Без прорывов и озарений

Без прорывов и озарений
Фото: Олег Кузьмин

Одним из главных медийных героев минувшей недели стал кинорежиссер и продюсер Сарик Андреасян, освистанный студентами московского киноколледжа за нехорошие слова о классике мирового кино Андрее Тарковском. Это именно та ситуация, когда не знаешь – то ли горевать, то ли радоваться…

Насколько можно понять из выставленного в Сети фрагмента, на лекции, которую пригласили прочесть Андреасяна, возник спор об авторском кино, то есть таком, где искусство главнее денег (сейчас, увы, необходимы такого рода пояснения) и где Тарковский – столп. Лектор заявил: хотите быть бедными – снимайте авторское кино, я не против. Но когда одна студентка под нарастающий гул в аудитории поинтересовалась: а разве то, что не ради денег, вам не интересно? – мэтра прорвало.

Дело не в деньгах, мне не интересно маргинальное кино, что ты от меня хочешь, зачем ты меня заставляешь смотреть эту лажу? Я ненавижу Тарковского! Тарковский – это ужасно! Я ненавижу авторское кино, Тарковский – это плохо. Если вы позвали меня обсуждать это, я это обсуждать не готов. Это деградирующий кинематограф, он остался шестьдесят лет назад, забыли это. Хотите говорить про сегодня – давайте. Если вы хотите быть нищими, кончеными, блюющими кинематографистами, идите на…

На самом деле монолог был немного длиннее, и кинорежиссер завершал его, надевая пальто, с намерением немедленно расстаться с публикой, орущей уже в полный голос.

Под занавес Андреасян заявил:

Именно из-за этих киношкол у нас в стране дефицит кадров. Мышление настолько унылое и однобокое, что ожидать того, что мы сможем быть передовой страной в индустрии развлечений, не стоит. Именно эти киношколы воспитывают тех самых либералов, которые ненавидят свою страну и пытаются провоцировать любого, кто мыслит не так, как им рассказали. Тарковский в помощь, ребята! Живите прошлым, а мы будем делать кино сегодняшнее и будущее.

Какова связь между Тарковским и воспитанием либералов – непонятно. Однако при нынешнем обычае делить богему на ту, которая за СВО и против, надобно сразу оговориться, что Андреасян – за. Тут к нему претензий нет. Претензии есть к его кинопродукции, весьма обильной – ее регулярно разносят критики и киноблогеры, главным образом за безвкусие и вторичность.

Прокатная история его фильмов также не блещет (хотя есть исключения), а конкретные названия не упоминаю потому, что вряд ли они кому-то что-то скажут. Если, конечно, показано это не позавчера – как сериал «Онегин» (12+) – и еще не окончательно выветрилось из прессы и короткой коллективной памяти…

При этом Андреасян остается одним из самых многоснимающих и продюсирующих. Кстати, после скандала в колледже председатель «Справедливой России» Сергей Миронов заявил, что Счетной палате с прокуратурой не грех проверить, что получил зритель в обмен на сотни миллионов казенных, и большей частью невозвратных, рублей, выделенных режиссеру.

Пишите бескорыстно…

Скандал же раскрыл две очевидные позиции. Первая – вполне оптимистическая: юношеству все еще свойственны романтические порывы, и за высокое искусство оно готово кинуться в драку, а это щелчок по носу тем скрипунам, кто любит огульно ругать подрастающее поколение за малознание и менеджерские наклонности.

Отмечу, что напряженность в аудитории возникла еще до того, как Андреасян напал на классика; студентов, судя по всему, оскорбила сама концепция, в которой кино рассматривалось как способ обогащения, и более – никак.

И в этом возмущении есть по-детски простая и святая правда. В законном добывании больших денег нет ничего изначально скверного. Хочешь разбогатеть – торгуй недвижимостью, играй на бирже, наконец, купи пару торговых мест на рынке – способов много. Но кино, как и вообще искусство, – явно не самый прямой и лучший из них. Есть мудрый призыв Корнея Чуковского, обращенный, правда, не к кинематографистам, но по сути универсальный:

Пишите бескорыстно – за это больше платят.

