Единство – это не когда все одинаковые…

Единство – это не когда все одинаковые…
Коллаж НКК / Фото Руслана Рыбакова, Олега Кузьмина, Евгения Русских

Народное единство – главное достояние всякой страны. Когда его становится критически мало, страна может попросту исчезнуть. Когда оно есть, пусть даже в минимально необходимой степени, прочие нехватки – хлеба, оружия, денег, пространства и др. – становятся восполняемыми. Вопрос лишь в том, как это единство достигается.

Мечтательные помещики

Поскольку человек – существо противоречивое, и жизнь сама по себе штука драматическая, мысли о том, как вернуть потерянный рай, в котором все было едино, начали появляться едва ли не сразу после изгнания из оного. Но так или иначе все они скатывались к одному простому решению: надо всех людей сделать хорошими, и, самое главное, одинаково хорошими. Дать им единственно правильный образ мышления и действия, распределить права и обязанности, внедрить все это в государстве, и вот тогда наступит единство, в котором никто друг друга не обижает (по причине отсутствия причин), и никакие внешние силы его не одолеют. У практических умов – а их всегда большинство – такого рода мечты вызывали ухмылку, если не сказать хуже, отчего утописты, от Платона до Фурье, имели сложную судьбу. Однако идея сделать всех одинаково хорошими грела мечтательные умы, и к Новому времени они начали понемногу переходить к делу, которое чаще всего заканчивалось неудачей… В 1847 году мечтательный помещик Михаил Васильевич Петрашевский (упокоившийся в нашем Пировском районе) начал строить фаланстер* для своих крестьян. Мужики, слушая его проповедь о будущей счастливой жизни под единой крышей, где все будет общее, в русле светлейших идей и без розог на конюшне, чесали немытые головы и в конце концов фаланстер спалили, не дожидаясь окончания строительства. Такого рода истории с мечтательными помещиками имели место не только в России. Интересно, что с мужиками был внутренне солидарен Федор Достоевский, которого Михаил Васильевич утянул за собой на эшафот; он скажет, что жизнь в фаланстере представляется ему «ужаснее и противнее всякой каторги».

Позднее коммунальные идеи пробьют себе широчайшую дорогу, катком пройдутся едва ли не по всей Евразии и в некоторых вариантах достигнут огромного внешнего успеха, но временного, поскольку не приведут к единству, окончательному и бесповоротному.

Но единство было, иначе не существовало бы теперь ни России, ни Китая, ни Вьетнама, ни Северной Кореи, только держалось оно на чем-то ином, нежели социальная мечта.

Право стаи

Кстати, сами представления о «хорошем человеке» как основе единства могут отличаться друг от друга, как небо и земля. Как кодекс строителя коммунизма отличается от идеологического портрета «истинного арийца». В первом больше от Нового Завета, чем от Маркса, второй основан на зоологии, на естественном праве сильнейшего хищника и – как апофеоз единства – железной стаи хищников: «Ты – ничто, твой народ – все»**. Там отдельные понятия о добре, которое заключается в господстве над всем оставшимся, и зле – главными преступлениями считаются утрата силы и жалость к низшему. Когда каждый будет жить, руководствуясь этим, мечта воплотится.

Такой вид народного единства был изначально обречен – невозможно одному противостоять всем и всегда. Но, надо признать, оказался он вполне крепок, поскольку пресекла его только физическая смерть, политически именуемая безоговорочной капитуляцией. Во что это единство обошлось его носителям и окружающим, думаю, не надо напоминать…

В наши дни прогремел вариант строительства народного единства на ненависти, причем не к каким-то абстракциям, а к вполне конкретной стране и людям. Ненависть, кстати, не являлась эмоциональной основой германского нацизма – «низших» ариец презирает, как примитивных животных, а ненависть – непозволительная честь для них.

В нацизме украинском ненависть – чувственный двигатель всего и вся. Чем сильнее ты ненавидишь Московию и московитов, тем больше твоя любовь к родине. Чем глубже и шире проникнет эта ненависть в сердце народа, тем крепче народное единство. Тотальная борьба с русским наследием для такого единства – абсолютно естественное дело. Если вообразить, что там не останется ни единого русского артефакта, их следует ночами мастерить по гаражам, чтобы наутро сжигать на площадях, поскольку ненависть – желудок, сытости не знающий.

