Как и многие события глобального масштаба, Великая Отечественная война не сразу начала обрастать мифами – в данном случае слово «миф» подразумевает осознанную ложь, которую внедряют в массовое сознание с определенной целью. Победителям и побежденным требовалось время, чтобы прийти в себя, подвести первые итоги и понять, как со всем этим жить здесь и сейчас, а также в обозримом будущем.
Заранее следует отметить, что главный победитель, Советский Союз, не был чужд мифотворчеству, которое, однако, принципиально отличалось от историко-политических художеств вчерашних союзников и врагов. Наша мифология происходила не из сочинения новых смысловых конструкций, попросту – квалифицированной лжи, а скорее сглаживания, а то и замалчивания некоторых очевидностей. Побуждала к этому коренным образом изменившаяся послевоенная обстановка.
Поскольку большинство недавних врагов были превращены в друзей по соцлагерю, у нас предпочитали особо не распространяться о том, что творили на советской земле граждане Венгрии, Румынии, Словакии, равно и чехам старались лишний раз не напоминать, как их страна стала «мастерской рейха», болгарам – что были среди гитлеровских сателлитов, полякам – об Армии Крайовой…
Что касается Австрии, Финляндии и особенно Италии, обладательницы крупнейшей компартии в послевоенной Европе, то так сложилось, что именно с этими капстранами у нас установились наилучшие отношения, и высшему руководству не хотелось их портить неудобной правдой. Наконец, по причине создания ГДР образ самой зачинательницы мировой войны спасали от предельной черноты напоминаниями об антифашистском подполье, фактическая роль которого была исчезающе мала.
Так понемногу оформился один из главных советских мифов о «войне с немцами», причем с худшей их частью. Миф этот весьма живуч, отчего прочие ополчившиеся на нас «двунадесять языков» часто остаются за скобками, а также куда более серьезные силы, виновные в мировой трагедии. После распада СССР такая вот простецкая форма в сознании станет грядкой для мифологии продуманной и откровенно враждебной нам.
Побежденным было по данной части труднее, хотя бы потому, что «поражение всегда сирота» и следовало изрядно напрягать мозг в поисках самооправдания. Показательно название мемуаров фельдмаршала Манштейна – «Утерянные победы», – кстати, шесть раз изданных в РФ. Да и помимо них возник целый пласт воспоминаний, в которых роковым препятствием к победе стали только русский климат и глупый фюрер.
Однако труднее всего пришлось бывшим союзникам, обернувшимся нашими врагами сразу после Победы. Им понадобится создавать целые корпорации по производству лжи о войне.
Комплексная цель – скрыть свою истинную роль в развязывании Второй мировой, объявить себя главным победителем в ней и отобрать у русских Победу, разрушив один из столпов национального самосознания – подвиг советского народа в годы Великой Отечественной войны.
К сожалению, многие российские СМИ, деятели науки и культуры, включая некоторых живых классиков, так активно поработали на эту «инофирму», что честным историкам до сих пор приходится очищать от грязи образ нашей Победы. И мифов, увы, гораздо больше четырех – напомним лишь некоторые.
№ 1 «Гитлер и Сталин развязали войну»
19 сентября 2019 года Европарламент принял резолюцию «О важности европейской памяти для будущего Европы», согласно которой ответственность за развязывание Второй мировой войны – а Великая Отечественная война ее часть – несут только СССР и Германия, «два тоталитарных режима, задавшиеся целью завоевать мир». Теперь это не «точка зрения», а официальная позиция ЕС, оспаривать которую лицам на службе прямо запрещено, всем прочим – крайне чревато…
Возвести столь вопиющую ложь в ранг закона понадобилось не только из-за радикально ухудшавшихся отношений с Россией, но и чтобы пресечь любые попытки указать на истинного виновника – англосаксонскую олигархию. Именно об этом пишет историк Евгений Спицын, один из крупнейших специалистов по советскому периоду.
…Эта война стала главным проектом мировой финансовой, прежде всего англосаксонской, олигархии, которая, опираясь на такие институты, как Федеральная резервная система США и Банк Англии, сразу после окончания Первой мировой войны приступила к подготовке следующего вооруженного конфликта в мировом масштабе. План новой мировой войны своим острием был направлен именно против СССР…
Ключевыми фигурами в закулисной операции англо-американских финансовых воротил являлись семейства Рокфеллеров и Морганов, а также директор Банка Англии Монтегю Норман и директор Рейхсбанка и германский министр экономики Ялмар Шахт. Сам стратегический замысел Рокфеллеров и Морганов состоял в том, чтобы экономически подчинить себе весь Европейский континент, а с помощью накачанной иностранными кредитами и инвестициями Германии нанести сокрушительный удар по СССР, вернув его территорию в лоно мировой капиталистической системы в качестве колонии.
