Чистый воздух, щедрая тайга, просторы мало совместимы с асфальтом, маршрутками и развитой сетью услуг, в том числе банковских. Если ты живешь в глубинке, до цивилизации придется преодолеть определенное расстояние. В Красноярском крае есть поселки, где нет ни почты, ни Сбербанка. И как объяснить сельским жителям, что их рассматривают исключительно через призму экономической целесообразности и окупаемости?
Ставки больше не принимаются
Предивинск, например, равняется на город. Население – больше тысячи человек. Есть участковая больница, почта и отделение банка. Казалось бы, чего желать? Но на бумаге инфраструктура выглядит достойно, а в реальности сельчане каждый раз сталкиваются с проблемами. Елена Лисицина, председатель совета депутатов п. Предивинск, защищает интересы своего поселка по всем вопросам: транспортная доступность, медпомощь. И когда обнаружилась новая трудность, обратилась в редакцию «НКК» с просьбой разобраться. Елена рассказывает:
– Сейчас у нас решили уменьшить ставку кассира банка. И это вместо того, чтобы улучшить программное обеспечение, чтобы система постоянно не зависала. Пенсионеры вынуждены часами сидеть в банке или приходить несколько раз в неделю. У нас поселок длинный, сильно вытянут вдоль Енисея. Банк находится на окраине. Десятки километров бабушки идут пешком, чтобы заплатить за кредит, снять пенсию. Они снимают ее частично, чтобы не хранить всю сумму дома. И кредиты есть у многих. А что говорить о жителях соседних деревень, которые входят в Предивинский сельсовет, – Покровки, Троицкого, Козьмо-Демьяновки. У них нет своих отделений, они приезжают к нам. Я обратилась к руководству банка по нашему району, в Большую Мурту. Мне сказали, что в поселке мало клиентов, поэтому снижается зарплата кассира и соответственно сокращается режим работы. Кассир – наша жительница, она тоже с сожалением ждет этой перспективы. Ей тоже нужно семью кормить, зарабатывать. А тут – снижение. Если так произойдет, бедным людям придется торчать в банке постоянно. А вы представьте ситуацию: работает банк три дня в неделю до обеда. Как гражданин может получить деньги и оплатить кредиты, коммунальные услуги, если каждый клиент долго простаивает у окошка. А когда система зависает, можно не ждать, идти домой несолоно хлебавши. И готовиться ко второй попытке. У нас и так трудности с переправой в зимнее время, сложности со связью. Помогите нам в этой ситуации. Не дайте нашим гражданам пострадать.
Через призму окупаемости
Жителей мог бы выручить банкомат, который работает круглосуточно. Но установка банкомата – дело не менее сложное, чем открытие целого отделения. Содержание устройства самообслуживания требует больших денег на техническое обслуживание и инкассацию. Кроме того, банкомату тоже нужна надежная связь. Жители Предивинска слышали версию о том, что банкомат должен в день совершать операций минимум на 20 тысяч рублей. Иначе невыгодно банку. Ситуацию прокомментировали в пресс-службе Восточно-Сибирского банка Сбербанка России:
– В сельской местности региона работает 517 устройств самообслуживания. При принятии решения об их установке любой банк руководствуется условием окупаемости. Ключевое значение имеет количество карт, которое имеется или потенциально может быть выдано жителям населенного пункта, и средних остатков на них. А также возможность организации стабильного канала связи, необходимого для качественной работы устройств самообслуживания, минимизации сбоев и обеспечения безопасности их работы.
По статистике получается, что территория России идет к полному покрытию банкоматами. Но отдельные населенные пункты никогда не будут обеспечены очень востребованными устройствами ввиду экономической нецелесообразности.
Своим ходом
Финансовые услуги для населения – социальная миссия. У банков есть филиалы, которые не окупают вложенные в них средства. И чаще всего они расположены в сельской местности. Такие кассы могут в любое время попасть под оптимизацию и исчезнуть.
