Объем онлайн-продаж в России в 2015 году составил 760 миллиардов рублей. Цифра внушительная, и в нее охотно веришь: такой вид услуг становится все популярнее. А можно ли зарабатывать через Интернет обычным людям, к примеру, умеющим что-то делать собственными руками?
Продвижение через соцсети
Можно, но есть нюансы. Нужно предварительно изучить рынок, спрос на конкретные товары именно через Интернет.
– К примеру, человек самостоятельно делает сувениры – они охотно раскупаются на различных фестивалях и ярмарках, – говорит Максим Осадчук, сотрудник СФУ, преподаватель курса «Интернет-магазин своими руками». – Однако сувениры – это то, что человек покупает в определенном состоянии – в отпуске, на отдыхе. Представить, что человек с утра зайдет в Интернет, чтобы купить что-либо подобное, сложно.
У Ирины – жительницы маленького поселка на юге края, есть интернет-магазин, где она продает деревянные игрушки, вручную выпиленные на лобзиковом станке. В разделе отзывов сайта – слова восхищения и благодарности, оставленные жителями разных российских городов, пишут даже из Болгарии. Получается, что интернет-магазин – неплохой способ как минимум заявить о себе.
– На доходы от такого магазина вряд ли можно спокойно жить и кормить семью, – говорит Ирина. – Для создания сайта много средств не нужно: он у нас работает на недорогой платформе. Но вот сделать так, чтобы люди его находили – тут уже нужны совсем другие деньги. За рекламу необходимо платить. Если не умеешь писать тексты для наполнения ресурса – значит, их нужно заказывать. Мы дополнительно сделали группу в социальных сетях и с помощью каких-то мероприятий рекламируем товар. Это тоже, кстати, неплохой вариант – для тех, кто не может или не хочет заниматься отдельным сайтом.
В Сети есть немало ресурсов – больших торговых площадок, которые позволяют любителям ручного труда продавать свои работы. Это удобно, но тоже не бесплатно.
Окно с товаром
Если решение создать онлайн-магазин обдуманное, то как же все-таки определить востребованность товара? Специалисты советуют использовать сервисы, которые показывают статистику по поисковым запросам – и в регионе, и в России.
– Есть такое понятие, как SEO – оптимизация содержимого сайта для поисковых систем, – говорит Максим Осадчук. – К примеру, если ищут «валенки красные», которые есть у меня в магазине, нужно, чтобы ссылка на него была бы хотя бы на первой странице. Задача – привлечь как можно больше людей на сайт, причем не просто людей, а потенциальных покупателей. Для этого описание товара должно быть составлено определенным образом. Это такой, очень примитивный, пример – на самом деле SEO – целый комплекс мер.
Еще один необходимый инструмент продвижения сайта – контекстная реклама – это «окошки» с товаром, которые появляются в соответствии с заданным поиском. К примеру, в понедельник человек может вбить в строку поиска «детский конструктор» – и ему до пятницы на разных сайтах предлагают то деревянные наборы, то коробки с причудливыми магнитными шарами.
Однако даже если покупатель зашел в ваш интернет-магазин – это не гарантия того, что он уйдет с покупкой. Хорошие фотографии товара обязательны.
– Следующее условие – простой интерфейс. Есть такое правило двух кликов. Теоретически если после двух кликов пользователь не нашел нужного – он такой сайт покидает, – отмечает Осадчук. – Важным моментом является сам процесс покупки. Львиная доля покупателей теряется на моменте оформления товара. У нас был пример, когда на сайте, где продавали школьную форму, для оформления заказа нужно было указать электронную почту. Позвонила женщина пожилая из глухого поселка на Камчатке. Нет у нее адреса, но она готова отдать деньги за этот товар. А без указания адреса невозможно совершить покупку.
Конечно, рассказать обо всех значимых мелочах сложно. Изучить их – еще сложнее. Поэтому специалисты советуют заниматься собственным сайтом только на этапе стартапа. Если магазин уже достаточно большой, лучше привлечь сотрудников с соответствующей квалификацией – это поможет освободить время для более важных дел – к примеру, общения с клиентами.