Часть 1
Съездишь в командировку на пару дней, что-то интересное увидишь, соберешь материал для нескольких публикаций… Вернешься домой, и долго «отписываешься», как говорят в нашем цехе. Всегда жалко, что выход этих материалов растягивается, бывает, на пару месяцев: их же не поставишь все в один номер, из одного района, — такова газетная специфика. А своими впечатлениями, наблюдениями и картинками хочется поделиться сразу, пока они свежие.
Зато у «НКК» есть сайт! Для которого формат большого фоторепортажа – это то, что доктор прописал.
Недавно я вернулся из Балахтинского района, где работал три дня.
Делюсь впечатлениями, в основном визуальными.
Более подробно о поездке в район и о хороших людях, которые мне встретились, читайте в моих будущих заметках — и на сайте, и в «бумажной» версии. Они пока в работе, я еще не все буквы сложил в слова. Зато картинки — вот они.
Итак, поехали…
В Балахту едешь по федеральной трассе М-54, которая ведет в Хакасию, Тыву, и дальше — в Монголию. Ровно два года назад мы с фотокором Олегом Кузьминым делали репортаж о том, как идет капитальный ремонт одного из участков этой дороги. И вот они, итоги этой работы. Хорошо получилось. По такой трассе хочется ехать и ехать, наматывая километры и подставляя лицо степному ветру. С перевалов открываются замечательные виды…
Приятно отметить, что и в самом Балахтинском районе, когда сворачиваешь с федеральной трассы, дороги тоже неплохие. Например, эта, которая ведет из райцентра в санаторий «Красноярское Загорье». А воздух какой! Тишина и простор. Только стрекочут цикады и жужжат шмели.
Балахтинский район, который по площади примерно как государство Ливан, очень разный. Всякие ландшафты здесь можно встретить: есть и степи, и тайга, и холмы. Есть красивые березовые рощи и широкие поля…
А это сенокосы фермерского хозяйства Евгении Спириной. В сибирских деревнях сено давно уже не мечут в стога. У каждого уважающего себя фермера есть пресс-подборщик, который делает вот такие рулоны.
Молодой фермер Евгения Спирина встречает вашего корреспондента при полном параде – в красивом платье, босоножках и при макияже: знай наших! Но вы, говорит, не подумайте, что я всегда так у себя на ферме хожу. Это просто сегодня для газеты принарядилась. А навоз я выгребаю в телогрейке и сапогах, как положено…
Что ж, корреспондент не против, на красивую женщину приятно посмотреть.
Женя по профессии экономист, закончила СФУ. После вуза вернулась в родной поселок. Занимается животноводством. У нее есть овцы, кони, поросята, гуси… И стадо коров-герефордов. Мясная порода, дают мраморное мясо.
А вот и ковбой подъехал. По-сибирски — пастух. Завидуйте: человек весь день верхом и посреди такой красоты… Докладывает: во вверенном ему стаде все в порядке.
Заимка у Евгении приличная, более четырех гектаров. Здесь есть жилой дом, хозяйственные постройки, загоны для животных, стоит кое-какая техника. Хозяйство еще развивается, строится, у хозяйки большие планы – и свой перерабатывающий цех хочется иметь, и агротуризмом заняться…
Все тут сделано добротно, по-хозяйски. Евгении помогают все: и муж в свободное от работы время (он сотрудник природоохраны), и родственники, и друзья – она местная, ее тут хорошо знают. В прошлом году Спирина получила губернаторский грант, три миллиона рублей. Все деньги вложены в производство.
Три четвероногих грации с бирками в ушах. А как же? В хорошем хозяйстве все на учете и все под контролем – каждый ягненок, каждая корова, каждый рулон сена…
Следующая остановка – культурная. Мы находимся в Балахтинском краеведческом музее, который несколько лет назад переехал в старинный двухэтажный купеческий особняк.
Уголок экспозиции, где представлены старинные деревенские инструменты и утварь. Его очень любят дети – здесь им все разрешают потрогать руками. Есть даже бабушкин ткацкий станок. В музее проходят мастер-классы по народным ремеслам.
В 60-х годах 19 века в Балахте жил известный сибирский купец, золотопромышленник и библиофил Геннадий Васильевич Юдин. Здесь у него был винокуренный завод. Его эпохе посвящен один из залов музея, где воссоздан рабочий кабинет купца и неплохо передана атмосфера того времени.
В зале Великой Отечественной войны, у стенда с настоящими фронтовыми похоронками, ком подкатывает к горлу…
Директор Елена Михайловна Артошина о своем музее может рассказывать часами. Многие экспонаты для него передали жители района.
Этот старинный сундук недавно привез в музей один из жителей Балахты. Именно в таких, окованных железом и перетянутых ремнями, везли в Сибирь свой нехитрый скарб переселенцы в 19-м — начале 20 века… После реставрации сундук займет свое место в экспозиции.
— Какие симпатичные акварельки! — обрадовался я, увидев в музее работы местной художницы Надежды Путиловой. Присмотрелся… – Нет, погодите.. Это же гуашь? Масло?
— Не угадали, — улыбнулась Елена Артошина. – Это уникальная техника – ошибана, аппликации из листьев и травы. Никаких красок…
Я был поражен. Разве такое возможно?
…И, конечно, поехал домой к художнице. Чтобы увидеть, как она делает свои потрясающие картины. Надежда Путилова оказалась приветливой женщиной с интересной биографией.
В ход идет любая сухая растительность, любые листья и травы. А иногда – и осиные гнезда! Природа богата – у нее есть все краски. От алого до снежно-белого. Даже сухой капустный лист может стать частью произведения искусства.
И обычная банановая кожура тоже бывает нужна, у нее очень богатая палитра – от бежевого до глубоко черного.
Только кисточка с клеем, только сухие растения, только руки художника… И больше никаких других инструментов. Ни ножей, ни ножниц Надежда не использует.
Работа очень тонкая, кропотливая, она не для нервных натур, так как требует спокойствия и колоссального терпения. Попробуй-ка найди тот самый листик нужного оттенка и фактуры, который впишется в картину как родной. Художница открыла секрет: белый цвет на ее работах – это как правило тополь серебристый, его лист «с изнанки».
Чем нарисована эта пантера, как вы думаете? Ладно, все равно не угадаете. Тополиным пухом по синему бархату!
Распрощавшись с художницей, уезжаю из Балахты, в поля, еду в хозяйство «Тюльковское» — о нем будет в следующей части репортажа. По дороге встречаются такие пейзажи. Ну как не остановиться? На переднем плане овес. Хороший овес. Желтое – это рапс, ценная техническая и кормовая культура. А дальше… не видно. Наверное, пшеница. Уборочная не за горами.
Кого-то нелегкая журналистская судьба забрасывает в Париж, кого-то – на вручение кинопремии «Оскар». А кого-то — в Балахтинские степи. И мне здесь нравится, в Сибири я как рыба в воде, а в Париже… Да ну их, они там даже по-русски не говорят.
Увидите в каком-нибудь районе, на каком-нибудь проселке, старую «Ниву» журналиста «НКК», поздоровайтесь, спросите, чем помочь и где он собрался ночевать? Почти шутка.
Окончание следует