Чтобы в душе не умолкла скрипка

Немецкий мастер привез в Красноярск счастливый инструмент

Чтобы в душе не умолкла скрипка Немецкий мастер привез в Красноярск счастливый инструмент

Сегодня, 1 октября, объявят итоги Международного конкурса скрипачей Виктора Третьякова, который проходит в Красноярске. Один из специальных призов – скрипка известного немецкого мастера Игоря Лаубаха. Мастер лично привез инструмент в Сибирь и вручил его конкурсанту из России Петру Федотову. А также подарил каждому участнику состязаний «набор скрипача» – канифоль с настоящим золотом 999 пробы, защитный чехол-мешок для скрипки из натурального шелка, средства для полировки и очистки музыкального инструмента и смычков.

С корреспондентом НКК Игорь Лаубах поделился секретами изготовления скрипок и высказал свое мнение относительно происходившего на конкурсной сцене.

– Игорь, вы, как сейчас говорят, родом из СССР. Расскажите, с чего началось ваше увлечение скрипичным делом?

– Я авиационный инженер, в Советском Союзе строил самолеты. А в перестройку все покатилось под гору. Мои родители и другие родственники уехали в Германию. Я не хотел, но пришлось и мне перебираться. В Германии по закону человек, имеющий высшее образование, чтобы подтвердить его, должен год отработать, а затем уже в техническом классе получить диплом. И я после языковых курсов искал себе место. Увидел: фабрика, изготавливающая инструменты, ищет инженера на полставки. И меня взяли. Что интересно – до того момента я был далек от музыки. В детстве занимался в авиамодельном кружке, делал самолетики, стал кандидатом в мастера спорта. Но так как здоровье не позволяло стать пилотом, пошел в авиаинженеры.

Когда мы уезжали, был один момент. Дедушка моей жены был известным скрипичным мастером, и перед отъездом мне в руки попал смычок. И он сработал.

– То есть вас захватило новое дело?

– Да. Мне дали месяц испытательного срока. Я посмотрел – много интересного на производстве, начал советовать переделать некоторые оправки. И через неделю мое испытание закончилось – меня взяли. Месяца три работал на полставки, но это чуть больше социального пособия. В отделе смычков не хватало человека, и я попросился туда на вторые полставки. Они удивились: это свой космос, надо долго учиться. Старый мастер Вилли показал: «Сможешь вот так строгать?». Он не понимал, что мы в советской школе авиамоделизма все делали из старых досок. От забора их отрывали и пилили, строгали – так же как смычок. Он мне одно показал – я сделал, другое – снова сделал. Вилли посмотрел на меня и сказал: «Это русский шпион, приехал сюда узнать наши секреты».

И я начал работать со смычками. Мне было это интересно. Принцип изготовления самолетика и скрипки один и тот же, только один должен летать, а другая звучать. Но все делается руками.

Год проработал, нужно было идти подтверждать свое авиаинженерное образование, а хозяин фабрики предложил остаться на полную инженерную ставку. Мы посчитали: за этот год я сэкономил фабрике примерно один миллион евро.

– И вы остались на фабрике инструментов?

– Мне работа понравилась. По сути, хобби превратилось в работу. Да, я не изготавливал самолеты, но делал инструменты – скрипки. Это и для души, и семью кормил. 10 лет на фабрике проработал, потом открыл свою мастерскую. У меня три подмастерья.

– Но немецкие секреты раскрыли, в чем вас обвинял Вилли?

– Секрет в пальцах рук. Нужно практиковаться, смотреть, интересоваться деревом. Я много читал, практиковался у ведущих мастеров мира. На фабрике через мои руки прошло множество древесины, я мог выбрать, поэкспериментировать с материалом. Это позволило понять. какой звучит, а какой нет. Кроме того, никто не смотрит на инструмент как на самолет. А в скрипке та же аэродинамика, воздушные потоки. Только для самолета резонанс губителен – он распадается, а музыкальному инструменту нужен резонанс, чтобы звучать. Здесь все имеет значение – и грунт, и лак.

– Научились изготавливать лак старинных мастеров – Амати, Страдивари?

– Разгадать очень сложно. Да и зачем? Я создал свой. Как инженер я пришел к выводу, что лак и грунт дают частоту вибрации. Экспериментировал с теми или иными составами и нашел свою формулу. Мне нужно было получить чистоту звука, и определенные смолы начали ее давать. Компоненты лака у меня собраны со всего мира – из Ирана, Италии, Греции, все натуральные.

– Но у вас и свой уникальный рецепт канифоли с натуральным золотом?

