Будущее коренных жителей Севера – в традициях

Будущее коренных жителей Севера – в традициях
Фото Олега Кузьмина

5 сентября состоится очередной съезд региональной Ассоциации коренных малочисленных народов Севера Красноярского края. В преддверии этого события мы встретились с президентом РА КМНС края Артуром Гаюльским, человеком, не понаслышке знающим о сегодняшних проблемах Енисейского Севера.

– Артур Иванович, какие основные темы предполагается вынести на съезд?

– Начнем с того, что за два дня до начала съезда, 3 сентября, мы планируем провести встречу с представителями органов государственной власти. Нами обозначено около 15 вопросов от территорий, на которые рассчитываем получить ответы от министерств и ведомств.

А 4 сентября пройдут три круглых стола, посвященных наиболее актуальным вопросам жизни северян. В рамках первого из них будет обсуждаться подготовка кадров из числа коренных малочисленных народов Севера ведущими вузами Красноярского края. Мы пригласили на это обсуждение соседей из Тывы, Хакасии и Иркутской области. Надеюсь, что совместными усилиями будут выработаны предложения по улучшению этой подготовки.

Второй круглый стол посвящен экономической тематике.

Прежде всего мы хотим получить от власти ответ, относятся ли традиционные виды хозяйственной деятельности, такие как оленеводство, добыча дикого северного оленя, рыболовство, пушной промысел и сбор дикоросов, к отрасли сельского хозяйства. Отсутствие определенности в этом вопросе препятствует развитию переработки. А без этого наша продукция неконкурентоспособна. Доходит до того, что на консервных заводах в других регионах мясо наших оленей используется как удешевляющая добавка при производстве тушенки. А этого быть просто не должно – никак не может оленина быть дешевле говядины или свинины.

 

– А насколько велики возможности традиционных промыслов?

– Сегодня в крае около 130 тысяч голов домашнего и около 400 тысяч дикого северного оленя. Это колоссальные ресурсы. Но они выведены за пределы реальной экономики и даже в статистических данных не учитываются. Я считаю, что оленеводство и добыча дикого северного оленя должны быть официально признаны отраслями сельского хозяйства и получать те меры государственной поддержки, на которые имеют право другие сельхозпроизводители.

То же самое можно сказать и о других традиционных занятиях северян – добыче рыбы или пушном промысле. Последним, к слову сказать, занимаются жители не только Таймыра и Эвенкии, но и всех северных районов края – Богучанского, Мотыгинского, Енисейского, Северо-Енисейского, Кежемского, Туруханского. А это несколько сотен тысяч человек. Их благополучие зависит от состояния пушно-мехового рынка. А там сегодня не все хорошо.

Спрос сильно упал. Чтобы проанализировать причины этого, мы пригласили на съезд специалистов, в том числе представителей международных аукционов. Надо понять: или мы сами плохо торгуем, или есть объективные причины снижения спроса. Например, деятельность «зеленых» или глобальное потепление.

 

– Что же можно противопоставить глобальному потеплению?

– В любом случае можно найти грамотные управленческие решения. Например, сегодня государство страхует «классического» крестьянина на случай неурожая. А наш северный крестьянин никак не защищен. Он готовится к охотничьему сезону, несет определенные затраты, а случись «неурожай» соболя – останется в убытке.

Тема третьего круглого стола – вопросы повышения уровня жизни представителей коренных малочисленных народов Севера Красноярского края, проживающих в малых населенных пунктах и ведущих кочевой и полукочевой образ жизни. Одна из самых главных проблем здесь – усиливающаяся миграция людей из малых поселков в более крупные, например, в районные центры. Процесс этот повсеместно происходит на территории края, но для северян он более болезненный – утрачиваются традиционные навыки и культура.

Эта тема тесно взаимосвязана с темой экономики. Сегодня необходимо переходить от социальной поддержки коренных жителей Севера к социально-экономической. То есть поддержке через труд, условно говоря, через килограммы сданного мяса или рыбы. Пока у людей есть желание работать, нужно поддержать их – это проще, чем потом содержать. Тем более что в мире есть негативный опыт такого рода, когда люди с рождения до смерти живут на социальные пособия, утрачивая какие-либо трудовые навыки. Мы не должны пойти таким путем.

 

– Можно ли использовать для этого советский опыт?

– Конечно, можно. Принцип поддержки через труд – это и есть советский опыт. Или возьмем лесные пожары. В СССР был подход – защита лесов не отделялась от охраны оленьих пастбищ. В Эвенкии, к примеру, оленьи пастбища занимают около 80 процентов территории.

