Собственник недвижимости в центре Красноярска более 15 лет не может зарегистрировать постройки. Владислав Суслов приобрел памятник архитектуры регионального значения – дом по улице Ленина, 3, – еще в 1999 году. С тех пор ответственные органы никак не могут определиться, законны достроенные на этой территории объекты или нет.
Нет государства, нет норм
Когда Владислав купил здание на Ленина, 3, этот памятник регионального значения уже находился на реконструкции. Суслов работы продолжил:
– Реставрацию объекта мой компаньон начал в 1997 году. В 1999-м у него финансовый кризис, и он попросил меня о помощи. Я заключил с ним договор и приобрел «Дом жилой усадьба купца Ларионова», а также возведенные в рамках реконструкции гараж, привратницкую, кирпичный забор и пристройку к дому – почти 900 кв. м. Я полагал, что после завершения реставрации и реконструкции стану собственником этих объектов.
Ремонтно-реставрационные работы на купеческом доме продолжались более 10 лет. В 2015 году акт приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия подписали главный специалист отдела государственной охраны и сохранения службы по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края Алексей Савченко, директор Красноярского филиала Сибирского института «Сибспецпроектреставрация» Вениамин Можайцев, который осуществлял научное руководство, авторский и технический надзор.
Владислав Суслов обратился в Росреестр для регистрации права собственности на вновь образованные объекты (гараж, привратницкую, кирпичный забор и пристройку к дому). Но ему отказали: не было разрешения на ввод объектов в эксплуатацию.
– Я несколько раз обращался в службу по охране объектов культурного наследия с требованием выдать мне разрешение, но получал отказ, – сетует бизнесмен. – В конце концов написал исковое заявление в суд. Суд вынес вердикт, что все пристройки к памятнику культуры – самовольные.
Свой отказ служба по охране объектов культурного наследия (а вслед за ней и суд) объясняла тем, что у Суслова не было разрешения на строительство по новому Градостроительному кодексу. Хотя работы-то на купеческом доме начались еще в 1990-е годы и разрешения выдавались в соответствии с нормативными актами СССР. Есть проект, разрешение на производство ремонтно-реставрационных работ, акт приемки выполненных работ, кадастровые номера всех появившихся в ходе реконструкции зданий. Но раз объекты не введены в эксплуатацию, значит, самовольные.
За время реконструкции площадь памятника архитектуры с 219 квадратов выросла до 877 кв. м. Появились два подземных этажа, большие подвальные помещения. И это не противоречит законодательным нормам. Правда, в 2018 году кадастровый номер здания площадью 877 квадратных метров из ЕГРН исключен. Этот номер присвоили дому купца Ларионова площадью 219 кв. м.
Чтобы узаконить капитальные строения, необходимо иметь землю в собственности. Но администрация города расторгла с Сусловым договор об аренде участка еще в 2006 году, отдала территорию другому владельцу – Виктору Ремизову.
Владислав Суслов уже не первое десятилетие ходит по замкнутому кругу: чтобы узаконить капитальные строения, необходима собственность на землю. А для оформления надела нужно узаконить стоящие на нем капитальные строения. Но рук бизнесмен не опускает: обращается в различные инстанции, судится, пишет письма – старается доказать, что пристройки к памятнику культуры не самовольные.
Фундамент, попирающий историю
Эту историю мы рассказывали в НКК в июле 2020 года («Дом со свечным заводиком»). Тогда еще обсуждался скандал, в центре которого оказался тот самый дом на Ленина, 3. Накануне универсиады красноярцы подготовили обращение к первым лицам края и города с требованием защитить старинную усадьбу.
В письме, которое подписали 300 человек, сообщалось: историческое здание обезобразили строительством торгового павильона. Просто варварство закрывать прекрасный вид усадьбы магазином из сэндвич-панелей.
Этот торговый павильон, причем с разрешения городской администрации, возводил новый собственник участка Виктор Ремизов.
Горожане надеялись: стройку, уродующую исторический центр, остановят, фундамент снесут, вернут на место кирпичную ограду особняка, которую заменили на металлический профлист.
Но универсиада отгремела, а «Дом жилой усадьба купца Ларионова» продолжает соседствовать с фундаментом недостроенного торгового павильона.
В 2020 году служба по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края на запрос НКК ответила: неоднократно обращалась в администрацию Красноярска для инициирования сноса возведенного фундамента. Но…
Не собственник, но налоги плати
После публикации в газете история приобрела новый поворот.
Нет, фундамент недостроенного торгового павильона так и не убрали с территории исторической усадьбы. Напротив, департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации Красноярска обратился в суд с иском не к тем, кто уродовал исторический центр, пытаясь влепить туда здание из сэндвич-панелей, а… к Суслову – о сносе самовольных построек – тех самых гаража, привратницкой и прочей недвижимости.
Суд тщательно разбирался в деле и не признал строения самовольными. По закону самовольным является здание, возведенное на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке или на котором нельзя строить такие объекты. А также если строительство велось без согласований и разрешений, и градостроительные нормы и правила, установленные на дату начала возведения здания, продолжают действовать на момент выявления самовольной постройки.
А на реконструкцию по Ленина, 3, как мы уже говорили, есть и разрешение, и проект, и акт приемки выполненных работ.
Эта маленькая победа пока не принесла бизнесмену ощутимых результатов. Узаконить усадьбу так и не удается. Не получается даже застраховать объект или составить на него технический план для проведения реконструкции старинного дома.
– Все это время я плачу налоги на недвижимость, собственником которой, по сути, не являюсь, – удивляется Владислав Суслов.
СПРАВКА
Памятник архитектуры регионального значения на Ленина, 3, построен в начале XIX века. В состав усадьбы входили свечной заводик, людская изба, два амбара, два погреба, завозня, сарай. Сохранились только дом жилой с лавкой, флигель и створки ворот.
Это было одно из первых каменных зданий Красноярска в конце XVIII – начале XIX века. Жил в нем купец Петр Федорович Ларионов, который в 1796 году приехал в Красноярск из Иркутска вместе с женой и малолетним сыном. Объявив за собой необходимый капитал, Ларионов вступил в третью купеческую гильдию. А в 1801 году занял место городского головы.
В 1817 году Ларионов построил усадьбу на улице Качинской (ныне Ленина). Возводили ее енисейские мастера, которые считались лучшими строителями Приенисейского края.