«Работа с дикоросами не только бизнес, но и социальная ответственность. Это возможность для сельских жителей получить дополнительные средства». На заседании комитета по природным ресурсам и экологии его председатель Виталий Дроздов подчеркнул важность вопроса заготовки и переработки дикоросов.
Сколько в лесу брусники?
Еще год назад этой теме было посвящено выездное заседание комитета и Ассоциации по взаимодействию представительных органов государственной власти и местного самоуправления в Шушенском районе. Тогда прозвучали цифры: возможный объем заготовки дикоросов в крае оценивается в 1,6 млн тонн. При этом реально заготавливается лишь малая часть от этого объема. Депутаты обозначили перед правительством проблемы: отсутствие ответственного за отрасль и единой системы сбора и переработки.
По мнению Александра Онучина, директора Института леса СО РАН им. В. Н. Сукачева, прежде чем систему создавать, нужно оценить реальный объем запасов. В 1970–1990 годы работа по районам края велась промхозами, была и статистика: сколько в каком районе заготовлено брусники, смородины, голубики, клюквы. Всему этому предшествовала научная оценка запасов древесины, ягод, лекарственных трав и грибов. Сейчас требуется новое исследование. Оно позволит провести оценку ресурсов, создать нормативную основу.
Лисички как деликатес
При этом добыча дикоросов в крае ведется. Каждый год сезонные пункты открывают Крайпотребсоюз, минсельхоз. Появляются новые структуры. В 2021 году была создана Ассоциация «Содействие производителям и переработчикам органической продукции Красноярского края». Председатель Совета Ассоциации Александр Граматунов рассказал, что в 2023 году открыто девять новых заготовительных пунктов. Основным дикоросом для работы выбрали грибы лисички – было заготовлено 14 тонн. Вся продукция ушла на экспорт – в Сербию и в ОАЭ.
В этом году будут открыты дополнительные пункты, есть новые контракты на расширение линейки продукции, например поставку медового сиропа в Катар. Однако у предпринимателей не хватает материально-технического оснащения, нужны отдельная программа господдержки заготовки дикоросов, единая цифровая платформа, которая позволит учитывать продукцию.
Общую оценку ситуации дал депутат Сергей Зяблов, он сравнил край с Томской областью, Алтайским краем:
Обидно, что соседи могут это делать, а мы – нет. Нужна программа, и кто-то один за нее должен нести ответственность. Наша цель – раскрутить отрасль и привлечь население, чтобы люди могли в ней зарабатывать, ведь это реальные деньги для села.
Его поддержал заместитель председателя комитета Юрий Захаринский, отметив, что за год пока ничего не сделано. Депутат Елена Пензина подчеркнула: край считается промышленным регионом, а на такую перспективную отрасль не обращают внимания.
Точка роста
Председатель комитета Виталий Дроздов отметил:
Мы специально обсуждали вопрос на площадке Ассоциации, чтобы поговорить с районными, поселковыми властями, понять, какая есть потребность в поддержке. Очень много структур темой занимается, нужен один координатор. Не навязывая своего мнения, предложили правительству самому решить – выработать стратегию, определить орган либо лицо, которое будет отвечать за эту перспективную отрасль.
Парламентарий обратил внимание на опыт соседних регионов. В нашем крае есть большой потенциал для роста. Отрасли необходимо развитие. Частный малый бизнес либо потребительские союзы сами по себе занимаются темой, не получая должной господдержки. «Убежден – необходимо определить ответственного, чтобы создать в крае точку роста. Предлагаем правительству вернуться к вопросу, до конца июня с конкретными предложениями выйти в Законодательное собрание или остается альтернатива – задать в июле на сессии этот вопрос председателю правительства во время его отчета о работе», – подчеркнул Виталий Дроздов.