Дорого и сердито

Почему «автогражданка» растет в цене

Дорого и сердито Почему «автогражданка» растет в цене
Фото Олега Кузьмина

После новогодних каникул Центробанк предоставил страховым компаниям возможность снижать или поднимать стоимость полиса ОСАГО на 20 %. Страховщики уверяли – повышения не будет, для опытных водителей цена даже снизится. На деле удешевления полиса не произошло, а если разобраться, и не предвиделось. Вместе с экспертами выясняем почему.

Дорожная идиллия

С 9 января диапазон ставок базового тарифа для легковушек, принадлежащих физлицам, установлен в сумме от 2 746 до 4 942 рублей. Ранее ставки находились в диапазоне между 3 432 и 4 118 рублями. Вдобавок водителей разделили на 58 категорий в зависимости от стажа и возраста – от этого теперь тоже зависит цена полиса. В итоге коэффициент снизился для опытных и взрослых водителей, а для молодых и неопытных повысился. По логике такой подход позволяет более гибко оценить автовладельца и назначать справедливую цену полиса. На деле все сложнее.

Ранее в Российском союзе автостраховщиков (РСА) заявляли, что значительная часть владельцев авто, не совершивших аварий, в 2019 году заплатит за полис меньше. В то же время в РСА признавали, что не во всех регионах компании воспользуются возможностью тарифного коридора и снизят цену. Иными словами, в таких территориях беспроблемный водитель будет платить меньше, чем рисковый, однако по сравнению с самим собой в прошлом все равно больше.

В данный момент в Красноярском крае некоторые компании оставили стоимость полиса прежней, некоторые повысили. В соседней Новосибирской области, как и в ряде других регионов, ситуация схожая. Вероятно, участники рынка выжидают и оценивают реакцию клиентов.

Координатор Федерации автовладельцев России в крае Егор Фролов считает, что страховщики не будут снижать прайс в обозримой перспективе:

– У нововведений всего один плюс – то, что стоимость значительно увеличилась для тех, кто часто нарушает. Это позволит убрать неадекватных с дороги или приструнить их. Однако цена увеличилась и для всех остальных. Страховщики постоянно жалуются, что у них нет доходов, что они терпят убытки. На самом деле они ни разу не предоставили и не публиковали официального отчета, который бы подтверждал это. Федерация автовладельцев России не раз высказывалась о том, что вся ситуация наиграна, страховщики просто хотят получать больше прибыли. Заявленный коридор на самом деле работает лишь в одну сторону. Никто не будет упускать возможность увеличить стоимость на 20 процентов.

Эти слова напрямую подтверждаются заявлениями регулятора и самих страховщиков. Обсуждая нововведения в федеральной прессе, представители ведущих компаний признавались, что реформа принесет им дополнительно пять процентов – это примерно 10 млрд рублей сборов в год по всей стране. Центробанк при этом озвучивал, что средняя цена полиса повысится на полтора процента. Отметим, речи о понижении не было вовсе. Вот и делайте выводы, ради кого и зачем затевалась реформа.

Простой пример того, как это работает сейчас. Водитель со стажем более десяти лет в прошлом году страховал УАЗ мощностью 128 «лошадок» за 7,8 тысячи рублей, а в этом году уже другой автомобиль мощностью 106 лошадиных сил – за 8,5 тысячи рублей. Подчеркнем, последние годы у водителя аварий не было. И такая тенденция сохраняется на протяжении последних лет – несмотря ни на что, цена полиса, в том числе и за счет инфляции, постоянно растет.

Для неопытных страховка выходит вообще заоблачной – за малолитражку придется отдать более 20 тысяч рублей, хотя ранее выходило около 16 тысяч.

Расчет и просчет

Управляющий партнер юридической компании «Антикризисный центр» Дмитрий Провоторов рассказывает, что высокая и несправедливая стоимость полиса – это лишь верхушка проблемы под названием ОСАГО. При таких высоких ставках компании продолжают искать свою выгоду и неохотно расстаются с деньгами. Сегодня при наступлении страхового случая страховщики отправляют к «своим» экспертам, которые насчитывают заведомо меньшую стоимость ремонта. В итоге клиент недоволен – он судится, разбирается, жалуется, а это нервы, деньги, время. Правда, большинство автовладельцев предпочитают просто не связываться со всем этим – получают, что дают.

