Новый год – это праздник, рождающий надежды. Это мечты о счастье и трепетное ожидание, что наступающий год обязательно будет лучше предыдущего, а все беды, горести и разочарования останутся в прошлом. Именно в канун Нового года как никогда хочется верить в сказку о том, что все самые сокровенные, безумные и даже, казалось бы, несбыточные желания непременно сбудутся.
И жизнь станет тихою, нежною…
Даже самые закоренелые скептики и пессимисты, которых жизнь помотала, словно шторм – старую рыбацкую сеть в морской пучине, все равно верят в новогоднее чудо. Пусть и не признаются в этом, изображая вселенскую усталость от «этих ваших праздников», но и они втайне надеются, что уж в этот раз, в наступающем новом году, Синей птице не удастся ускользнуть из рук, они ухватят ее за хвост, и все наконец наладится. В душе, в семье, в мире…
Что уж говорить про жизнелюбов и оптимистов! Эти верят в неминуемое счастье безоговорочно, иначе зачем было и елку наряжать?
Как там у поэта?
И всем казалось, что радость будет,
Что в тихой заводи все корабли,
Что на чужбине усталые люди
Светлую жизнь себе обрели.
Словно про новогодние надежды сказано.
Или, как мечтала героиня еще у одного классика: «Мы отдохнем! Мы услышим ангелов, мы увидим все небо в алмазах, мы увидим, как все зло земное, все наши страдания потонут в милосердии, которое наполнит собою весь мир, и наша жизнь станет тихою, нежною, сладкою, как ласка…»
Новогодняя вера в сказку, мечты о счастье под бой курантов – это наша глобальная национальная традиция, которую никому не отнять. Как «Иронию судьбы», как бенгальские огни, как подарки, которые Дед Мороз кладет детям под елочку. Ну а кто еще? Не папа же с мамой. Они сами крепко спали и даже не слышали, как тихо Дед Мороз прокрался к тебе в комнату, малыш… Ах да, мы же дверь закрыть забыли, вот он и проскользнул.
И 19-летний «малыш» под два метра ростом, который таскает из папиного ящика бритвенные станки, искренне верит в доброго волшебника в красной шубе: детство покидает нас не сразу, и это замечательно.
Таинственный чемодан
Вспоминаю себя в детстве. Лет в шесть. Как же я все это любил. Предновогоднюю суету, генеральную уборку в доме в последние выходные перед праздником, елку, которую заносили с мороза, и она, оттаяв в теплой комнате, наполняла весь дом умопомрачительным ароматом хвои, праздника, ожиданием чуда.
У нас дома были великолепные елочные игрушки. Семейные, старинные. Некоторые еще довоенные, от бабушки. Мама снимала со шкафа большой коричневый чемодан с металлическими углами, и мы бережно извлекали оттуда эти игрушки. Это был ежегодный ритуал. Чего только не попадалось в этом таинственном чемодане, до дна которого я, кажется, так ни разу и не добрался. Однажды мы там нашли новогоднюю открытку начала века, с ятями. Великолепные пузатые шары, солидные, как банковский счет, были обернуты в бумагу. На их боках красовались фосфорные снежинки, которые светились в темноте! Стеклянные разукрашенные клоуны и гномы на металлических прищепках. Картонные гуси-лебеди с тиснением посверкивали серебром – целая стайка их приземлялась на елку. Витые сосульки и стеклянные бусы, каких сейчас не делают. На верхушке – уменьшенная копия кремлевской звезды.
А если к Новому году отец возвращался из своих далеких рейсов, это было чудо вдвойне. Папа заходил в дом – большой, сильный, в штурманской фуражке с «крабом», хватал меня на руки и поднимал выше головы: «Ничего себе ты вырос!»
От него пахло пароходом, табаком, одеколоном «Шипр» и заморскими странами.
И все это вместе – нарядная елка, сияющая от счастья мама, которая достает что-то вкусное из духовки, папа, который со смехом смахивает слезу, натирая хрен к холодцу: «Ядреный!», – запах хорошего шоколада, новая посуда на столе, суета в доме, шумные гости, ожидание чего-то необычного… Все это наполняло тебя ощущением счастья, уюта и уверенности, что так будет всегда.
А третьего-четвертого января надо было идти на «пароходскую» елку в Дом моряка. В подготовке к этому событию принимала участие вся семья. Мама шила мне костюм (каждый год – новый), папа что-то мастерил – то мушкетерскую шпагу, то буратиний нос, то клоунский колпак… Моей задачей было все это примерять.
Мы все родом не просто из детства, но еще и из детского Нового года с его замечательными традициями. Теперь, когда я сам стал Дедом Морозом, понимаю, как важно, чтобы у детей в эти дни был праздник. Духовной опорой, моральной пристанью на всю жизнь станут для них и семейный Новый год, и сказки, которые вы им в детстве прочитали, и минуты счастья, которые вы им подарили, вместе наряжая елку и оставляя дверь для Деда Мороза открытой.
Нет уже отца, и мама так далеко, что не долететь ни на каком самолете, поэтому новогодние семейные традиции приходится продолжать мне. Они у нас, в сущности, простые. Было время, так же всей семьей шили нашему «малышу», который сейчас уже выше папы, костюмы к утренникам. А теперь желаем друг другу счастья, дарим подарки, слушаем обращение президента и сдвигаем бокалы под бой курантов. Но главное – как и в детстве, верим в чудеса. В Новый год они обязательно происходят.
Любовь с географией
Ну и напоследок новогодняя история, где все сбылось, как мечталось.
Знал я одну девушку, которая Новый год любила встречать в дороге. Лет ей было… точно не припомню, но хорошо так за 25. А жених все не появлялся на горизонте. Верней, появлялись, но не те. Один скучный, другой жадный, третий лысый. Хотя кто сказал, что лысый – это плохо? Может, он человек хороший? Ну, девушки народ загадочный, у них своя логика.
Поискала она жениха в небольшом сибирском городке, да безуспешно. И она там всех уже знала, и ее…
И тогда девушка сама себе придумала новогодний ритуал. 30 или 31 декабря садилась в поезд или в самолет и ехала куда глаза глядят. С таким расчетом, чтобы встретить Новый год в пути. Или хотя бы в другом городе, где она снимала гостиницу, садилась 31 декабря перед телевизором, наливала себе шампанского и ждала чуда. А может, не просто ждала, но и делала что-нибудь, чтобы приблизить его. Этого мы не знаем, девушки бывают очень скрытными.
И так она летала-ездила несколько лет подряд. То на юг, то на север, то на восток, то на запад…
А вот что мы знаем точно: однажды из такой поездки она вернулась с женихом! Парень хоть куда. И не лысый, и не жадный, и не скучный. А наоборот, на гитаре играет, песни поет.
Всем ее друзьям и подругам он сразу понравился, а это великое дело.
Живут вместе душа в душу уже лет 30. Детей нарожали. И каждый раз в конце декабря садятся в поезд и встречают Новый год в купе. Или в другом городе. Уже всю страну объездили. Хорошая традиция: тут тебе и любовь, и географию изучаешь. Вот оно как в жизни бывает…
Фото Олега Кузьмина