Еще в середине 20-х годов упомянутые господа начали планомерно добиваться освобождения Германии (Веймарской республики) от репараций, с ее последующей милитаризацией. Согласно «Плану Дауэса» (а в 1930 г. будет еще и «План Аллена»), «в 1924–1929 гг. Берлин получил от Вашингтона и Лондона порядка 4 млрд долларов, что по нынешнему курсу эквивалентно астрономической сумме в несколько сот миллиардов долларов. В результате уже к 1929 г. Веймарская Германия вышла на второе место в мире по объему промышленного производства, обойдя даже Великобританию». Для сравнения: еще в начале 20-х инфляция в республике была такова, что цена за батон хлеба доходила до 80 млрд марок…
Попутно англосаксонская олигархия почти на корню скупала немецкую промышленность через созданный для этого в швейцарском Базеле Банк международных расчетов и искала наиболее соответствующего их планам политика – им оказался Гитлер, которого не только поддерживали деньгами, но и помогли протолкнуть в канцлеры.
Таким образом, к моменту прихода А. Гитлера к власти под полным контролем американского финансового капитала оказались все стратегически важные отрасли германской промышленности – нефтепереработка и производство горючих материалов, химическая, автомобильная и авиационная промышленность, электротехника и радиоприборостроение, значительная часть машиностроения и т. д., всего почти 280 фирм и концернов. Кроме того, под контроль американского капитала попали и ведущие германские банки – Deutsche Bank, Dresdner Bank, Donat Bank и ряд других (Е. Ю. Спицын. «История России», III том, стр. 290–293).
По большому счету Гитлер доверие оправдал – развязал большую войну в Европе и напал на СССР, а то, что покусал руку кормящую, так в американской истории это произойдет еще не раз с прирученными сатаноидными режимами и террористическими организациями – башни-близнецы, разрушенные 11 сентября 2001 года, о том напоминание… Кроме того, война не только помогла США оправиться от последствий Великой депрессии и кризиса 1937–1939 гг., но и сделала богатейшей страной мира.
№ 2 «…пили бы баварское»
Один из самых ранних и, пожалуй, самых наивно-подлых мифов. К нему – всего лишь две цитаты о том, какой производители баварского видели участь русских в частности и славян в целом.
Из выступления Гиммлера перед руководящим составом СС 9 июня 1942 г.
* Война не имеет смысла, если после ее окончания такие регионы, как Протекторат Богемии и Моравии, германские восточные округа, Юго-Восточная Пруссия, Данциг – Западная Пруссия, Вартеланд, Верхняя Силезия, Генерал-губернаторство (Польша. – А. Г.), Остланд (Прибалтика. – А. Г.), Крым, Ингерманландия (современный северо-запад России. – А. Г.) не будут полностью населены через 20 лет немцами, а именно: с учетом вопроса расы и крови… Но нам еще предстоит это сделать, господа. Если мы не заложим этот фундамент, если не наполним наши лагеря рабами – я говорю здесь это очень четко и очень ясно, – рабами, которые, не считаясь ни с чем, заново отстроят наши города, наши деревни, наши фермы, то и после многолетней войны у нас не будет денег, чтобы обустроить поселения так, чтобы там жили и могли укорениться исконные германцы…
После полного уничтожения евреев в Европе, которое, по расчетам Гиммлера, произойдет через год, главное условие германизации – строжайший запрет «рабам» на укоренение и размножение на указанных территориях.
* Мы полностью будем уничтожать любую рабскую семью… Нам также нужны новые рабы, но не здесь, в Германии. Усиление иностранного влияния недопустимо.
Из письма начальника канцелярии НСДАП М. Бормана рейхсминистру восточных оккупированных территорий А. Розенбергу от 23 июля 1942 года.
* Мы можем быть только заинтересованы в том, чтобы сокращать прирост населения оккупированных восточных областей путем абортов. Немецкие юристы ни в коем случае не должны препятствовать этому. По мнению фюрера, следует разрешить на оккупированных восточных территориях широкую торговлю предохранительными средствами. Ибо мы нисколько не заинтересованы в том, чтобы ненемецкое население размножалось…
Поэтому ни в коем случае не следует вводить немецкое обслуживание для местного населения оккупированных восточных областей. Например, ни при каких условиях не должны производиться прививки и другие оздоровительные мероприятия для ненемецкого населения.
Главное – соблюсти разительную непохожесть качества жизни немцев и унтерменшей. Причем русские и украинцы для Бормана – одно и то же.
* Немцы должны быть обязательно удалены из украинских городов. Даже размещение их в бараках вне городов лучше, чем поселение внутри городов! Ни в коем случае не следует строить русские (украинские) города или благоустраивать их, ибо местное население не должно иметь более высокого жизненного уровня. Немцы будут жить в заново построенных городах и деревнях, строго изолированных от русского (украинского) населения. Поэтому дома, строящиеся для немцев, не должны быть похожи на русские (украинские). Мазанки, соломенные крыши и т. д. для немцев исключаются. Федеральный архивный проект «Преступления нацистов и их пособников против мирного населения СССР в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.»
