Как обычно, это был период напряженной работы для всех, кто связал свою судьбу с профессией речника. Сибирские реки по-прежнему остаются ключевыми артериями, связывающими отдалённые территории, обеспечивающими доставку грузов в труднодоступные районы и поддерживающими устойчивость экономики огромного макрорегиона.
Стратегическая задача флота
Речной флот Сибири сегодня становится важным звеном в реализации амбициозных планов по развитию Северного морского пути. Этот маршрут превращается в ключевую транспортную артерию страны, и без потенциала внутренних водных путей его полноценное раскрытие невозможно. Именно сибирские реки позволяют формировать устойчивые грузовые потоки, которые затем могут уходить на восточные рынки через СМП.
Вокруг Северного морского пути стремительно растут масштабные инвестиционные проекты, формирующие новую экономическую географию Арктики. Для обеспечения такого уровня строительства и поставок требуются гигантские объёмы завозов, и значительная часть этой логистики ложится на плечи речного флота.

Фото: Енисейское речное пароходство
Как отметил председатель Ассоциации судовладельцев Западной Сибири Сергей Павлушкин, для выполнения таких масштабных задач требуется глубокое обновление всей логистической цепочки — от подвижного состава флота до портовой и береговой инфраструктуры. Речь идёт не только о строительстве новых судов, способных работать в сложных условиях Севера и крупных речных систем, но и о модернизации причальных терминалов, перегрузочных комплексов, мультимодальных узлов, которые смогут аккумулировать и перенаправлять возрастающие объёмы грузов.
К 2030 году объём перевозок по Северному морскому пути должен вырасти до 80 миллионов тонн, что почти вдвое превышает показатели 2024 года — около 35–36 миллионов тонн, — подчеркнул Сергей Павлушкин. — Чтобы выйти на такой масштаб, предстоит определить реальные грузовые ниши, которые можно отправлять с рек Сибири, и обеспечить транспортную связку регионов с арктическим коридором.
ЕРП – в режиме готовности
Максим Вотин, исполнительный директор Енисейского речного пароходства, подчёркивает, что реки Сибири обладают куда большим потенциалом, чем используется сегодня.
На сегодняшний день мощность и пропускная способность наших рек, конечно, не используются в полном объёме. В советские времена перевозилось гораздо больше грузов. Мы подключимся к этому процессу, если грузопотоки будут перенаправлены в наши порты для дальнейшей перевалки.

Фото: Енисейское речное пароходство
По его оценке, портовая инфраструктура, включая Красноярский речной порт и енисейские порты, уже готова работать с увеличенными объёмами и обеспечивать перевалку грузов под задачи СМП. Таким образом, участие Енисейского речного пароходства в развитии трансарктического коридора фактически зависит лишь от появления стабильных грузопотоков, которые можно будет направить по рекам в сторону Арктики.
Напомним, что Енисейское речное пароходство, являющееся структурным подразделением «Норникеля» — обеспечивает доставку грузов в Норильский промышленный район и в арктические регионы, где сегодня реализуются крупнейшие инвестпроекты. ЕРП также выполняет важнейшую социальную задачу обеспечения северного завоза.

Фото: Енисейское речное пароходство
Общий объём перевозок составил в 2025 году 2,9 млн тонн — на 10% меньше, чем в 2024 году, что пропорционально снижению объема грузоперевозок в целом по бассейну реки Енисей. Предприятие выполнило все поставленные перед ним задачи и сохранило устойчивый ритм работы: все запланированные грузы были доставлены конечным потребителям в срок. Крупнейшим клиентом традиционно остался «Норникель» — для нужд компании перевезено 1,7 млн тонн, включая материалы для реновации в Норильске и строительства объектов социальной инфраструктуры.

Фото: Енисейское речное пароходство
Весенняя кампания, ограниченная коротким паводковым окном, потребовала максимальной мобилизации флота: в отдалённые поселки на Подкаменной и Нижней Тунгуске было доставлено свыше 200 тыс. тонн. Енисейское пароходство обеспечивает завоз в эти труднодоступные районы, где короткая навигация и сильное течение требуют особой организации. Дополнительно выполнен завоз 170 тыс. тонн грузов для РН «Ванкор». В Енисейском заливе компания традиционно участвовала в масштабном проекте «Восток Ойл», доставив более 350 тыс. тонн грузов.

Фото: Енисейское речное пароходство
Сегодня в ЕРП в эксплуатации находится около 400 единиц флота. Их содержание требует значительных вложений: по итогам года затраты на судоремонт достигнут 1,64 млрд рублей — на 45% больше предыдущего года. В 2026-м сумма возрастёт до 1 млрд 667 млн рублей, что позволит продолжать программу глубокой реновации судов: капитально-восстановительные ремонты, замена двигателей, обновление котлов и силовых установок, а также переклассификация части флота в морской класс для уверенной работы в Арктике.
Парк предприятия пополняется и новыми судами: за четыре года он увеличился на 10 морских барж проекта БПМ-2500, а в 2025-м получены две современные баржи проекта 1960М — собственной разработки. Ещё восемь таких судов поступят в 2026–2027 годах, общий объём инвестиций «Норникеля» в их строительство составит 1,8 млрд рублей.

Фото: Енисейское речное пароходство
Совокупные оценки экспертов показывают: потенциал речной системы Сибири огромен, но для его реализации необходимы инфраструктурные инвестиции, современный флот и точная логистика. Навигация 2025 года доказала, что отрасль готова к расширению — важно лишь обеспечить условия, при которых реки станут стратегическим элементом арктического маршрута.



