Бремя положительных
Кого удовлетворит антитабачный закон
Известный в советское время журналист Юрий Черниченко рассказывал, как в далекой молодости командировали его в отстающий колхоз для написания критического очерка. Едет он по колхозным угодьям и видит: поля лебедой заросли, коровы худые и грязные, коровники – такие же, ржавый комбайн в канаве валяется… Встречает его председатель и с ходу говорит: «А у нас беда, товарищ корреспондент. Со стилягами боремся».
Люди доброй воли
Эта история универсальна, поскольку является иллюстрацией к большинству благородных начинаний прогрессивной общественности и власти в борьбе с чем-нибудь нехорошим. Применима она и к проекту нового антитабачного закона, одобренного Госдумой во втором чтении, да и вообще к кампании по борьбе с курением.
Перечислять способы, которыми эти замечательные люди намерены усложнить жизнь рядового курильщика, думаю, не стоит, поскольку это и так известно.
Куда интереснее психологическая изнанка борьбы. Собственно, это даже не изнанка, а лицевая сторона, поскольку именно ради нее все и делается.
Ее основа – потребность подавляющего большинства людей быть хорошими. По большому счету есть два способа эту потребность удовлетворить. Первый – сделать что-нибудь неординарное или просто хорошее: открытие, изобретение или, скажем, воспитать замечательных детей. Но это трудно и не всякому дано.
Поэтому есть второй способ, общедоступный и куда более популярный, – просто причислять себя к лучшей части человечества, ведущей борьбу с частью худшей.
Во времена СССР и холодной войны подобный выбор был до безобразия легок. Мы, «люди доброй воли», выступаем за мир во всем мире, за социальную справедливость и «облико морале», а они, соответственно, за войну, наживу и разврат. В качестве психологического дивиденда лучшие получают возможность поучать, презирать, обличать, жалеть худших, при этом – что особенно важно – не рискуя получить в ответ по физиономии, ибо враг, по сути, виртуальный. Знаю это прекрасно, поскольку еще в школе участвовал в написании коллективных ругательных писем президентам Картеру и Рейгану.
Справедливости ради отметим, что та же схема действовала и «у них». Мой ныне покойный друг рассказывал, как попал в конце 70-х «в одну из стран Запада» и явственно чувствовал желание тамошних обывателей пощупать – есть ли у него, советского человека, рудиментарные рожки на голове и хвост в штанах.
Враг № 1
С окончанием холодной войны внешний и внутренний ассортимент исчез, яко не бывши. Все перемешалось, граница между плохими и хорошими стерлась, полюса поменялись – спекулянты, например, стали успешными бизнесменами, флагманами новой России. Положительный человек приуныл.
Но свято место пусто не бывает – и объект появился. Пришел он с бывшей вражеской территории, т. е. с того же Запада. Тамошняя пропаганда выдвинула курение табака в шорт-лист страшнейших язв человечества, наряду с международным терроризмом и тоталитарными режимами «оси зла». Оказавшийся у власти российский просвещенный класс эту триаду перенял, причем не из собственных разумных соображений, а просто по извечному обычаю все перенимать, осмеянному еще Фонвизиным, Грибоедовым, Тютчевым, Достоевским, Чеховым и прочими бессмертными.
Триада пошла в народ, и табак оказался врагом самым предпочтительным – вроде бы осязаемым и вместе с тем безопасным. Обо всех «свиньях», которые власти цивилизованного мира подкладывают курильщикам, наша федеральная пресса сообщает с неизменной последовательностью и нескрываемым торжеством, которое нужно проявлять, чтобы показать свою принадлежность к этому самому миру. Но главное в другом. Когда читаешь разные форумы по антитабачной теме, то будто возвращаешься в пионерское детство и комсомольскую юность – тот же пафос, та же праведная злоба. «Запретить помещения для курения, гнобить курилок!», «Сделать им курилку где-нибудь на Севере, пусть там подыхают в дыму», «Когда некурящим будут платить больше, тогда, может, задумаются эти…», «Почему я должен работать, когда другие курят?», «Курение должно стать немодным, общество должно отвергать курильщиков» и т. д.
Мировой опыт борьбы с дурными привычками (а курение, безусловно, к таковым относится) свидетельствует лишь об одном: запретить их нельзя. Можно только облагородить и тем самым снизить вред – личный и общественный. «Нет проблемы курения, есть проблема вентиляции», – говорил один мудрый коллега. Более того, главный нарколог России Евгений Брюн считает, что государство, получающее доход с продажи табака, обязано создать условия, чтобы люди могли удовлетворить свою потребность в цивилизованных условиях. «А сейчас отношение к курильщикам скотское», – сказал он. Но когда главный голос у пропаганды, профессионалов обычно не слушают.
