С развитием прогресса появляются новые виды преступлений. Чтобы их раскрыть, необходимы современные технологии. Сегодня в арсенале экспертов-криминалистов – оборудование XXI века и эффективные методики, в том числе несколько нетрадиционные, как, например, гипнорепродукция памяти.
Известно, что важной уликой теперь выступают не только отпечатки пальцев или следы крови, но и голос. С помощью новейшего фоноскопического оборудования раскрываются тяжкие преступления.
О других видах экспертиз и перспективах одной из молодых структур – экспертно-криминалистического отдела управления криминалистики ГСУ СК России по краю «НКК» рассказали его сотрудники.
Что скрывает буква?
Следственному комитету РФ чуть больше трех лет. В Красноярском крае – третье по штату следственное управление в стране. В нем служат свыше пятисот человек, из них 16 – сотрудники экспертно-криминалистического отдела.
Эксперты проводят экономические, фоноскопические, лингвистические, психофизиологические экспертизы на базе самого современного оборудования с применением специализированных программных комплексов.
Команда экспертов – шесть экономистов, три полиграфолога и пять лингвистов.
Наталья Нагорная, старший эксперт отдела, называет себя бухгалтером в погонах. Она проводит четыре вида экономических экспертиз, среди которых налоговая, бухгалтерская, финансово-аналитическая и кредитная. Наталья вместе с коллегами порой годами исследует бумаги и документы, чтобы найти факты хищений и других нарушений закона:
– Экономические – очень трудоемкие экспертизы. Проверить отчетность крупного предприятия, где работают тысячи человек, выяснить, куда ушли миллионы рублей при невыплаченной заработной плате, непростое дело.
Сейчас у нас завершена экспертиза «Шушенской марки». Компания накопила большую задолженность перед сотрудниками. Мы обнаружили ряд схем, которыми пользуются недобросовестные работодатели: необоснованная выдача займов «своим людям», покупка материалов по завышенным ценам у аффилированных структур.
Коллега Натальи Светлана Рехлова работает с текстами:
– Лингвистическая экспертиза позволяет найти важнейшие доказательства, ведь смысл текстов не всегда лежит на поверхности, порой он извлекается из контекста и подтекста. Чаще всего анализируются письменные материалы – публикации в СМИ, книги, брошюры, надписи, агитационные тексты. Мы работаем и над устными выступлениями и сообщениями. Особое внимание сегодня уделяется борьбе с экстремизмом. Поэтому по запросам следствия эксперты занимаются поиском высказываний побудительного характера, призывов к враждебным действиям.
Особый метод
Если оборудование лингвиста – классические книжные словари, то у эксперта-фоноскописта в распоряжении специальные компьютерные программы и устройства для извлечения записей с различных носителей – сим-карт телефонов, флешек. Эксперт Вячеслав Коломажин, физик по образованию, определяет по голосу пол, возраст, рост человека, его образование, профессию, место, где он родился, уровень культуры – все, что помогает идентификации личности. Кроме того, он сразу оценивает, оригинальная запись или смонтированная, раскрывает факты вымогательства, провокаций, дачи взятки. Фоноскопическая лаборатория ГСУ СК РФ по краю работает всего лишь с прошлого года. Уже проведено 95 экспертиз.
Эксперты-криминалисты активно используют и такой метод, как проверка человека на детекторе лжи. В прошлом году провели 349 исследований с помощью полиграфа. Развиваются и другие направления исследований. Из столицы в Красноярск приезжал эксперт по гипнорепродукции памяти. Его приемы напоминают действия гипнотизера. Состояние транса свидетелю или потерпевшему помогает вспомнить обстоятельства происшествия, например, госномер мельком увиденного автомобиля. Непривычная на первый взгляд методика пригодилась в раскрытии дела о подрыве поезда «Невский экспресс». В Красноярском крае эксперт-«гипнотизер» работал с подростком, помогая ему составить портрет преступника.
Эксперты уверены: несмотря на все технические достижения, в профессии важен человеческий фактор. От квалификации специалиста во многом зависит раскрытие преступления.