№ 3 «…без ленд-лиза не победили бы»
Конгресс США принял «Закон о ленд-лизе» 11 марта 1941 года, т. е. до нападения Германии на СССР. Первыми, в мае 40-го, запросили помощи англичане: поскольку участь Франции к тому времени была предрешена, у Британии не оставалось союзников на континенте. СССР подключили к программе американской помощи 1 октября 1941 года, когда гитлеровцы уже стояли под Москвой. Несмотря на то что именно Советский Союз принял основной удар Германии и ее сателлитов, он был далеко не единственным и не главным получателем американской (и британской) помощи.
Вопрос о финансовых объемах всей программы ленд-лиза до сих пор остается предметом старой научной дискуссии и околонаучных спекуляций, но, по оценкам большинства современных историков, общие поставки по ленд-лизу составили 50 млрд долларов. Из этой суммы Британская империя получила более 31,5 млрд, СССР – 11,3 млрд, Франция – 3,2 млрд, Китай – 1,6 млрд и даже страны Латинской Америки, чьи боевые подвиги на полях Второй мировой войны без микроскопа вряд ли можно рассмотреть, урвали свои 420 млн долларов (Е. Ю. Спицын. «История России», III том, стр. 393).
По вооружениям поставки по ленд-лизу составляли незначительную часть того, что производил сам Советский Союз.
В 1941 г. Красная армия получила от собственной промышленности 1,76 млн винтовок, автоматов и пулеметов, 53,7 тыс. орудий и минометов, 5,4 тыс. танков и 8,2 тыс. боевых самолетов. В то время как союзники по антигитлеровской коалиции поставили всего 82 артиллерийских орудия (0,15 %), 648 танков (12,14 %) и 915 самолетов (10,26 %)… К концу же 1942 г. согласованные программы поставок в СССР были выполнены американцами и англичанами только на 55 %. В 1941–1942 годах в СССР поступило всего 7 % отправленных за годы войны из США грузов. Основное количество вооружения и других материалов было получено Советским Союзом в 1944–1945 годах, после коренного перелома в ходе войны (Е. Ю. Спицын. «История России», III том, стр. 393).
Действительно значимую долю поставок составляли авиатопливо (37 % от произведенного в СССР), мясные консервы (15 %) и автотранспорт (45 %), но стоит отметить, что за всю эту помощь мы расплачивались стратегическим сырьем, которое вывозили уже во время войны, а последний денежный взнос за ленд-лиз будет внесен в августе 2006 г.
Евгений Спицын приводит цитату из книги «Добрая война: устная история Второй мировой войны» американца С. Теркли.
Почти весь мир во время этой войны испытал страшные потрясения, ужасы и был почти уничтожен. Мы же вышли из войны, имея в наличии невероятную технику, орудия труда, рабочую силу и деньги. Для большинства американцев война оказалась забавой… Я не говорю о тех несчастных, которые потеряли своих сыновей и дочерей. Однако для всех остальных это было чертовски хорошее время.
№ 4 «Завалили трупами»
Вопрос потерь в войне, тем более такого масштаба, всегда крайне болезненный, но здесь мы имеем дело с мифом-истерикой, не выдерживающим элементарной арифметики. Население СССР к лету 1941 года составляло 196,7 млн человек, Третьего рейха и его сателлитов – 163 млн. Около 80 миллионов (по другим данным – более) советских граждан оказались в оккупации в первый год войны.
По данным, приведенным в статье д. и. н. М. Мельтюхова (журнал «Родина» № 6, 2016 г.), численность вермахта к июню 1941 г. – более 7,3 млн, из них свыше 4 миллионов задействовано в нападении на СССР, плюс 869 тысяч выставили сателлиты. В советских Вооруженных силах на тот же момент – 5,7 млн солдат и офицеров, из них на западных границах 3,3 млн.
Как при таком – самом обобщенном – соотношении людских ресурсов можно «завалить трупами»? И тем более побеждать – как вещал один сибирский классик, – постоянно (!) теряя в пять-десять раз больше противника, хотя перевеса в личном составе советские ВС достигли только в 1943 году?
Эту очевидность не аннулируют даже действительно огромные потери 1941–1942 годов вследствие роковых просчетов высшего политического и военного руководства страны.
При Сталине считалось, что СССР потерял в войне 7 млн человек, при Брежневе – 20 млн. Нынешние данные, объявленные Минобороны РФ в 2015 году, составляют 26,6 млн общих потерь. Из них безвозвратные военные потери – 11 444 100 человек. Германия и сателлиты потеряли на Восточном фронте 8 649 200. Соотношение военных потерь 1 к 1,3.
Большую часть жертв Советского Союза в ВОВ составляют гражданские – почти 13,7 млн человек погибли в оккупации (из них 7,4 млн были намеренно истреблены), около 2 миллионов погибли от бомбежек, голода и других последствий войны.
Потери среди гражданского населения почти в полтора раза превышают военные.
* Согласно требованию 114-ФЗ, приведенные цитаты военных преступников публикуются для информирования о некоторых исторических сюжетах и не несут попытки оправдания.