Что мешает малому бизнесу Если бы только кризис…

Что мешает малому бизнесу Если бы только кризис…

Зашел на днях в один торговый центр, где не был около года. Торговля шла раньше успешно, все площади были заняты, покупателей хватало. А сейчас много магазинчиков-клетушек закрыто. Продавцы съехали. Такую картину можно сегодня наблюдать во многих ТЦ города.

По данным Росстата, число малых предприятий в России сократилось за год на 69,8 тыс.: если в первом полугодии 2015 года их было 242,6 тыс., то в первом полугодии 2016-го стало 172,8 тыс.

По словам исполнительного директора общероссийской общественной организации среднего и малого предпринимательства «Опора России» Ивана Ефременкова, финансовая часть программы поддержки малого и среднего предпринимательства год от года сокращается. Если год назад государство выделяло 17 млрд, то в этом году – 12 млрд рублей. Финансовая господдержка достается трем процентам предпринимателей.

Сейчас в России предприятия платят налоги со всей прибыли, но если мы хотим добиться роста предпринимательства, говорят многие бизнесмены, нельзя облагать налогом ту часть доходов, которая вкладывается в развитие бизнеса. Тогда будет стимул. В нынешних условиях вкладываться невыгодно.

Тут еще и кризис подоспел, больно ударил всех. Упал потребительский спрос, выросли цены, народ экономит на всем. Именно поэтому закрываются малые предприятия, причем не только в торговле, но и в сфере производства, услуг. Из каждого утюга доносится: «государство душит, не дает работать». Дальше, мол, будет еще «легче» – обещают поднять единый налог на вмененный доход (ЕНВД) аж на 15 %, собираются ввести какие-то онлайн-кассы, а это опять расходы.

На что еще жалуются красноярские предприниматели? И все ли жалуются?

Моника Дюсуше, директор развлекательного парка «Остров сокровищ»:

– Закрываются не потому, что «государство душит». Упала потребительская способность, это ты правильно заметил. Люди реально стали экономить. Уже не покупают откровенное барахло по неадекватно высоким ценам, многие заказывают товары в Интернете.

Что касается вечных жалоб малого бизнеса, то это у нас такая традиция – жаловаться. Чтоб лишний раз не приставали: «отстань, и так все плохо». А между тем давно работает упрощенная система налогообложения (УСН) – заплати свои 6 % налогов, и спи спокойно. Что может быть идеальнее? Отчетность примитивная, многое можно сделать, не выходя из офиса.

Про помощь малому бизнесу. Надо не сидеть и ждать, пока тебе все принесут на блюдечке, а самим узнавать о программах поддержки.

Я вот еще в 2008 году узнала о помощи предприятиям, которые берут на «совмещенку» людей из предбанкротных фирм. Компенсация зарплаты была 95 %! Мне отсыпали за год около 4 млн рублей…

Что по-настоящему мешает работать, так это постоянно меняющиеся правила игры. Сегодня одна блажь в голову чиновникам придет, завтра – другая. Это не дает возможности планирования.

Ирина Малахова, директор проектно-монтажного центра «Пожарный эксперт»:

– У меня проблем с государством нет, пока все в пределах нормы. Но и бизнес не «купи-продай» – производство. По налогам и дополнительным «мздам» все отлажено и понятно. Больше напрягает неизвестность. Прозрачности не хватает. Все время со страхом ждешь: что нового нам завтра преподнесет родное государство, к чему готовиться, это уже окончательный вариант или продолжение следует?