Труднее с языком. На недавно прошедшей в Лондоне международной конференции «Язык и культура во время войны» уполномоченный по защите государственного языка на Украине Тарас Кремень заявил: «Ласковой украинизации уже не будет – переходим к наступательной… во всех без исключения сферах общественной жизни на территории Украины».

Далее «шпрехенфюрер» говорит, что двуязычие порождает «языковую шизофрению», и как следствие еще существуют люди, посещающие «церковь, которая ассоциируется с Русской православной церковью», и «считающие, что можно договориться с Россией, что есть хорошие россияне».

Если всех жителей данной территории заставить – наступательно и жестко – говорить на единственно дозволенном наречии (пусть даже неродном для миллионов), то думать и поступать они станут поголовно правильно, оставшиеся пустоты в ненависти заполнятся, и народ превратится в монолит.

Для нормального человека это безумие, к тому же не имеющее прецедентов в истории, но у безумия есть своя внутренняя логика. Однако, при всей прыткости и кровавости, это единство в принципе не рассчитано на сколько-нибудь долгое существование, поскольку оно противоестественно – как висеть вниз головой.

Чувство Родины

Тогда какое единство можно считать естественным? Вопреки расхожему мнению это не внешняя угроза (она, по словам Владимира Путина, «нас только взбадривает») и не внутренний враг. Угрозы с врагами – только повод.

А причина – в способности переживать прошлое и настоящее своей страны как собственную биографию. Единство прямо зависит от числа людей разных языков, вер и характеров, обладающих этой способностью. Иногда его называют «чувством родины», и, как всякое подлинное чувство, происходит оно не из правильных лозунгов, а из глубин души, из предания и культуры, формирующих осознание родного, того, что одновременно и сам ты, и то, что выше тебя.

Это же чувство отделяет одних от других. Когда прошлое и настоящее твоей страны ничего не задевает внутри либо вызывает презрение и злобу, то у тебя не «иные убеждения». Ты – чужой. И еще хуже, если деятельно чужой.

Это стало ясно не вчера. Современник Пушкина поэт Николай Михайлович Языков в 1844 году пишет стихотворение «К не нашим» – это про них.

…Вам наши лучшие преданья

Смешно, бессмысленно звучат;

Могучих прадедов деянья

Вам ничего не говорят;

Их презирает гордость ваша.

Святыня древнего Кремля,

Надежда, сила, крепость наша –

Ничто вам! Русская земля

От вас не примет просвещенья,

Вы страшны ей: вы влюблены

В свои предательские мненья

И святотатственные сны.

Хулой и лестию своей

Не вам ее преобразить,

Вы, не умеющие с нею

Ни жить, ни петь, ни говорить!

Умолкнет ваша злость пустая,

Замрет неверный ваш язык:

Крепка, надежна Русь святая,

И русский Бог еще велик!

Остается лишь добавить, что людей, обладающих чувством Родины, подсчитать невозможно. Доказательство их необходимого числа уже в том, что мы в своей стране, мы живем, боремся, работаем, празднуем и твердо намерены продолжать в том же духе.

* Фаланстер – здание особого типа, являющееся средоточием жизни коммуны.

** Согласно требованию 114-ФЗ, приведенная фраза публикуется для информирования о некоторых исторических сюжетах и не несет попытки оправдания.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
14 декабря 2025
Месяцы, опаленные войной: Март 1945-го
В историю России навечно вписаны 48 месяцев 1941–1945 годов, опаленных огнем Великой Отечественной войны. В юбилейный год из номера в номер
Без рубрики
13 декабря 2025
У каждого должна быть своя Вахта Памяти
Ребята из поисковых отрядов понимают важность своей миссии, они возвращают имена пропавшим без вести солдатам Великой Отечественной войны. Отыскивая останки
Без рубрики
12 декабря 2025
Красноярск станет красивей и уютней
В уходящем 2025 году в Красноярске активно продолжались работы в рамках программы комплексного развития территории (КРТ). Благодаря этому механизму в городе
Мы используем cookie-файлы для улучшения вашего опыта просмотра, предоставления персонализированной рекламы и контента, а также анализа трафика сайта. Продолжая использовать наш сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Согласен
Политика конфиденциальности