Меню Поиск
USD: 78.86 +1.31
EUR: 92.60+1.33
№ 41 / 1121

Чем учитель лучше Кар Карыча?

Фото Евгения Русских Тридцатилетний Алексей Сергеевич ПОТЕМКИН, преподающий информатику в ачинской школе № 2, признанный в 2014-м и нынешнем году лучшим учителем Красноярского края по итогам регионального конкурса «Учитель года», по-моему, является прямым опровержением паникерства в духе «молодежь нынче не та».

Очень даже «та». А кроме того, всегда радостно увидеть человека, который любит и, главное, понимает то, что он делает. Как это часто бывает у людей его профессии, происходит он из педагогической династии – бабушка, Нина Александровна Четверикова, отработала в школе 46 лет учителем русского языка и литературы, имеет звание «Отличник народного просвещения». Мама, Татьяна Андреевна, воспитатель детского сада. Общий педагогический стаж семьи 73 года.

– Бабушка все-таки повлияла на выбор профессии?

– Трудно сказать, что стало ключевым фактором. Подал заявление в Ачинское отделение цветмета на информатику и программирование – с математикой я всегда дружил. И в педуниверситет на учителя информатики. Прошел в обоих вузах, причем на бюджет. Выбрал КГПУ и ни разу не пожалел о своем выборе. Учиться было очень интересно, и поэтому быстро понял: я на своем месте.

Бабушка застала не только мое поступление в университет, но и начало работы. Говорила: «Очень хочу к тебе на урок попасть». К сожалению, не получилось.

– Самый трудный урок – первый?

– Как ни странно, именно первый для меня был самым легким. Прошел он на одном дыхании. Наверное, я тогда просто не знал, что такое волноваться перед уроком. Мне очень помогли ребята того времени, девятиклассники. А потом – чем дальше, тем волнительнее.
Через десять лет работы поймал себя на том, что перед каждым 1 сентября волнуюсь все больше. Но в нынешнем году мне удалось это переломить. Наверное, это своего рода философия – мы все время ожидаем от себя чего-то большего и еще большего ждем от окружающих. Постоянно рисуем себе картинку мира, которую хотим видеть, начинаем искренне верить в нее. А когда происходит не так, как на картинке, испытываем разочарование и обиду. Я подумал: почему нельзя жить вот в этом настоящем мгновении, делать все, что могу здесь и сейчас? Есть ведь такая замечательная фраза: «Делай, что должен, и будь, что будет». Делать так очень просто. И очень сложно.
– Вы, по сути, еще молодой человек и, наверное, не ощущаете острого поколенческого разрыва со своими учениками. Это так?

– До последнего года ощущал. Мне казалось, что мы очень разные, они обитают в какой-то иной вселенной. Но понял, что это не так. Люди ведь в принципе не меняются – меняются их «игрушки». У молодого поколения те же мечты, надежды, что у предыдущих поколений, просто объекты их приложения другие.
Если нынешнего молодого человека погрузить в те обстоятельства, в которых жили его родители, он станет очень похожим на них. А кроме того, я считаю, что профессиональная область не должна быть в отрыве от человеческой. В первую очередь мы люди, а во вторую – педагоги. Имею в виду не человеческие слабости, а то, что дети прежде всего должны видеть человека, а не профессиональный автомат. Недавно вот приходят семиклассники и говорят: сейчас объясним вам эффект квантового перехода. Я удивляюсь – какая там квантовая физика, седьмой класс! А они хоп – в двух словах и довольно грамотно объясняют. У меня шок. Спрашиваю: откуда узнали? Они говорят, мы «Смешариков» посмотрели, там Кар Карыч все объяснил.
Пришел домой, посмотрел этот мультфильм – так и есть, очень понятно и правильно растолковано. И тогда стал меня дергать вопрос: если Кар Карыч за две минуты может объяснить квантовый переход, тогда зачем мы, учителя, нужны? Полгода мучился. Стал искать и вот что нашел.
Часто людей вовлекают в педагогику яркие образы учителей. Это своего рода маяки. У меня они тоже есть. И я заметил: ты помнишь любимую Марьиванну прежде всего как человека, а уж потом то, чему она тебя учила. Потому что образ учителя – определяющий. Образы разные – одним запоминаются экспрессивные, другим перфекционисты, третьим – творческие, эмоциональные… Те личностные нотки, которые в нас присутствуют, создают тот уникальный вкус образовательного учреждения, в котором мы живем: это ассорти личностей и определяет человека, который выйдет за стены школы. А не предметное содержание.

Воспитать ребенка без его воли, без его желания научиться нельзя. На мой взгляд, задача учителя – воспитывать человека, прежде всего, в себе.

№ 41 / 1121

Комментарии:

Добавить комментарий

Все поля обязательны для заполнения

Свежий выпуск

Видео