Загадка цифр
С другой стороны, есть цифры – ужасающие, разумеется. По данным ВОЗ, ежегодно в РФ от курения умирает 400 тысяч человек, а число трудоспособного населения каждый год уменьшается на миллион. Вообще, демографическая статистика – наш бесконечный фильм ужасов с начала 90-х. Если верить ей, то сейчас россиян должно быть миллионов 110–120. Переписи почему-то это не подтверждают. А что касается курения, то меня беспокоит одна мысль: если так вымирают сейчас, то какими темпами должен был вымирать Советский Союз, где смолили через одного, а народным куревом являлась махорка в разных видах? Та же статистика почему-то говорит о демографическом взрыве 80-х и вообще росте населения страны, причем не только за счет Кавказа и Средней Азии.
Кстати, подспудно законопроект подразумевает возврат к махорке, поскольку стоимость табачных изделий будет расти (в перспективе самая дешевая пачка будет стоить от 100 рублей) и наиболее качественное курево станет недоступным.
Шишка от горбачевских антиалкогольных граблей, видимо, совсем зажила, и хочется повторить эксперимент, но уже в табачном исполнении – чтобы все по-взрослому: с подделками, отравлениями, сигаретной мафией и пр.
И последнее. Когда читаешь и слушаешь высказывания положительных людей о вреде курева и курильщиков, думаешь – вот бы с таким же пафосом возненавидели у нас зарплаты ниже физиологического минимума, культурную и бытовую пропасть между столицами и Россией, воровство и безнаказанность проворовавшихся, эксперименты над образованием и так далее… В отличие от дурной привычки курить табак эти язвы вполне искоренимы.
Александр Григоренко
Стратегия кнута
Самая курящая страна в мире наконец-то начала борьбу с табаком
«Только дьявол может наделить человека способностью выпускать дым из ноздрей» – с такой формулировкой был посажен в тюрьму первый курильщик Европы, соратник Колумба Родриго Херез. Вернувшись в родную Испанию, он решил публично продемонстрировать приобретенную у индейцев привычку курить табак. Так в далеком XVI веке в мире началась антитабачная кампания.
Нет дыма – нет огня
В России табак запретили в середине XVII века. За его хранение и употребление резали носы, вспарывали ноздри и ссылали на поселение (это специально для тех, кто считает жестоким антитабачный закон нового времени). Может быть, и не курили бы россияне вовсе, но в конце века просветитель Петр I именным указом разрешил продажу и употребление табака. Ходят слухи, за большое вознаграждение от Англо-Вирджинской компании, торговавшей американским табаком.
Первой на тропу войны с курением вышла Германия. Под флагом личной неприязни Гитлера к табаку в 1934 году в стране была развернута единственная в то время государственная программа по борьбе с курением, врачи Третьего рейха начали масштабные исследования о влиянии курения на человеческий организм. Надо полагать, именно из результатов научной работы родилась знаменитая программа действий Гитлера относительно славянских народов: «Никаких прививок, никакой гигиены, только водка и табак, и они сами себя уничтожат».
Несмотря на жесткий характер табачных запретов фюрера и рейхсканцлера, Германия продолжала курить: с сигаретой не стеснялись появляться на публике высокопоставленные чиновники и их жены, на обложках модных журналов издатели с вызовом размещали фотографии курящих моделей… И вот тогда власти страны подвели антитабачные меры под идеологию: курение табака признали пороком, присущим лишь низшим расам. В итоге в военной Германии резко сократилось количество курильщиков.
В 1998 году депутаты предложили бундестагу проект закона об ограничении курения в ряде публичных мест. Закон был встречен резким неприятием: курильщики выходили на митинги, взывали к конституции страны и правам человека. В итоге закон был принят лишь через десять лет. И почти сразу же повлек за собой беззаконие: подпольные курилки и продажу сигарет несовершеннолетним «из-под полы».
Метод пряника
А потом вдруг 82 % всех обитателей страны, из которых 68 % было курящих, признали: а закон-то неплох! И без сигаретного дыма в общественных местах вполне комфортно, и Октоберфест можно проводить без «дыма».
По статистике немецкой системы здравоохранения, 15 % курильщиков отказались от своей пагубной привычки. С момента введения строгих запретов на курение количество больных, доставленных в немецкие больницы с инфарктами, сократилось почти на 10 %. Стали меньше болеть работники баров и ресторанов, заметно сократилось количество преждевременных родов.
То же самое произошло и в других странах, которые ввели жесткий запрет на курение, по сути, против воли своих граждан – в Италии, Дании, Бельгии, Финляндии…
А теперь внимание: осознав эффективность антитабачных запретов и подсчитав экономическую выгоду, эти государства начали использовать «пряничные» меры воздействия на курильщиков. Так, в Голландии всем подросткам, которые пройдут тест и докажут, что они не курят, ежемесячно выплачивают 200 долларов. В пресловутой Германии взнос некурящего в страховую компанию на 40 % меньше, а те, кто отказываются от законодательно узаконенных «перекуров» на работе, получают дополнительные дни к отпуску.
По исхоженной тропе
Российский закон «О защите здоровья населения от последствий потребления табака» – это вовсе не ноу-хау в мировом масштабе, и «драконовские» положения его отнюдь не уникальны. Все цивилизованные страны прошли через это. И все начинали с запретов. Ибо этот путь самый простой и недорогой. Но, к сожалению, небыстрый.
