Авиатор Наумкин

Авиатор Наумкин

Евгений НАУМКИН, командир авиационного отряда специального назначения Росгвардии, говорит: если бы была дана вторая жизнь, снова выбрал бы военную службу на вертолете. 35 лет отслужил Родине, но до сих пор каждый полет неповторим. Управляешь вертолетом и понимаешь: летишь, как птица. Что лучше этого может быть?

Военным нужно родиться

Евгений Наумкин – человек веселый и творческий. Когда его спрашивают, где работает, отвечает: «Никогда нигде не работал, всю жизнь служу». Он с 17 лет носит погоны, прошел Афганистан, Чечню. Не раз бывал в сложных ситуациях, но на все вопросы об опасностях и свистящих пулях отвечает: «Это просто работа».

Он не любит говорить о проблемах, но о работе своей рассказывает с сердечностью. Ведь ничего лучше нет, чем управлять винтокрылой машиной, уметь посадить ее на лесной полянке, когда в лопасти практически упираются деревья, или пройти по приборам в гуще облаков и ловко зайти на посадку.

– У нас семейная династия авиаторов, – рассказывает Евгений. – Папа срочную службу на Камчатке в авиации проходил, родной брат – командир «Боинга», племянник оканчивает училище гражданской авиации, сейчас и мой младший сын Ярослав поступил в авиационное училище.

Евгений Викторович военным хотел быть всегда. Откуда появилась эта страсть у мальчишки, который вырос в отдаленном селе Мокрушинское Казачинского района, – неизвестно. Но мама рассказывала ему: с 4 лет начал рисовать людей в военной форме. И всегда готовил себя к тому, чтобы служить Родине, – хорошо учился, занимался спортом. В 10-м классе подал документы в Барнаульское истребительное училище. А потом буквально «заболел» вертолетами.

– В 10-м классе мы с родителями поехали к брату на присягу. Он служил в Казахстане в десантно-штурмовом батальоне. А в это время учения шли, я увидел вертолеты. Сразу же забыл о присяге, сел у окна и наблюдал за ними, – вспоминает Евгений Викторович. – Вижу – идут три молодые лейтенанта с защитными шлемами. Красиво! Я к ним: как попасть в вертолет? Они рассказали мне про вертолетные училища. Я приехал домой – и сразу в военкомат: не хочу в Барнаульское училище, хочу в вертолетное. Выбрал Уфимское.

Поступил в него с первого раза, хотя конкурс был 80 человек на место. И успеваемость была высокой, и здоровье не подкачало. На приемных экзаменах в училище пришлось не только билеты тянуть, но и проходить профотбор. Твердо держать ручку управления вертолетом и вести его по заданной траектории, когда тебя бьет током в руку или ослепляют вспышки света. А еще – суметь выдержать болтанку на специальных качелях, которые имитируют воздушные ямы.

– Все прошел, – улыбается Евгений Наумкин. – А я и сейчас спокойный.

Главное – выполнить задачу без потерь

В учебные полеты Евгения Наумкина направили на втором курсе. Будущих военных вертолетчиков готовили к заброске в Афганистан. Учились днем и ночью, зимой и летом, а когда выпускались, имели более 200 часов налета (в два раза больше, чем обычные пилоты).

– Мы уверенно висели, понимали, что такое площадка, проходили поворотный пункт, – рассказывает командир авиаотряда специального назначения. – Мы знали, что нас готовят в Афганистан. У меня было право выбора, но я написал рапорт об отправке.

И в 1991 году сразу после выпуска из училища улетел служить на ирано-афганскую границу.

Эскадрилья стояла в Ашхабаде, а вертолетный отряд базировался в городе Мары. Оттуда и происходили вылеты. Задач было много – в основном переброска личного состава, огневая поддержка, бомбометание.

– Ничего особенного, – говорит Евгений Наумкин. – Мы просто работали.

Хотя и не только наши вертолеты «производили бомбометание», их тоже обстреливали. Однажды машина, на которой служил Евгений, пришла на базу с простреленным фюзеляжем.

Затем была Чечня. Первая, вторая, третья, четвертая командировки. Родина сказала: «Надо!»