– Массовый характер приобрело и другое явление. Организации покупают долг по ОСАГО у водителя, сами оплачивают ему ремонт по реальной стоимости. Тот избавляется от головной боли, а они в дальнейшем судятся со страховой – взыскивают неустойки и проценты.

Недавно юрист из Брянска Ольга Курзина подала в Верховный суд России иск, оспаривающий методику определения расходов на ремонт по ОСАГО. В данный момент разночтения между независимыми экспертами и специалистами страховой компании должны укладываться в десять процентов. Если разница больше, это повод обратиться в суд. Однако на деле судебная экспертиза зачастую не «обнаруживает» столь существенной разницы и отклоняет иски, вставая, по сути, на сторону страховщиков. Курзина добивается, чтобы даже разница в десять процентов учитывалась как существенная. Согласитесь, для среднестатистического россиянина важно, досчитает компания 5–10 тысяч рублей или нет. В реальности разброс между реальным ущербом и оценкой компании может достигать 50 %.

Страховщики предпочитают наживаться на клиентах даже в мелочах. Дмитрий Провоторов приводит простой пример с отправкой сообщений о необходимости предоставить транспорт после аварии. Обычно доставкой извещения занимается не «Почта России», а частная контора. Курьеры действуют, мягко говоря, не совсем по инструкции – они не оставляют извещение в ящике, а просто уходят, если не застали человека. Зачастую делается это намеренно.

– Формально вроде бы известили, но информацию до человека по факту не донесли – а он и не знал, что необходимо предоставить транспортное средство. С водителя потом взыскиваются средства. Компании пользуются этим, и государство помогает им. Суды принимают сторону страховщика, и человек еще оказывается должен.

Таких уловок и подвохов очень много. Согласитесь, что при существующей стоимости полиса мы можем требовать иного отношения.

Расширяем коридор?

Реформа ОСАГО продолжается. С 1 апреля реформируется начисление коэффициента «бонус-малус» – планируется, что он будет назначаться водителю раз в год, а если за ним по каким-то причинам числится несколько коэффициентов, присваиваться наименьший из них. Это позволит избежать «задвоения» и разночтений при расчетах. Кроме того, страховая история не будет обнуляться при перерыве в вождении – скидки сохраняются.

Также в планах федерального Минфина отказаться от коэффициентов по мощности с сентября текущего года. А еще через год ведомство предполагает убрать и территориальный коэффициент, расширив тарифный коридор до 40 %. И вот это уже повод задуматься – страшно представить, сколько будет стоить страховка.

Что из этого будет реализовано, а что нет, пока вопрос. Планы по расширению страховых выплат до 500 тысяч, одного и двух миллионов рублей не были поддержаны другими ведомствами и отклонены. А вот предложение об отказе учитывать износ авто при денежной выплате еще будет рассматриваться. Напомним, сейчас износ не идет в расчет лишь при возмещении ремонтом.

 

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
5 декабря 2025
Афиша событий в Красноярске с 8 по 14 декабря
Понедельник. 8 декабря Вторник. 9 декабря В 19:00 в БКЗ пройдет творческая встреча-концерт лауреатов международных и всероссийских конкурсов и фестивалей
Без рубрики
5 декабря 2025
Главный кардиолог Красноярского края рассказал, можно ли «почистить сосуды»
То, что доверять рекламе можно далеко не всегда, известный факт. Но одно дело, когда платой за доверчивость становится покупка некачественного
Без рубрики
5 декабря 2025
Алексей Коноваленко: «Если мир меняется, мы тоже должны измениться»
В конце октября губернатор Михаил Котюков поручил исполнять полномочия руководителя краевого минздрава заместителю министра Алексею КОНОВАЛЕНКО. Сегодня Алексей Николаевич –
Мы используем cookie-файлы для улучшения вашего опыта просмотра, предоставления персонализированной рекламы и контента, а также анализа трафика сайта. Продолжая использовать наш сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Согласен
Политика конфиденциальности