– Надо же, какие заботливые сотрудники пенсионного фонда, – с восторгом рассказывала мне родственница. – Оказывается, мне нужно получить новый полис – иначе накопительная часть сгорит, и они пришли ко мне на дом, чтобы все оформить!
К счастью, в тот момент ни где лежит СНИЛС, ни его номер доверчивой хозяйке квартиры вспомнить не удалось. Она, как и многие жители края, не поняла, что вежливые, в аккуратных костюмах люди никакого отношения к государственной структуре не имеют.
Лжепроверка СНИЛСа
Ходят по домам, предлагая заменить полис или же написать заявление, которое якобы защитит накопительную часть пенсии… агенты негосударственных пенсионных фондов (НПФ).
Как известно, наша пенсия состоит из двух частей – базовой и накопительной. Многие распорядились последней, переведя ее в выбранный НПФ. Некоторые сочли, что оставить ее в государственном фонде надежнее. И как же убедить людей перевести средства в определенный НПФ? Кто-то надеется на рекламу, а кто-то выбрал вот такой, не совсем честный способ.
За каждый подписанный договор агент получает определенную сумму. А человек может даже не догадываться, что его накопления находятся уже в другом НПФ – возможно, с не самой высокой доходностью. В борьбе за клиента все средства хороши: были случаи, когда агенты даже звонили в некоторые районные администрации края с просьбой помочь организовать встречу с населением.
– В некоторых случаях эти люди рассказывают гражданам, что Пенсионный фонд проводит внеплановую проверку и без нее человек лишится права на пенсию, – рассказывает Нина Бондарева, руководитель пресс-службы Отделения ПФР по Красноярскому краю. – При этом просят предоставить паспортные данные. Но наши сотрудники никогда не ходят по домам! СНИЛС (страховой номер индивидуального лицевого счета) присваивается человеку один раз на всю жизнь. Все номера есть в Пенсионном фонде России, и проверка «поквартирно» не требуется. Если человек потеряет страховое свидетельство, он может сделать его дубликат, в котором будет указан тот же номер. Дубликат изготавливается только в Пенсионном фонде – никакие посредники при этом не нужны.
Для тех, кому подобные уловки кажутся вполне безобидными, напоминаем, что менять организацию можно ежегодно, но при этом порядок расчета сумм пенсионных накоплений будет отличаться – часть дохода, возможно, будет потеряна.
Увеличить выплаты через суд
К примеру, сменить компанию, которая управляет пенсионными накоплениями, можно, не теряя средства. Но если человек переходит из одного фонда в другой, то ситуация может быть уже иная: часть инвестиционного дохода может быть утрачена.
Некоторые из агентов, кстати, вообще утверждают, что в ПФР ваши накопления вот-вот «сгорят», и лучше их перевести. Однако доходность Пенсионного фонда России за 2016 год составила 10,6 %, что вполне сопоставимо с доходностью управляющих компаний и НПФ.
Конечно, агентам интересны пока еще работающие люди, у которых есть накопительная часть. Но нашлись те, которые придумали, чем завлечь пенсионеров. К примеру, существенным увеличением размера пенсии. Разве кто-то откажется от такого? Конечно, нет. И основания, по словам предлагающих, имеются: нужно только пересчитать пенсионный коэффициент. Помочь решить проблему соглашаются в специализированной организации – за определенную сумму.
– Увеличить коэффициент не удастся, законность действующего утверждена постановлением пленума Верховного суда РФ от 11.12.2012 № 30, – комментирует Нина Бондарева. – Но люди этого не знают – платят несколько тысяч рублей за помощь и, конечно, ничего не получают.
Каких только изощренных методов отъема средств не выдумают! Едва ли не каждый день приходят сообщения о все новых ухищрениях. Поэтому, прежде чем передавать кому-либо деньги за посредничество или личные данные, потратьте несколько минут, наберите телефон горячей линии ПФР по Красноярскому краю 8 (391) 229-00-66.