Николай Остапенко, владелец небольшого ресторана и магазина:

– Финансовая нагрузка на малый бизнес выросла. Взять ту же ЕГАИС (Единая государственная автоматизированная информационная система) по алкоголю. Раньше, когда ее не было, мы просто покупали лицензию и торговали. Она, к слову, стоит 60 тыс. руб. А с начала этого года ввели эту электронную программу учета каждой бутылки по специальному QP-коду. Для этого надо покупать специальные устройства – сканер и принтер. Все это вместе стоит по минимуму около 35 тыс. руб. И это на одно кассовое место. У меня их в магазине два. А если у человека 2–3 магазина, и в каждом – по 2–3 кассы? Свинина и птица подорожали на 15–25 рублей. Это все «благодаря» системе «Платон» – много продуктов ввозится в край автотранспортом. В конечном счете за сборы с дальнобойщиков платят потребители. Отчетности стало больше. Раньше некоторую подавали раз в год, теперь раз в квартал – например, среднесписочную численность работников. Вовремя не подал – сразу штрафы, десятки тысяч рублей. И формы документов меняют каждый год, а то и чаще. Так что работаем мы не благодаря государству, а вопреки.

Но что делать? Везде свои сложности. Я знал, на что шел, когда начал заниматься бизнесом. Взялся за гуж, не говори, что не дюж.

Марат Шарифулин, владелец строительной фирмы:

– Бюрократия и волокита – вот что мешает работать! Купил пару лет назад гектар земли под пилораму вместе с АЗС на ней. А кадастровая стоимость немалая – 12 млн, хотя я покупал не по кадастровой. Должен платить каждый месяц аренду за эту землю – 20 тыс. Чтобы не платить, мне надо быстрей оформить ее на себя. Ага, «быстрей», размечтался… Пошел в районную архитектуру. Мне говорят: работы сейчас много, через месяц приходи. Пришел через месяц. А там никого. В отделе три человека работает, но одна в отпуске, другая на больничном, а районный архитектор ушла в декрет. Наконец начали мною заниматься, месяца через четыре. То одну бумагу нам принеси, то другую… Год мурыжили! За это время аренда обошлась более чем 200 тыс. Заплатил. Все зависит от людей, а не от государства. Чиновник – он тоже разный бывает. Приятней всего работать с теми, которые сами пришли во власть из бизнеса, поварились в этом котле. Они относятся к нам с пониманием. Но это большая редкость…

Игорь Поль, предприниматель:

– У меня небольшой бизнес в сфере IT-услуг. В рамках действующего моратория на проверки я никакие контролирующие органы не интересую. При условии, что плачу налоги и отчетность вовремя сдаю. Я на «упрощенке», доходы – расходы, вот и вся отчетность. Бухгалтера нет, пользуемся услугами аутсорсинговой фирмы.

Напрягает падающая покупательная активность. Экономят люди на всем. Напрямую меня это не касается, но от постоянных клиентов уходят клиенты. В итоге это докатывается и до нас. Это кризис, он есть, кто бы что ни говорил.

А еще мешает старорежимность мышления некоторых предпринимателей. Без систем автоматизации сейчас никуда, но зачем тебе все это покупать? Компьютеры, программы, сервер, потом найми системного администратора… Это деньги, затраты, и немалые. Ты возьми все это на аутсорсе, по подписке. Плати только за то, что используешь… Но нет. Люди тратят кучу лишних денег. Хотя с ЕГАИС для тех, кто торгует, это засада, конечно. Реально не нужное никакому бизнесу нововведение. Мне кажется, эта порочная практика, когда государство само придумывает правила игры, а расплачиваться за них заставляет бизнес, должна умереть. Или умрет государство.

Выживают умнейшие и упорнейшие. Остальные – бросают, закрываются.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

1 февраля 2023
«Мы русские, деревенские…»
В прошлом году, готовя материалы для нашего проекта «200 лет Енисейской губернии», познакомился я с одним интересным человеком. Так случилось,
Где в Красноярске научат ухаживать за тяжелобольными
В Красноярском крае работает единственная в России «Академия ухода за маломобильными людьми». Обучаются в ней родственники, ухаживающие за лежачими больными,
31 января 2023
Какие услуги оказывает Социальный фонд
В России с нового года работает Социальный фонд – структура, в которую объединили Пенсионный и Фонд социального страхования. Рассмотрим, что