В последние дни случились два события, которые связаны друг с другом как парус с ветром, а корабль – с якорем. Стрельба в брянской гимназии. И резонансное выступление уполномоченного по защите прав ребенка в Ульяновской области Екатерины Сморода на Совете по правам человека при президенте России, где она говорила о нынешнем состоянии школьного образования.
Проглядели?
В престижной гимназии Брянска 14-летняя восьмиклассница пришла на урок с отцовским дробовиком и расстреляла учеников, убив одну девочку и нескольких одноклассников ранив, причем один мальчик находится сейчас в тяжелом состоянии. Затем покончила с собой. Это первый в истории России случай, когда стрельба, устроенная девочкой, привела к человеческим жертвам.
Когда стало известно, как она готовилась к этой «акции», что могло стать причиной ее поступка и как отреагировало общество на произошедшее, меня посетило дежавю. Весь этот набор оказался до пошлости шаблонным и предсказуемым. Такие ЧП стали в последнее время однотипными, они время от времени повторяются, как дурной навязчивый сон.
Девочка пришла в школу, словно собиралась по инструкции. Собственно, там все было «по шаблону», начиная с неработающей рамки металлоискателя на входе.
В день нападения убийца оделась во все черное, взяла два ножа, один из которых спрятала в носке (явно в кино подсмотрела), и отцовский охотничий дробовик. Сейф открыла легко – знала, где отец держит ключи. Банально до оскомины. Уж сколько раз твердили миру… В рюкзаке у нее была бутылка с растворителем, спички и несколько зажигалок.
Ружье она пронесла в гимназию в тубусе. Охранницей на «рецепшене» была пожилая женщина. Ну идет девочка с тубусом и идет. Мало ли… Кому придет в голову, что там лежат не плакаты и не стенгазеты, а ствол?
Школьница с опозданием зашла в свой класс на втором уроке, достала ружье и начала стрелять в одноклассников. Всего она сделала пять выстрелов. От которых в очередной раз вздрогнула вся страна. А когда появились сведения, что девочку в школе, возможно, травили, многие взвыли: до каких же пор?!
Почему мы не можем, наконец, сломать этот алгоритм, эту порочную систему, когда ребенок остается один на один со своими проблемами, берет в руки оружие и совершает непоправимое?
Психическое расстройство, скажете? Особенный психотип личности? Но почему не распознали?
Семья и школа
Уже после трагедии выяснилось, что за две недели до нее восьмиклассница вместе с другими учениками прошла стандартный опрос школьного психолога. Учащимся раздали тест на выявление суицидальных наклонностей и чувства одиночества. Результаты у будущей убийцы были абсолютно нормальными.
Или тестам этим грош цена, или специалистам, которые их составляют.
Реакция тоже предсказуемая: кто-то из депутатов или чиновников, уже не помню, высказался по поводу того, что надо ужесточить контроль за оружием и устроить внеплановые проверки владельцев. Но как-то робко высказался. Куда уж дальше ужесточать. И так после каждого масс-шутинга гайки зажимают.
Нашли, как водится, и стрелочника – якобы какая-то замотанная женщина, сотрудница школы, виновата в том, что рамка не работала. Как будто у нас стрелки ни разу не проходили в здания и школы, где эти рамки работали.
Хотя настоящий здесь виновник, который уже получил и еще получит по заслугам, – это отец юной «снайперши». Ключи от сейфа с оружием не нужно разбрасывать где попало. А с ребенком своим надо разговаривать каждый день: что его волнует, о чем он думает, не обижают ли в школе… Он должен доверять родителям. Тогда и ключи от заветного сейфа ему не понадобятся.
Ладно, мама с папой недоглядели. Но ведь в связке «семья и школа» двое. И если один что-то упустил, другой хотя бы должен обратить на это внимание? Разве нет?
Травля в классе – прямое следствие равнодушия учителей, которые смотрят на буллинг сквозь пальцы. У нас часто именно того, кого травят, начинают таскать по кабинетам и обвинять во всех грехах. А не тех, кто травит. Знаем, проходили. Я больше чем уверен, что травля там была. Иначе с чего бы? Нисколько не оправдываю мертвую девчонку, но за оружие она взялась не просто так. Значит, не видела другого выхода.
Так что хоть всю школу колючей проволокой обнеси, ОМОН на входе поставь, а оружие у всех охотников отбери, это не решит проблему. Детьми надо заниматься. Беречь их и лелеять. Чтоб ребенок знал, куда бежать, кому жаловаться, и был уверен, что его защитят. А не хватался за ружье, топор или палку.
На чистую воду
И вот здесь мы переходим к якорю, из-за которого корабль не может двигаться вперед, сколько ни дуй в его паруса.
Ладно бы только равнодушие. Но некогда нашим учителям заниматься внутренним миром детей и психологической обстановкой в классе! Даже если очень хочется. Нагрузка на них сейчас колоссальная. Им бы успеть оказать «образовательные услуги», тут уже не до выяснения, кто с кем в классе дружит и почему Маша не разговаривает с Таней.
Надеюсь, все слышали выступление уполномоченного по защите прав ребенка в Ульяновской области Екатерины Сморода на Совете по правам человека при президенте России? Некоторые СМИ назвали его сенсационным. А учительские и родительские форумы в интернете взорвались. Люди говорят, что Сморода совершила «гражданский подвиг». «Мощная речь в защиту Учителя», «это должен был кто-то сказать», «наконец президент услышал правду», «министра образования – гнать в шею»… Вот лишь несколько цитат с этих форумов.
Хотя сказала Екатерина Вячеславовна то, о чем давно ропщут учителя в школьных кулуарах и на кухнях. И о страшном дефиците педагогов – их по стране не хватает 250 тысяч! И о том, что учителя вынуждены трудиться за троих, совмещая преподавание нескольких предметов.
Нагрузка на классного руководителя вышла за пределы рабочего дня настолько, что у него просто не остается времени на свою собственную семью. Учитель бесправен.
В его личную жизнь бесцеремонно лезут. За любое ЧП в школе учителям грозит выговор или увольнение. Они нагружены подготовкой к проведениям разных диктантов, олимпиад, всевозможными проектами, мероприятиями. Учителя получают бесчисленные задания собрать информацию, предоставить отчеты, вместо того чтобы учить. Их бесконечно заставляют регистрироваться на каких-то интернет-ресурсах… «Чувство несправедливости и беззащитности сегодня также вызывает и возможность произвола со стороны руководства школьными коллективами при аттестации педагогов», – сказала омбудсмен.
И многое, многое другое. Учитель становится мальчиком на побегушках, который обязан беспрекословно реагировать на любой чих «реформаторов» от образования. А прямыми своими обязанностями ему заниматься некогда.
Примечательно, что все это было сказано лично президенту, напрямую. Глава государства даже признался, что о некоторых проблемах он впервые слышит. Но обязательно примет меры.
Видно было, что президента тоже очень задело выступление ульяновского омбудсмена. Это обнадеживает. Потому что случаи школьной стрельбы, которые происходят у нас все чаще и чаще, – тоже следствие тех проблем, о которых рассказали Владимиру Путину. Будем надеяться, что лед наконец тронется и корабль российского образования выплывет на чистую воду.