Пока не отношу себя к пожилым людям – однако прекрасно помню время, когда правый и левый берега Красноярска соединял всего лишь один (!) автомобильный мост. Причем было это совсем недавно – в восьмидесятые годы прошлого века. Сейчас их четыре. А ведь есть еще мосты на обходе города, в Дивногорске… 12 лет назад я стоял на крутом берегу реки в Енисейском районе – тогда здесь состоялась самая первая, устная презентация Высокогорского моста. И тоже не верил. Слишком фантастически выглядела затея.
Но – вот же оно! На стройплощадке этого перехода, который возводится по национальному проекту «Безопасные и качественные дороги», уже началась работа с подводными конструкциями.
Дно реки здесь сформировано из гнейса – одной из древнейших горных пород. По свойствам она напоминает гранит. «Взять» гнейс непросто.
– Чтобы будущая мостовая опора выдерживала нагрузку, специалисты бурят на глубине до двух метров. На месте одной из будущих опор рабочие сооружают специальные ограждения, чтобы получилось что-то вроде защитного колодца. Откачав из него воду, они начнут возводить постоянную железобетонную опору, – рассказал министр транспорта края Константин Димитров.
Со стороны левого берега строители прокладывают временный технический мост. Он нужен, чтобы доставлять на площадку бетон и другие стройматериалы. А на подходах к Высокогорскому мосту рабочие продолжают возводить земляное полотно, прокладывать водопропускные трубы и строить левобережную объездную дорогу.
Прочное дно и сложная гидрологическая обстановка не мешают мостовикам. Тем более что перед ледоходом и началом паводка они успели возвести шесть из 11 опор на обоих берегах могучей сибирской реки. К августу планируют закончить все буровые работы и приступить к монтажу руслового пролетного строения.
Напомним, старт строительству моста осенью 2020 года дал губернатор Александр Усс. В мае, во время встречи с Владимиром Путиным, он доложил главе государства о ходе работ:
– Мы на год раньше начали строительство Высокогорского моста к богатейшим месторождениям на правом берегу Енисея. У нас есть основания полагать, что в 2023 году этот стратегический для нас мост будет введен в эксплуатацию.
Общая стоимость сооружения – 6 миллиардов рублей. Деньги выделены из краевого и федерального бюджетов. Переоценить его значение сложно – мост обеспечит круглогодичную транспортную связь центра края с Северо-Енисейским районом, который большую часть года пока еще остается весьма труднодоступным для автомобильного транспорта.