База, которую создал Шмидт

База, которую создал Шмидт
Ремонт сухогруза «Северодонецк» близок к завершению

Уже в самом названии района – Енисейский – слышится название великой сибирской реки. И действительно, Енисей в этих краях и поилец, и кормилец, и главная дорога. Населенные пункты здесь сосредоточены вдоль реки. Но, пожалуй, в наибольшей степени Енисей повлиял на судьбу поселка Подтесово.

Вынужденная зимовка

Тридцатые годы прошлого века были временем активного развития судоходства на Енисее. В октябре 1933 года в Подтесовской протоке вынужденно остановились на зимний отстой и ремонт более 30 судов. Деревушка, существовавшая в те времена, была настолько мала, что разместить сто человек судовых экипажей было просто негде. Люди построили землянки, в которых и пережили суровую сибирскую зиму.

Несмотря на сложные условия, к началу навигации 1934 года удалось отремонтировать весь флот. Достоинства этого места были достаточно быстро оценены. Глубоководная протока позволяет отстаивать здесь крупнотоннажные суда. Отпадает необходимость переводить их в мелководный осенний период для ремонта в Красноярск через сложный Казачинский порог.

Уже в феврале 1934 года было принято решение о начале строительства затона, мастерских и поселка. В этом же году в Подтесово были построены корпуса мастерских, бараки, пекарня и столовая для рабочих. После запуска генератора в домах появилось электрическое освещение. Наряду с бытовыми удобствами появилась и «культурная жизнь» – в поселковом клубе ставили представления и проводили концерты. Сюда же приезжала и кинопередвижка.

Интересно, что одним из инициаторов строительства подтесовских судоремонтных мастерских стал легендарный исследователь Арктики и глава Севморпути Отто Юльевич Шмидт. Об этом сегодня напоминает мемориальная доска на двери заводоуправления.

Крупнейшая в СССР

Из-за отдаленности от краевого центра и сложности доставки материалов многое приходилось производить на месте: рубить и пилить лес, добывать бутовый камень для фундаментов, производить кирпич. Тем не менее к последнему предвоенному году здесь были построены кузнечный и литейный цеха, столярная и механическая мастерские. А в межнавигационный период 1939–1940 годов здесь отстаивалось уже 86 судов.

В сороковые годы XX века в Подтесово появились больница, библиотека, комбинат бытового обслуживания. А в 1945–1949 годах строители Норильского комбината возвели дамбу, создав безопасный затон для отстоя судов.

В 50-е годы были запущены основные производственные цеха и слип для подъема судов. Уже тогда подтесовский судоремонтный завод начал превращаться в крупнейшую на территории СССР ремонтно-эксплуатационную базу флота.

Но по-настоящему звездный период для ПРЭБ – 60–80-е годы прошлого века. К концу этого периода на техническом обслуживании Подтесовской РЭБ состояло более 450 судов, объем перевозок которых составлял более половины от всего объема Енисейского речного пароходства. Суда ходили по Енисею, Подкаменной и Нижней Тунгускам, Ангаре, Хантайке, Курейке и другим притокам великой реки. Возили лес, продукцию Норильского комбината, материалы для строительства Курейской и Хантайской ГЭС, грузы для геологических партий.

РЭБ не «лежала»

Заместитель директора Подтесовской РЭБ флота, филиала ОАО «Енисейское речное пароходство», Николай Олейников хорошо помнит те времена. Ведь он пришел на РЭБ в 1969-м и в этом году отмечает личный юбилей – 50 лет трудовой деятельности на предприятии.

– Семидесятые годы были пиком развития края, – рассказывает он. – Тогда речники перевозили очень много грузов. Объем северного завоза достигал 25–27 миллионов тонн. Стояла задача обеспечить районы Крайнего Севера продуктами питания, материалами и оборудованием.

В 90-е, как и у многих других предприятий, положение ремонтной базы значительно ухудшилось. Впрочем, даже и тогда до дна дело не доходило.

– В те времена у нас несколько раз бывал губернатор Александр Лебедь вместе с членами краевого правительства, – вспоминает Николай Олейников. – Помню, приехали они как-то весной. А у нас на стене висел график производственной активности. И поскольку март и апрель самые «урожайные», то на графике получился резкий пик. Александр Иванович увидел это, повернулся к министрам и говорит: «Вот вы мне рассказываете, что все предприятия «лежат». А я вижу – тут люди работают!» Ныне этот график с подписью Александра Лебедя находится в музее.

День сегодняшний

Сегодня на традиционный вопрос «Как живете?» на РЭБ отвечают: «Хорошо». Есть свои внутренние проблемы, но они все решаемы и не представляют собой какой-либо угрозы для экономики и социальной жизни предприятия.

Вместе с Николаем Олейниковым мы идем по территории РЭБ. Она огромна. Ведь здесь ремонтируют несколько крупнотоннажных судов одновременно. Вот и сейчас на площадке самоходное сухогрузное судно «Северодонецк» и сухогрузная баржа грузоподъемностью три тысячи тонн.

«Двухтысячник» «Северодонецк» построен в Чехословакии в 1964 году. Стало быть, ветеран отслужил уже 55 лет. Но для судна это не возраст. Изношенные от воздействия енисейской воды элементы конструкции уже заменены, идет покраска корпуса, и к концу сентября енисейская волна вновь заплещется у бортов сухогруза.

– Дадим ему вторую жизнь, – говорит Николай Степанович, – еще на столько же лет.

Здесь все впечатляет. Огромные корпуса и краны, круто спускающиеся к берегу и уходящие в воду рельсы слипов, по которым из Енисея поднимают на промплощадку тысячетонные суда.

Подтесовская РЭБ флота осуществляет не только все виды ремонтных работ, но и развивает высокотехнологичное производство деталей и механизмов для судоремонта.

А еще база флота – градообразующее предприятие, от которого в большой степени зависит благополучие поселка Подтесово. И не только Подтесово. К примеру, паромная переправа по линии Енисейск – Еркалово также обслуживается РЭБ. А летом паром – единственный способ сообщения между районным центром и правобережными поселками.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
5 декабря 2025
Главный кардиолог Красноярского края рассказал, можно ли «почистить сосуды»
То, что доверять рекламе можно далеко не всегда, известный факт. Но одно дело, когда платой за доверчивость становится покупка некачественного
Без рубрики
5 декабря 2025
Алексей Коноваленко: «Если мир меняется, мы тоже должны измениться»
В конце октября губернатор Михаил Котюков поручил исполнять полномочия руководителя краевого минздрава заместителю министра Алексею КОНОВАЛЕНКО. Сегодня Алексей Николаевич –
Без рубрики
5 декабря 2025
«За ленточку» ездят особые люди
5 декабря в России отмечается День волонтера. С началом специальной военной операции добровольчество получило новый виток развития: в него пришли
Мы используем cookie-файлы для улучшения вашего опыта просмотра, предоставления персонализированной рекламы и контента, а также анализа трафика сайта. Продолжая использовать наш сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Согласен
Политика конфиденциальности