Еще год-два назад на улицах Красноярска и в общественном транспорте можно было встретить молодых людей в одежде с символикой и с ящичками для сбора денег – они собирали средства якобы на лечение больных детей, представляясь сотрудниками благотворительных фондов. Даже показывали «подтверждающие» документы, цена которым – три копейки, учитывая доступность современных полиграфических технологий.
Добрых и наивных людей у нас много, поэтому «благотворители» срывали неплохой куш. Местные СМИ объясняли красноярцам, что серьезные фонды так не работают, больным детям если что-то и перепадает из «ящичных» денег, то лишь малая часть. Остальное оседает в карманах организаторов и самих сборщиков.
И постепенно с улиц российских городов, в том числе в Красноярске, «коробочники» почти исчезли.
В октябре 2020 года вступил в силу закон, по которому переносные ящики могут использовать только некоммерческие организации, чей устав предусматривает благотворительность, и только на публичных мероприятиях, ходить с ними в транспорте запрещено.
Хотя серьезные благотворительные фонды и раньше соблюдали свои внутренние правила. Еще в мае 2017 года почти 300 НКО подписали декларацию «Все вместе против мошенников». Они договорились, что не собирают наличные деньги вне мест проведения благотворительных мероприятий.
Поэтому, если к вам на улице подошел человек в накидке с надписью типа «Сбор денег больным детям» и попросил пожертвовать, можете быть уверены: он как минимум не представляет фонд, подписавший ту самую декларацию. И вообще работает в нарушение закона. Можете смело звать полицию, она обязана пресечь действия лжеволонтера.
Что касается стационарных ящиков в торговых точках, у руководства этих точек должен быть договор с фондом на установку такой «кассы». Требуйте его и внимательно читайте: что за фонд, есть ли в договоре его контакты и реквизиты?
Звоните, пробивайте по интернету, проверяйте, кому отдаете свои кровные.
Мошенники-благотворители сейчас активно идут в интернет, создают сайты-дублеры, иногда используют названия известных, надежных фондов, изменив всего одну букву или добавив пару цифр…
Но, как правило, их сайты легко отличить от настоящих. На сайтах проверенных благотворительных организаций всегда есть подробная информация о направлениях их деятельности, и главное – отчеты за каждую собранную копейку, по каждому ребенку. У мошенников таких отчетов нет.
Ссылки на сайтах должны быть активными, телефоны, указанные в контактах, – отвечать.
И самое важное: серьезные фонды собирают деньги только на свои официальные расчетные счета, никогда – на личные карточки или электронные кошельки. Поэтому, перечисляя деньги напрямую на карточку, вы действуете на свой страх и риск.
Конечно, иногда в соцсетях данные своих карт публикуют настоящие родители действительно больных детей. Но в отличие от фондов родители не обязаны выкладывать никакие отчеты. Вы никогда не узнаете, на что были потрачены собранные деньги.
Поэтому совет: или помогайте напрямую нуждающейся семье, которую вы лично знаете, или, что самое разумное, – через надежный фонд, который ваши деньги точно не украдет.
Жулики «вконтактике»
Соцсети – вот сейчас главное поле деятельности мошенников-благотворителей. Они создают там сотни фейковых групп.
И публикуют в них посты настолько приторно-жалостливые, что одно это должно насторожить.
Некоторые посты повторяют друг друга практически дословно. Меняются только имя ребенка, диагноз и название клиники, в которой он лечится.
Видео и фото часто подбираются шокирующие и натуралистичные – дети при смерти. Причем мошенники долго не заморачиваются – картинки воруют из интернета, с чужих, часто зарубежных сайтов. Научитесь работать с поиском картинок в «Гугле», и вас ждет немало открытий: пробиваешь фото больного ребенка, прикрепленное к просьбе о помощи, и выясняется, что это ребенок, который живет совсем в другом городе или стране, носит другую фамилию. Или используют фото малыша, который уже умер. Но мошенники продолжают собирать деньги на его лечение.
Обратите внимание на стиль подачи. Если в просьбе о помощи жалобные стихи, много восклицательных знаков, плачущих смайликов и слов, написанных большими буквами, – это верный признак того, что вас хотят «развести».
Конечно, жалостливый пост может написать и отчаявшаяся мать больного ребенка, однако вряд ли в нем будут стихи, скорее – подробное описание болезни и борьбы с ней.
В мошеннических группах сбор, как правило, «почти завершен», хотя сообщество создано совсем недавно.
Обычно мошенники не заморачиваются со справками или выписками из истории болезни. А если такие документы есть, то стоит их почитать и удостовериться, что они как-то связаны с ребенком и его болезнью.
Главный совет: не спешите! Успокойтесь и не действуйте спонтанно, повинуясь первым благородным порывам души: дать денег, помочь больному ребенку или взрослому. На такую реакцию мошенники и рассчитывают.
Включайте голову, задавайте наводящие вопросы сборщикам денег. Что за клиника? Когда ребенку был поставлен диагноз? Почему операция не может быть проведена бесплатно? Покажите документ. Как зовут лечащего врача?
Иногда только этого бывает достаточно, чтобы мошенники слились. Очень не любят они таких вопросов. И ваши комментарии быстро удалят. А у официальных благотворительных фондов вся эта информация есть, и они сообщают ее по первому требованию.
Так же действуйте, если к вам подошли «волонтеры» на улице. Спросите только название клиники, где якобы лежит больной, достаньте из кармана телефон, начните искать в интернете номер этой клиники, и… через минуту деньги, возможно, отдавать будет уже некому.
НАША СПРАВКА
Благотворительных фондов в нашей стране сотни. Не все они добросовестны. Самые надежные перечислены на интернет-платформах «Добро Mail.ru», «Такие дела», «Нужна помощь», «Русфонд.Навигатор».
Также их можно найти среди членов ассоциации «Все вместе» и «подписантов» декларации об основных принципах прозрачности НКО: так и набирайте в поисковике.
Прежде чем включить фонд в список благонадежных, специалисты этих платформ проводят его глубокую проверку, смотрят, есть ли фонд в реестрах Минюста – это, кстати, может проверить и сам потенциальный жертвователь на сайте ведомства.