Речь идет, конечно, не о восточных гаремах. Одни привыкли рассчитывать только на себя, родных – свой клан. Но ведь есть и «вторая семья» – коллеги с любимой работы, куда идешь с охотой. По данным ВЦИОМ, индекс счастья у россиян складывается так: радость доставляет преимущественно семья (об этом сказали 44 %). А на втором месте (13 % опрошенных) именно те, для кого счастье – любимое дело или интересная учеба. Психологи же утверждают, что лучшего лекарства от депрессии, чем работа и коллеги, не существует.
Хорошая работа – это, в том числе, когда на 90 % хороший коллектив. Как бы ни держала зарплата и карьерные перспективы, люди увольняются, если отношения не сложились. А когда коллегам доверяешь, можно считать, что жизнь удалась. Они помогут в трудную минуту, разделят вашу радость. В такой атмосфере работа спорится: проекты успешны, творческие идеи бьют ключом.
Вот, например, у вас плохое настроение, но, переступая порог офиса, вы всем искренне желаете доброго дня. Сказав слова с правильным посылом, можно снять и свое напряжение, и развеять даже малейшее отчуждение. В военное время, когда гибли отцы на войне, коллектив заменял семью. Сегодня социологи выносят вердикт: наблюдается тенденция отчуждения человека от человека. Исчезла радость совместного переживания, созидания, открытия. Некоторые работодатели культивируют отношения «человек человеку конкурент», что извращает само понятие коллектива как общности. Среди опрошенных мной знакомых всем повезло с коллегами. Люди делятся друг с другом впечатлениями об отдыхе, без хвастовства и зависти. Приносят на работу пироги и зимние заготовки, а летом и осенью угощают урожаем со своих дач. Никто не пройдет мимо плачущего сотрудника, а если случилась беда – найдут слова поддержки, соберут деньги, подменят по службе. Порой кто-то раскрывает свои лучшие качества именно во «второй семье». Ею могут стать любые единомышленники – из клуба рукодельниц, спортивной секции, музыкального кружка, общественных организаций.
Снежана Ильчева, член совета Гражданской ассамблеи Красноярского края, эксперт, коуч:
– За 15 лет руководства собственным пиар-агентством мне посчастливилось получить опыт формирования нескольких команд в нашей организации. Заметила два основных способа сплочения людей и налаживания комфортного микроклимата: лидерский и идейный. В первом случае команда формируется под человека, способного своей харизмой увлечь коллег на любые подвиги. Убери лидера – и команда распадется. Но самые эффективные коллективы, как с точки зрения результативности, так и комфортности взаимодействия, на мой взгляд, – те, которые сформировались на основе общей идеи, смысла, миссии, как бы пафосно это не звучало. Такие коллективы, как связка бус, где люди держатся вместе, объединенные нитью общей идеи, благодаря существованию которой они вдохновлены и творят, становятся семьей. Делятся радостью и поддерживают друг друга в сложных ситуациях, доверяют друг другу и достигают невероятных результатов. Мне посчастливилось работать в такой команде на старте своего бизнеса, когда все были заражены идей создания лучшего в мире агентства. Все дело и весь секрет в людях. От каждого из нас зависит гораздо больше, чем можно представить. И собрать вместе таких людей – открытых, творческих, любознательных, увлеченных, амбициозных, целеустремленных, порядочных, верных – большая редкость и удача!
На фото: Посадить дерево — задача, актуальная не только для семьи, но и для дружного коллектива
«Второй семьей» могут стать коллеги по службе и любые единомышленники – из клуба рукодельниц, спортивной секции, музыкального кружка, общественных организаций