В пресс-службе Восточно-Сибирского банка Сбербанка России отметили, что задача максимально предоставить финансовые услуги населению нашей страны сопряжена с принципами безубыточности деятельности компании:
– Поэтому режим работы и штатная численность офисов определяются исходя из объемов выполняемых работ, интенсивности клиентских потоков и других показателей. Решение о закрытии принимается в каждом случае индивидуально, после согласования вопроса с местными администрациями.
Сейчас банк работает над возможностью предоставления в сельской местности альтернативы стандартным отделениям. К ним относятся мобильные пункты, «легкие» офисы, бесплатная доставка в офисы.
Первой ласточкой стал бесплатный маршрут для жителей села Иджа Минусинского района. Автобус раз в неделю доставляет клиентов в офис в Шушенское, чтобы они могли воспользоваться необходимыми банковскими услугами. За четыре месяца, что курсирует автобус, им воспользовалось более 500 сельчан. Пилотный
проект признан в банке успешным и скоро начнет реализоваться в других небольших селах. По информации банка, на протяжении шести лет к жителям Ирбейского, Манского, Партизанского, Рыбинского, Саянского и Уярского районов приезжает передвижной пункт кассового обслуживания. В качестве альтернативного варианта также могут рассматриваться информационные терминалы ОАО КБ «Искра» (инфоматы), установленные в большинстве сельских населенных пунктов края. Через них, как с обычного компьютера, можно зайти на страничку онлайн-банка и оплатить коммунальные услуги, телефон, перевести средства между вкладами и банковскими картами, оплатить налоги и погасить задолженность по кредитам. Удобный сервис при условии, что пенсионер владеет компьютерной грамотностью. Иначе выход в онлайн для бабушки становится труднее, чем топать пять километров пешком до кассы.
Обойдемся без денег
Ассоциация региональных банков России вообще настаивает на сокращении оборота наличных денег. Тогда не нужны будут кассы и кассиры с трехчасовым рабочим днем.
На деле инициативу крайне сложно реализовать, учитывая незначительный уровень развития сети банковских услуг в малонаселенных пунктах. Очевидно, что переход на безналичную систему оплаты труда и услуг возможен только в городах с развитой инфраструктурой. В деревне жители используют карточку раз в месяц, чтобы снять деньги. Пользоваться картой внутри населенного пункта просто невозможно: ее не принимают в сельском ларьке, на нее не купишь комбикорм, картой не отблагодаришь соседа за поездку в райцентр. В идеале банковская инфраструктура должна быть в шаговой доступности. Пока в сельской местности доступность измеряется километрами – от пяти до пятидесяти. Если человеку дали карту, а ее никто в расчет не берет, это уже нарушение конституционных прав происходит.
Жизнь в городе и в деревне в сфере услуг отличается как день и ночь. Но юридически они равны, и разделить, разграничить крупные и малые населенные пункты в безналичной реформе невозможно. Всем дают карточки, будьте добры принять. Остальное – дело техники, то есть передвижных офисов и банко-автобусов. Либо сначала дайте стулья, то есть инфраструктуру приема платежных карт в торговых точках, Интернет и онлайн-грамотность населения, а затем вручайте деньги, то есть карты.
Александр Дынин, представитель коммерческого банка, отмечает, что ведущие банки, осуществляющие эквайринг платежных карт (т. е. обеспечение приема карт в оплату товаров и услуг), движутся в сторону количественного, географического и сегментного расширения этой инфраструктуры:
– В первую очередь инфраструктура покрыла крупные города и самые массовые сегменты – магазины, рестораны, распространенные сервисы. Сейчас развитие идет в сторону расширения географии, охватываются более мелкие субъекты. Также наблюдается проникновение безналичных способов в новые товарные и сервисные сегменты: такси, госуслуги, штрафы и т. д. По мере усиления регулирующей роли государства, заинтересованного в увеличении доли безналичных расчетов, темпы роста инфраструктуры и ее широта будут расти.