: несовершенство мест накопления, а также некачественная работа региональных операторов способствуют замусориванию контейнерных площадок, растут несанкционированные свалки. По данным минэкологии, в начале реализации «мусорной реформы» на территории края зафиксировали 641 свалку объемом 12,5 млн тонн отходов. За полгода какие-то из них удалось ликвидировать, но появились новые. В результате число «мусорок» выросло.
При этом определить накопителя отходов практически невозможно, спрашивают с собственника земли. Чаще всего это муниципалитет. На совете губернатор напомнил главам территорий: несанкционированные свалки – их зона ответственности.
– Край будет выделять субсидии на ликвидацию несанкционированных свалок, но и спрашивать будем строго, – пообещал Александр Усс.
Больше всего проблем возникает в территориях, где отсутствует коммуникация между муниципальными властями и регоператором. Правда, в некоторых населенных пунктах представителя оператора не сыскать, как говорится, днем с огнем.
– Мы относимся к Канской технологической зоне, наш регоператор в Канске, а на территории нет специалистов, – сетовала глава Иланского района Ольга Альхименко. – Телефоны недоступны, потому решить вопросы не можем. А у регоператора неактуальные сведения – приходят квитанции на «мертвые души». Перевозчики не оснащены достаточным количеством техники, хотя в нашем плане было прописано конкретное количество машин, которые должны собирать и вывозить мусор.
Канскую технологическую зону обслуживает ООО «Планета-сервис». Немало вопросов к этому регоператору возникало и у жителей Тасеевского района (Абанская технологическая зона). Они также жаловались: представителей на территории нет, дозвониться невозможно, а проблем предостаточно (НКК рассказывал об этом в материале «Горящий вопрос» в № 29 2019 года).
А люди-то не знают!
Неинформированность населения о проходящей в крае «мусорной реформе» – проблема, пожалуй, не меньшая, чем отсутствие контейнеров или мусороперерабатывающих производств.
– С людьми на старте реформы никто не разговаривал и не объясняет до сих пор, – сказал на губернаторском совете председатель координационного совета «Народный контроль в сфере ЖКХ» Роман Казаков. – Семинары и консультации, которые мы проводим, показывают нулевую осведомленность граждан. Люди не хотят платить за неудовлетворительную услугу. Это урок для регоператоров, которые шапкозакидательски отнеслись к своим обязанностям. С другой стороны, неплатежи оборачиваются против человека. Часть из них – получатели субсидий, а при накоплении задолженности за два и более месяцев их лишают государственных гарантий.
Найти компромисс в этой ситуации сложно. С одной стороны, как пишет Анастасия Ивановна Буланцева из села Каратузское, и платить вроде не за что. А с другой – неплатежи могут обернуться неприятностью.
– Если услуга оказывается плохо, прежде всего необходимо обратиться к регоператору и выяснить причины, – советует жительнице села Каратузское министр экологии и рационального природопользования края Павел Корчашкин. – Вопросы, возникающие в ходе «мусорной реформы», также можно задать специалистам минэкологии края. На горячей линии обращения принимают в режиме реального времени и отвечают на них в короткие сроки.
На горячую линию краевого министерства экологии и рационального природопользования можно отправить электронное сообщение на адрес dag@mpr.krskstate.ru. Ответ будет опубликован в кратчайшие сроки на центральной странице сайта ведомства по адресу mpr.krskstate.ru/ в разделе «Горячая линия по вопросам в области обращения с ТКО». Также можно позвонить в министерство по телефону 8 (391) 249-31-00. Вас свяжут с ответственным специалистом.
Кстати, Каратузский район относится к Минусинской технологической зоне, регоператор здесь – московская фирма ООО «Аэросити-2000». Решением суда он лишен своего статуса (как и ООО «Планета-сервис», обслуживающая Абанскую, Лесосибирскую и Канскую зоны) из-за проблем с документацией, представленной на конкурс. И сейчас вывозит мусор временно. В минэкологии отмечают: очередные конкурсы по выбору новых регоператоров будут объявлены в начале июля. Как сказал глава Минусинска Андрей Первухин, заявиться на них намерено местное муниципальное предприятие. Возможно, им удастся не только повысить качество обслуживания жителей, но и снизить тарифы. По словам Первухина, резервы для этого есть.