Такая система позволяла привлечь местное население к тушению пожаров. Люди были сами в этом заинтересованы, поскольку понимали: это же их угодья горят. Кстати, в советское время оленьи пастбища выделялись в отдельную категорию земель, что позволяло установить особые правила землепользования для этих территорий.

Сегодня же мы, имея поголовье в 130 тысяч оленей, не имеем земли для их выпаса.

– Чего вы ждете от самого съезда?

 – Главная его задача – активизация коренных жителей Севера. Мы понимаем, что наша судьба – в наших собственных руках. Но мы также понимаем, что поиск решения сложных вопросов возможен только совместными усилиями. С властью, с общественностью, с крупными корпорациями, работающими на северных территориях.

Очень важно, что губернатор Красноярского края Александр Усс хорошо знаком со всеми болевыми точками Енисейского Севера. Ведь он начинал свою политическую карьеру в качестве члена Совета Федерации от Эвенкии. Так что он тоже северянин, и мы не даем ему забыть об этом.

В крае сегодня выстроена весьма внушительная система поддержки. Есть уполномоченный по правам КМНС – Семен Яковлевич Пальчин, человек, реально болеющий за свое дело. Есть соответствующий комитет в ЗС края, агентство по развитию северных территорий, палата Гражданской ассамблеи края, наша ассоциация. Региональное законодательство о северных народах является одним из лучших в России.

Однако отсутствие координации усилий различных государственных органов приводит к тому, что каждая из структур работает по собственному плану, не увязанному с планом других ведомств. И это сказывается на общей эффективности.

– Одним из сложнейших вопросов на сегодня является образование территорий традиционного природопользования. Ожидаются ли сдвиги в этом направлении?

– Эта тема вызвала много дискуссий, в том числе и на федеральном уровне, где обсуждались два проекта – агентства по делам национальностей и Российской ассоциации КМНС. Мы поддержали проект Ассоциации.

Для того чтобы механизм образования ТТП начал работать, требуется продолжать обсуждение, принимать необходимые нормативные акты. Тем более что определенный опыт уже накоплен другими регионами. Теперь нам надо совместно с органами власти изучить этот опыт и создать работоспособную схему у себя. Думаю, в этом заинтересованы все.

– А готов ли к диалогу бизнес?

 – Не так давно мы организовали круглый стол с компаниями, осуществляющими свою хозяйственную деятельность на севере края – недропользователями, лесопользователями. Многие сомневались, говорили: «Никто не придет». Но пришли все. Диалог нужен не только нам, но и бизнесу.

Примером реального результата может служить заполярный поселок Тухард, который сегодня отстраивается фактически заново благодаря участию в проекте «Норильского никеля» и «Енисейского объединенного банка».

На мой взгляд, взаимодействие общественности, власти, бизнеса в крае сегодня складывается. И я считаю, что во многом это заслуга губернатора. Несмотря на множество проблем, которые сегодня есть в крае, он доступен для общения, вникает в самые сложные вопросы и принимает деятельное участие в их решении.

Думаю, в ближайшем будущем у нас с Александром Викторовичем должен состояться хороший конструктивный разговор об особом статусе северных районов. Хотя я бы считал более правильным говорить не о статусе, а об особенностях. Ведь как бы мы ни пытались уравнять районы края, север всегда будет более суровым и труднодоступным, нежели юг.

И это не только мое мнение, в программе «Енисейская Сибирь» должна быть сформирована подпрограмма «Енисейский Север», учитывающая весь комплекс наших особенностей и проблем.

Фотографии Олега КУЗЬМИНА

 

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
14 декабря 2024
Фонд «Защитники Отечества»: получать поддержку, делиться опытом, находить друзей
Созданный 1 апреля 2023 года по указу президента России фонд «Защитники Отечества» стал важной опорой для военнослужащих, ветеранов и их
Без рубрики
14 декабря 2024
Ветераны Центрального района Красноярска: «Мы горды, что наши внуки – настоящие защитники Отечества»
Встречи с участниками специальной военной операции для совета ветеранов Центрального района Красноярска стали уже традицией. В этом году в канун Дня
Без рубрики
13 декабря 2024
Никогда нельзя забывать о людях: в Красноярске открыли мемориальную доску Владимиру Долгих
Память о выдающихся людях помогает сохранять историческое наследие региона, лучше понимать ныне живущим свои корни, традиции, культуру. Да и осознание