Крайний раз (вертолетчики не говорят «последний») на Кавказ Наумкина отправляли в 2014 году. В Сочи проходила Олимпиада, на Украине начались волнения, и военные думали, что из Чечни их перебросят на Донбасс. Но этого не произошло. Вернулся домой.

– Конечно, было страшно – и в Афганистане, и в Чечне, – отвечает на мой вопрос пилот. – Только дураки могут сказать, что на войне не страшно! Главное для нас – выполнить задачу без потерь.

И выполнял.

«Мы приносим пользу Родине»

За всю службу Евгений Наумкин сменил несколько ведомств. Но это не значит, что переходил из одного в другое. Просто вертолетный отряд перебрасывали сначала из КГБ в ракетные войска стратегического назначения, затем в МВД, а в 2016 году передали в Росгвардию.

Если на войне одна из задач вертолетчика – огневая поддержка, в мирной жизни – борьба с преступностью. Цель не менее важная.

Помощь авиации требуется и при проведении операции «Путина», и в борьбе с браконьерами, «черными лесорубами», при поиске заблудившихся в лесу людей.

В их работе оперативность прежде всего. Только появилась информация – сразу вылет. В этом случае браконьеры не успевают уйти:

– У меня часто спрашивают: какой экономический эффект от ваших поисков? А как можно оценить чувства матери ребенка, потерявшегося в лесу, и которого мы нашли? Или ущерб природе, что могли бы нанести «черные лесорубы», и которых мы вовремя остановили? Мы принесли пользу Родине!

Риск – дело не благородное

Любая работа в авиации связана с риском. Может отказать техника или вертолет попадет в сложные метеоусловия. Конечно, командир может отказаться совершать вылет, если считает, что его экипаж не будет в безопасности.

– Это с опытом приходит, – говорит Евгений Наумкин. – Сейчас делаешь все более обдуманно. Стараешься уберечь и себя, и тех, кто рядом с тобой.

В жизни пилота было немало ситуаций, которые могли закончиться катастрофой. У Наумкина, кроме его официального дня рождения, по крайней мере еще три. Один из них – после случая в Афганистане, когда душманы прострелили вертолету фюзеляж и машина еле дотянула до базы. В мирной жизни – авария в марте 2019 года. Пилот гнал вертолет в Новосибирск на регламентные работы, и вдруг отказал один двигатель. Было принято решение садиться перед собой. А это значит моментально посадить машину на полянку посреди леса. Сейчас Наумкин понимает: это решение было принято вовремя.

– Мне как будто Бог подсказал: «Садись здесь». Через 10 км начинались лес и горы, посадка была бы уже невозможна.

Позже ему говорили: нужно было лететь на одном двигателе. Но уверенности в том, что и он не откажет, не было. Так зачем же рисковать?

Командир авиаотряда специального назначения считает: военным нужно родиться, чтобы отдавать этому делу всю жизнь.

– Если я пойму, что уже не справляюсь, напишу рапорт и уйду, – говорит Наумкин. – У меня есть офицерская честь. А пока есть опыт, есть что рассказать, чтобы люди задумались и обошли неприятные ситуации. Ради этого стоит жить и стоит летать!

Фоторепортаж:

Красноярскому авиационному отряду спецназначения 15 лет

 

Фото пресс-службы Росгвардии по Красноярскому краю

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
5 декабря 2025
Главный кардиолог Красноярского края рассказал, можно ли «почистить сосуды»
То, что доверять рекламе можно далеко не всегда, известный факт. Но одно дело, когда платой за доверчивость становится покупка некачественного
Без рубрики
5 декабря 2025
Алексей Коноваленко: «Если мир меняется, мы тоже должны измениться»
В конце октября губернатор Михаил Котюков поручил исполнять полномочия руководителя краевого минздрава заместителю министра Алексею КОНОВАЛЕНКО. Сегодня Алексей Николаевич –
Без рубрики
5 декабря 2025
«За ленточку» ездят особые люди
5 декабря в России отмечается День волонтера. С началом специальной военной операции добровольчество получило новый виток развития: в него пришли
Мы используем cookie-файлы для улучшения вашего опыта просмотра, предоставления персонализированной рекламы и контента, а также анализа трафика сайта. Продолжая использовать наш сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Согласен
Политика конфиденциальности