Врачи Лесосибирской ЦРБ рассказывают губернатору Льву Кузнецову о достижениях, проблемах, выполнении программ, нехватке оборудования… На одном из переходов главу края окружают больные – каждый с наболевшим: «не посылают на УЗИ», «два месяца не могу попасть в стационар», «лекарства не выписывают»… Сетований множество, вывод один: медицина остро нуждается в перестройке. И прежде всего нужны не материальные средства, а грамотное управление.
Заседание президиума губернаторского совета в Лесосибирске как раз и было посвящено модернизации здравоохранения региона. Перед совещанием уже традиционный для губернатора пункт программы – личное знакомство с ситуацией. Доклады, конечно, это хорошо, но глава края предпочитает узнавать все из первоисточника и видеть своими глазами.
Женская консультация и центральная районная больница… Как выяснилось из общения с пациентами, большую часть проблем, о которых рассказывали люди, можно было бы решить без особых усилий. Но для этого нужно слышать людей, хотеть их услышать! К примеру, традиционная жалоба «не выписывают лекарства»… При ближайшем рассмотрении оказывается, что таблетки, которые так нужны пациенту, не входят в перечень обязательных и даже вредны. Но человек привык, человек требует… И ему кажется, что его обделяют. А нужно было просто поговорить, объяснить, потратить время.
– Модернизация здравоохранения – это не только материальный вопрос. Без сомнения, мы должны переоборудовать больницы, устанавливать новое оборудование… Но самое главное – изменить систему управления и как следствие – качество лечения. Медицинская помощь должна быть доступной для всех жителей края. И неважно, где живет человек – в отдаленной глубинке или в центре края, – подчеркнул губернатор Лев Кузнецов.
Здоровье без барьеров
Как выяснилось из докладов отраслевых чиновников, медицина уже готова к переменам. Министр здравоохранения региона Вадим Янин рассказал о программе модернизации на 2011–2012 годы. Планов множество.
– Очевидно, что построить везде тысячекоечные больницы невозможно, – начал доклад Янин.
Однако губернатор тут же прервал его:
– Избавляйтесь от таких терминов. Невозможно – это неправильное слово. Когда мы говорим, что не будем строить большие больницы везде, это правильно. Ведь это просто не рационально. Однако когда человек слышит это, он тут же начинает думать: о нем забыли, в его поселке не будет доступной медицинской помощи. Вот и нужно объяснять, что больница будет в районном центре, и она будет оснащена по самому последнему слову техники. Человек сможет получить помощь там. При этом в его поселке по-прежнему будет работать ФАП, где он сможет получить первоначальное медицинское обслуживание.
По словам Янина, медики уже в ближайшие годы надеются добиться снижения смертности на 4,5 %. Прежде всего за счет повышения качества диагностики. Для того чтобы работала вся система, в ней не должно быть слабых звеньев. Начиная от ФАПа и заканчивая краевой больницей. На месте фельдшер должен оказать простую медицинскую помощь и если требуется, организовать посещение узкого специалиста.
– Наша задача так организовать медицинское производство, чтобы избегать очередей, уменьшить количество койко-дней в стационаре, – отметил Янин.
В крупных городах края будут организованы межрайонные медицинские центры, где пациенты смогут получить помощь на самом высоком уровне. На ремонт каждому требуется около 200 млн рублей. Деньги уже выделены.
Естественно, все большие краевые проекты не теряют своей актуальности. Сложные операции по-прежнему будут выполняться в медицинских центрах в Красноярске – уже построен центр сосудисто-сердечной хирургии, строятся перинатальный и онкологический центры.
Врачебная памятка
К врачам также будут предъявляться новые требования. В крае сейчас разрабатывается стандарт оказания врачебной помощи. Для врачей распишут алгоритм действий буквально на все случаи жизни. Дело в том, что для некоторых это действительно проблема. Например, в первичном медицинском звене – в поликлиниках, ФАПах – настороженность к симптомам серьезных заболеваний достаточно низка. Некоторые специалисты пропускают «первые звоночки». Отсюда и повышенная смертность от онкологии, болезней сердца… Если бы недуг заметили в самом начале, многих трагедий можно было бы избежать.
Кроме того, планируется наладить и систему работы с больными. Здесь и электронная очередь, и запись к врачу по Интернету, ведение истории болезни в цифровом формате… Но, как отметил Янин, сама по себе система не заработает:
– Врач должен создавать информационное пространство вокруг себя. Просто поставить компьютер – это лишь полдела. Нужно работать над тем, чтобы система работала. И прежде всего это задача не для узких специалистов, а для менеджеров больниц. Изменения должны в первую очередь коснуться управления лечебным учреждением. Только в этом случае больница будет работать как часы.
Заместитель спикера Законодательного собрания Красноярского края Алексей Клешко также подчеркнул, что для перемен в отрасли нужно изменить сознание:
– Новые технологии нужны. Но прежде всего необходимо осознать, что больница – это звено в сложной системе. ФАП, городская больница, краевая… Все это должно работать в единой связке.
По мнению Вадима Янина, новый уровень в работе отрасли – задача всего общества. В качестве примера министр привел случай с обследованием подростков в крае на предмет употребления наркотиков. Выяснилось, что из 22 тысяч обследованных пробовали зелье 2%. Естественно, родители были уведомлены. Позвонил в школу и уточнил, что нужно делать, как справиться с бедой, лишь один родитель!
– Пока мы не переборем безразличие к своему здоровью и здоровью своих детей, мы не сможем вывести здравоохранение на новый уровень, – отметил Янин.
Комментарий
Лев КУЗНЕЦОВ, губернатор Красноярского края
– Сегодня очень важно создать правильную модель в здравоохранении. Территории, претендуя на дополнительные средства, оборудование, новые объекты, должны рационально оценивать свои амбиции. Да, каждый хочет, чтобы у него в районе была больница мирового класса. Но каково наполнение клиники экстра-класса? Мы можем снабдить ее самым передовым оборудованием. Но будет ли оно использоваться постоянно, а не один раз в год? Подобное роскошество никому не нужно. А вот создание высокофункциональных современных центров в узловых точках, повышение обслуживания в ФАПах – это то, над чем нам надо работать. В любом случае основная задача для нас – отладить модель таким образом, чтобы каждый житель получал квалифицированную медицинскую помощь.