Почему бы не показать населению пряник, погоняя его кнутом, – вопрос риторический.
Но логика властей, в общем-то, понятна: к чему тратиться на курильщика, если от него одни проблемы? Он меньше работает, чаще болеет (около полумиллиона россиян ежегодно погибает от болезней, вызванных курением), раньше умирает, опять же производители сигарет, неплохо на этих людях зарабатывающие, платят немалые налоги в бюджеты… В то же время некурящие россияне вовсе не обязаны дышать дымом в ресторанах и на вокзалах.
Имея в виду вышеописанные примеры, россиянам остается ждать всплеска «табачной преступности» – сигареты «из-под полы», тайные курительные комнаты в клубах, табак в цветочных горшках… Но опять же, как показывает практика европейских стран, рано или поздно эти явления сходят на нет. И в сухом остатке мы получаем снижение количества курящих. А по подсчетам правительства, сокращение табакокурения даже на 10 % в 2015 году даст экономический эффект в виде 140 млрд рублей. Вот тогда-то, наверное, для бросающих курильщиков введут и премии, и компенсации, и поощрения.
Требует лечения
Впрочем, многие ли из них доживут до этого светлого момента, вопрос открытый. Медициной давно уже доказано, что курение – это болезнь, требующая лечения. И если в организм курильщика перестает поступать никотин, то возникновение психических и вегетативных расстройств – неизбежное последствие. В прошлом году мой курящий на протяжении 20 лет муж в попытке избавиться от зависимости решил обратиться за помощью к традиционной медицине. Испробовав никотиновые пластыри, жвачки и иглоукалывание, выучив наизусть Аллена Карра, к терапевту в поликлинике он шел, утвердившись во мнении о себе как о наркомане. Но мужа обсмеяли и отправили восвояси. С тех пор он не пытается бросить курить, а с грустью ждет, когда соседи начнут строчить на него доносы в полицию за курение на лестничной клетке.
Но если курящим не хотят помогать (консультации по телефонной линии от Минздрава сложно назвать действенной помощью), то, может быть, стоит сосредоточить усилия на антитабачной пропаганде, направив ее в первую очередь на детей младшего возраста? За всю активную социальную жизнь моего ребенка о вреде табакокурения в саду и в школе ей не рассказывали ни разу. (Зато «тетеньки» регулярно проводили опыты с зубной пастой и яйцами.)
Остается надеяться, что, убрав из закона «пряники», власти оставили в нем достаточно места для спасительных соломинок хотя бы тем, кто еще не курит.
P. S. Я не курю. Мне просто кажется нелепым и бессмысленным занятием для человека слюнявить бумажку со щепоткой табака внутри. Впрочем, у меня полно других недостатков.
Ирина БАУЭР
Факты без эмоций
-
Каждый день от потребления табака в мире погибает около 14 тысяч человек.
-
В течение ХХ века курение убило около 100 млн человек во всем мире.
-
Если табачная эпидемия будет развиваться сегодняшними темпами, 250 млн ныне живущих детей умрут от заболеваний, вызванных употреблением табака. Примерно столько младенцев родится во всем мире за два ближайших года.
-
В России курит 44 млн человек. Около 60 % мужчин в нашей стране – курильщики, это один из самых высоких показателей в мире. С начала 90-х годов прошлого века число россиянок-курильщиц удвоилось. По количеству курильщиков мы в одной лодке с Китаем, Индией и Индонезией.
-
Почти четверть несовершеннолетних курильщиков пристрастились к табаку в возрасте моложе 10 лет.
-
Около 50 млн женщин ежегодно вынуждены вдыхать дым во время беременности. Табачный дым сильно воздействует на плод – курение (в том числе пассивное) может стать причиной преждевременных родов и выкидыша, гибели плода, рождения маловесного ребенка. Дети курящих родителей более подвержены синдрому внезапной младенческой смерти, заболеваниям органов дыхания и другим проблемам со здоровьем и развитием.
-
Почти половина всех детей в мире – пассивные курильщики, что существенно увеличивает риск развития астмы.
-
Каждый второй курильщик умирает от связанных с курением причин. Также курение является основной причиной рака легких и отнимает в среднем 10–12 здоровых лет жизни.
-
Во всем мире люди выкуривают больше 15 млрд сигарет в день.
Курильщик – враг соседа
Антитабачный закон будет вводиться в России в три этапа. На первом курильщиков планируют вывести из закрытых помещений и мест, где параллельно с курящими находятся некурящие люди.
По данным ВЦИОМа, среди тех россиян, кто курит постоянно, не поддерживают ограничительные меры 43 % опрошенных, за них выступает 51 % некурящих.
Нельзя будет курить:
· на лестничной площадке без согласия всех соседей;
· в общественном транспорте, включая вокзалы и аэропорты;
· на территории и в помещениях учреждений образования, культуры, спорта, соцслужб;
· в помещениях органов власти;
· на детских площадках и пляжах.
В 2015-м запрет коснется кафе и ресторанов.