– Когда вставляют волос в смычок, никто не смотрит, почему он быстро ломается. А я заметил: если его вовремя наканифолить, то он законсервируется, останется таким же эластичным. Намного дольше играет. Я поэкспериментировал с сырьем, нашел поставщика весенней живицы в Греции и сделал свою канифоль – добавлял золото 999 пробы. Это мягкое золото, я его получаю химическим путем. Оно обжигается, и кристаллики становятся полукруглые. Эти крупинки не задирают волоса, при игре получается эффект свежего волоса в смычке. Это особенно важно для известных скрипачей, которые путешествуют с гастролями. Приезжают в Китай или Азию с высокой влажностью, там инструмент не звучит, а с моей канифолью все хорошо.

– Скрипач выбирает свой инструмент, но каждый должен звучать…

– Это моя боль. На конкурсе Третьякова мне стало обидно от того, что многие россияне приехали с ужасными инструментами. Это я называю «немое кино». Принимают участие музыканты высокого уровня, как на конкурсах Чайковского или королевы Елизаветы, но скрипки не звучат.

Покупка инструмента – очень сложный процесс. В России предпочитают приобретать старые скрипки. Но они могут быть битые, ломанные, не брать нужные ноты. То есть покупают антиквариат, а необходим учебный инструмент, который хорошо звучит. Дай ребенку некачественную скрипку, и он перестанет развиваться, деградирует как музыкант. А ведь у него на развитие всего два-три года, потом моторика уходит. И мы потеряем очередного Ойстраха.

– А в Красноярск какую скрипку привезли?

– Это счастливый инструмент, у него своя история. В Шанхае проходит самая большая в мире выставка музыкальных инструментов, мы приезжаем туда каждый год. Как-то пришел на выставку скромный парень из Гонконга и начал играть – просто фантастически. Купить инструмент не мог – денег не было. Я увидел его глаза, и у меня защемило сердце. Говорю: «Возьмите – играйте. Заработаете денег – вернете». Он выиграл конкурс, окончил консерваторию с отличием и приезжает ко мне со своим отцом. Отец поблагодарил меня, но отметил: «Мы люди не бедные. Сыну разрешил увлекаться музыкой до 23 лет, а теперь он станет заниматься бизнесом». Парень вернул мне скрипку: «Отдайте хорошему музыканту, она счастливая». Этот инструмент я и привез в Россию, чтобы кого-то осчастливить.

– Часто встречаете талантливую молодежь?

– Очень. Особенно в России и Китае. Считаю – эти две страны спасут классическую музыку.

– В Красноярске вы впервые?

– Да. Но много слышал о нем с детства. Мы жили в Молдавии, у отца здесь был друг, который каждый год присылал нам ящик белых грибов. С тех пор я люблю грибы. Даже живя в Германии, покупаю их в специальном магазине. Люблю суп из них.

– Сами готовите?

– Иногда, когда есть время – я работаю по 12–16 часов в сутки. В Красноярск, например, я приехал как на курорт. Отдыхаю здесь. Конечно, хочется иногда отвлечься от работы. Купил себе дом недалеко от Бамберга, сделал там дачу. В советских традициях поставили тепличку, выращиваем помидоры, огурцы.

Кстати, когда ехал в Красноярск, мне дали задание купить у вас семена огурцов, помидоров, баклажанов, перцев. Может быть, вы не знаете, но Красноярск и Новосибирск очень известны за рубежом своими семенами. В Европе приобрести нормальный посадочный материал уже нереально – не того качества. А у вас все натуральное, хорошей селекции. Пол-Германии – русскоязычные дачники – приобретают семена у вас. Мы их посадим и будем получать удовольствие!

Фото Павла Антонова

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
5 декабря 2025
Афиша событий в Красноярске с 8 по 14 декабря
Понедельник. 8 декабря Вторник. 9 декабря В 19:00 в БКЗ пройдет творческая встреча-концерт лауреатов международных и всероссийских конкурсов и фестивалей
Без рубрики
5 декабря 2025
Главный кардиолог Красноярского края рассказал, можно ли «почистить сосуды»
То, что доверять рекламе можно далеко не всегда, известный факт. Но одно дело, когда платой за доверчивость становится покупка некачественного
Без рубрики
5 декабря 2025
Алексей Коноваленко: «Если мир меняется, мы тоже должны измениться»
В конце октября губернатор Михаил Котюков поручил исполнять полномочия руководителя краевого минздрава заместителю министра Алексею КОНОВАЛЕНКО. Сегодня Алексей Николаевич –
Мы используем cookie-файлы для улучшения вашего опыта просмотра, предоставления персонализированной рекламы и контента, а также анализа трафика сайта. Продолжая использовать наш сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Согласен
Политика конфиденциальности