Кинематограф Тарковского – ярчайший феномен такого бескорыстия, по­множенного на высшую степень художественного дара и мастерства. Кстати, его заведомая нерентабельность – вопрос двоякий. Зритель у такого кино немногочисленный, но он будет всегда, так же как у шедевров живописи, музыки, литературы.

Зритель коммерческого кино, даже вполне приличного, миллионными массами прошмыгнет за пару ближайших уик-эндов и больше не вернется. Между тем и другим такая же сущностная пропасть, как между чашкой цинского фарфора и бумажным одноразовым стаканом: назначение одно и то же, но когда минует жизненный пик вещи, первая уходит в музей, где продолжает жить, вторая – в утиль.

Конечно, такое гениальное бескорыстие – явление редчайшее и чрезвычайно тяжелое для его обладателя, но то, что молодые видят в нем профессиональный ориентир, – прекрасно.

Тарковский – это легенда наряду с Эйзенштейном и Кулешовым… Они прославили русский кинематограф на весь мир. Вошли во все учебники по киноязыку. И до сих пор многие современные режиссеры пользуются образными системами великого режиссера Тарковского.

Нацелены на барыш

Эта цитата – из интервью С. Андреасяна РИА Новости, 2017 год. Ее привели почти все, кто писал о перепалке в колледже. Почему он раньше говорил так, а теперь иначе, абсолютно не важно. Во-первых, классики пребывают за пределами «хвалы и клеветы», во-вторых, опытный успешный человек (а это он и есть) всегда знает, что сказать… В-третьих, и это, видимо, самое грустное обстоятельство, – Андреасян пытался донести до студентов собственную правду о том, что собой представляют современное российское кино и те, кто его делает:

Ребят, вы просто не понимаете, как это устроено. Вы подрастете и однажды все поймете. Пройдите мой путь, наденьте мои ботинки, а потом поговорим. Это так не работает, как вы думаете. Если ты думаешь, что умнее меня и лучше, ты заблуждаешься.

Как устроен российский кинопром, я тоже не знаю, да в общем-то это не так и важно. Судя по тому, что выходит на экраны, шлака там на порядок больше, чем полезного вещества. И даже видно почему: в сердцевине системы – не автор, не режиссер-диктатор (как в СССР) и не мастеровитый конструктор зрелищ (Голливуд), а торгаш. Причем торгаш уровня среднего вещевого рынка, заточенный на самый быстро-легкий барыш.

Скандал-то, по большому счету, и получился из-за того, что студенты рассчитывали увидеть придуманного ими мастера, а увидели совсем другое. Между тем лектор все же пытался донести до них правду жизни – отучитесь, придете в профессию, она вас обтешет под себя, заусенцев не оставит, и станете такими, какими следует быть в данной среде.

И поскольку пришло время финальной морали, дело не в самой перепалке и тем более не в Тарковском, да и вообще не в кинематографе. Когда будете читать или слушать очередное публицистическое причитание о том, что России нужна культура глубокая, высокая, сплачивающая изнутри и привлекающая извне, вспоминайте эту сцену – как малым сим ломают крылышки перед вылетом в большую жизнь. Оттого и бежит она по кругу – без прорывов и озарений…

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
5 декабря 2025
Афиша событий в Красноярске с 8 по 14 декабря
Понедельник. 8 декабря Вторник. 9 декабря В 19:00 в БКЗ пройдет творческая встреча-концерт лауреатов международных и всероссийских конкурсов и фестивалей
Без рубрики
5 декабря 2025
Главный кардиолог Красноярского края рассказал, можно ли «почистить сосуды»
То, что доверять рекламе можно далеко не всегда, известный факт. Но одно дело, когда платой за доверчивость становится покупка некачественного
Без рубрики
5 декабря 2025
Алексей Коноваленко: «Если мир меняется, мы тоже должны измениться»
В конце октября губернатор Михаил Котюков поручил исполнять полномочия руководителя краевого минздрава заместителю министра Алексею КОНОВАЛЕНКО. Сегодня Алексей Николаевич –
Мы используем cookie-файлы для улучшения вашего опыта просмотра, предоставления персонализированной рекламы и контента, а также анализа трафика сайта. Продолжая использовать наш сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Согласен
Политика конфиденциальности