Уже в самом названии района – Енисейский – слышится название великой сибирской реки. И действительно, Енисей в этих краях и поилец, и кормилец, и главная дорога. Населенные пункты здесь сосредоточены вдоль реки. Но, пожалуй, в наибольшей степени Енисей повлиял на судьбу поселка Подтесово.
Вынужденная зимовка
Тридцатые годы прошлого века были временем активного развития судоходства на Енисее. В октябре 1933 года в Подтесовской протоке вынужденно остановились на зимний отстой и ремонт более 30 судов. Деревушка, существовавшая в те времена, была настолько мала, что разместить сто человек судовых экипажей было просто негде. Люди построили землянки, в которых и пережили суровую сибирскую зиму.
Несмотря на сложные условия, к началу навигации 1934 года удалось отремонтировать весь флот. Достоинства этого места были достаточно быстро оценены. Глубоководная протока позволяет отстаивать здесь крупнотоннажные суда. Отпадает необходимость переводить их в мелководный осенний период для ремонта в Красноярск через сложный Казачинский порог.
Уже в феврале 1934 года было принято решение о начале строительства затона, мастерских и поселка. В этом же году в Подтесово были построены корпуса мастерских, бараки, пекарня и столовая для рабочих. После запуска генератора в домах появилось электрическое освещение. Наряду с бытовыми удобствами появилась и «культурная жизнь» – в поселковом клубе ставили представления и проводили концерты. Сюда же приезжала и кинопередвижка.
Интересно, что одним из инициаторов строительства подтесовских судоремонтных мастерских стал легендарный исследователь Арктики и глава Севморпути Отто Юльевич Шмидт. Об этом сегодня напоминает мемориальная доска на двери заводоуправления.
Крупнейшая в СССР
Из-за отдаленности от краевого центра и сложности доставки материалов многое приходилось производить на месте: рубить и пилить лес, добывать бутовый камень для фундаментов, производить кирпич. Тем не менее к последнему предвоенному году здесь были построены кузнечный и литейный цеха, столярная и механическая мастерские. А в межнавигационный период 1939–1940 годов здесь отстаивалось уже 86 судов.
В сороковые годы XX века в Подтесово появились больница, библиотека, комбинат бытового обслуживания. А в 1945–1949 годах строители Норильского комбината возвели дамбу, создав безопасный затон для отстоя судов.
В 50-е годы были запущены основные производственные цеха и слип для подъема судов. Уже тогда подтесовский судоремонтный завод начал превращаться в крупнейшую на территории СССР ремонтно-эксплуатационную базу флота.
Но по-настоящему звездный период для ПРЭБ – 60–80-е годы прошлого века. К концу этого периода на техническом обслуживании Подтесовской РЭБ состояло более 450 судов, объем перевозок которых составлял более половины от всего объема Енисейского речного пароходства. Суда ходили по Енисею, Подкаменной и Нижней Тунгускам, Ангаре, Хантайке, Курейке и другим притокам великой реки. Возили лес, продукцию Норильского комбината, материалы для строительства Курейской и Хантайской ГЭС, грузы для геологических партий.
РЭБ не «лежала»
Заместитель директора Подтесовской РЭБ флота, филиала ОАО «Енисейское речное пароходство», Николай Олейников хорошо помнит те времена. Ведь он пришел на РЭБ в 1969-м и в этом году отмечает личный юбилей – 50 лет трудовой деятельности на предприятии.
– Семидесятые годы были пиком развития края, – рассказывает он. – Тогда речники перевозили очень много грузов. Объем северного завоза достигал 25–27 миллионов тонн. Стояла задача обеспечить районы Крайнего Севера продуктами питания, материалами и оборудованием.
В 90-е, как и у многих других предприятий, положение ремонтной базы значительно ухудшилось. Впрочем, даже и тогда до дна дело не доходило.
– В те времена у нас несколько раз бывал губернатор Александр Лебедь вместе с членами краевого правительства, – вспоминает Николай Олейников. – Помню, приехали они как-то весной. А у нас на стене висел график производственной активности. И поскольку март и апрель самые «урожайные», то на графике получился резкий пик. Александр Иванович увидел это, повернулся к министрам и говорит: «Вот вы мне рассказываете, что все предприятия «лежат». А я вижу – тут люди работают!» Ныне этот график с подписью Александра Лебедя находится в музее.
День сегодняшний
Сегодня на традиционный вопрос «Как живете?» на РЭБ отвечают: «Хорошо». Есть свои внутренние проблемы, но они все решаемы и не представляют собой какой-либо угрозы для экономики и социальной жизни предприятия.
Вместе с Николаем Олейниковым мы идем по территории РЭБ. Она огромна. Ведь здесь ремонтируют несколько крупнотоннажных судов одновременно. Вот и сейчас на площадке самоходное сухогрузное судно «Северодонецк» и сухогрузная баржа грузоподъемностью три тысячи тонн.
«Двухтысячник» «Северодонецк» построен в Чехословакии в 1964 году. Стало быть, ветеран отслужил уже 55 лет. Но для судна это не возраст. Изношенные от воздействия енисейской воды элементы конструкции уже заменены, идет покраска корпуса, и к концу сентября енисейская волна вновь заплещется у бортов сухогруза.
– Дадим ему вторую жизнь, – говорит Николай Степанович, – еще на столько же лет.
Здесь все впечатляет. Огромные корпуса и краны, круто спускающиеся к берегу и уходящие в воду рельсы слипов, по которым из Енисея поднимают на промплощадку тысячетонные суда.
Подтесовская РЭБ флота осуществляет не только все виды ремонтных работ, но и развивает высокотехнологичное производство деталей и механизмов для судоремонта.
А еще база флота – градообразующее предприятие, от которого в большой степени зависит благополучие поселка Подтесово. И не только Подтесово. К примеру, паромная переправа по линии Енисейск – Еркалово также обслуживается РЭБ. А летом паром – единственный способ сообщения между районным центром и правобережными поселками.