«Главное – смотреть в оба, а то можно пропустить историю…» Путешествия в прошлое, которые помогают понять настоящее

«Главное – смотреть в оба, а то можно пропустить историю…» Путешествия в прошлое, которые помогают понять настоящее

Суворовский переход через Альпы, Ледяной поход армии Каппеля, золото Колчака, освоение Сибири Ермаком… Почти любое путешествие Владимира ЧЕРНИКОВА связано с каким-то историческим событием. Причем путешественник стремится к максимально возможной аутентичности – если уж Ледяной поход, то обязательно в суровый зимний минус. Черников уверен, только так можно прочувствовать эпоху. И никаких машин и прочих благ цивилизации. Все маршруты наш герой преодолевает исключительно на своем велосипеде. Из каждой поездки привозит ворох артефактов и впечатлений, которые не всегда совпадают с позицией официальной науки. Впрочем, историкам он все равно интересен, потому как материалом владеет бесценным.

Изобретая велосипед

Владимир Черников– Владимир Васильевич, почему в качестве транспорта для большинства своих путешествий вы выбираете именно велосипед?

– Обычный прагматизм. Если пешком, то много ведь не пройдешь. Можно, конечно, упереться и одолеть 50 километров за день, но это мизер по сравнению с велосипедом. На байке я каждый день еду по сотне, и при этом у меня всегда есть запас времени на изучение достопримечательностей и общение с людьми.

Конечно, можно ездить и на мотоцикле, и на машине. Но тут другие впечатления, другой ритм. Вроде бы ты покрываешь гораздо большее расстояние, но по сути ничего не видишь. Я пробовал путешествовать на мотоцикле – года четыре на «Яве» откатал. И было непросто вдруг остановиться, сфотографировать интересное место либо поболтать со случайным прохожим. Так что на самом деле мало что замечаешь вокруг.

На велосипеде этих проблем нет. Можно встать в любом месте, оглянуться, свернуть на любую тропку… Это самый демократичный вид транспорта. И, кстати, с ним голодным не останешься. Например, в Перу были дни, когда приходилось питаться в буквальном смысле прямо с дороги: подбирал брошенные початки кукурузы, а однажды собрал аж два килограмма помидоров. В Европе еще проще – заехал в сад, а там сливы, яблоки, виноград… Ну на каком мотоцикле-машине так можно?

Однако главная причина выбора именно велосипеда – это забота о здоровье. До этого я несколько лет увлекался автогонками. Как-то после очередного соревнования буквально не смог шага ступить из машины – так выгорел эмоционально и физически.

Вот уж когда точно понял смысл выражения «движение – жизнь». Впрочем, нельзя сказать, что это было мое первое взрослое знакомство с байком. На велосипеде я катался и раньше: лет 5–6 на шоссейнике, потом забросил. Но с 1998 года с велосипеда уже не слезаю. Даже зимой: мои лыжи уже 15 лет на балконе пылятся.

– Вы же один из пионеров, которые завезли в Красноярск настоящий горный велосипед?

– Один из. Горные велосипеды завезли в наш город в 1996 году. Так что свой первый байк я купил в местном магазине. Правда, по незнанию ростовку взял неудобную для себя. Но уже следующая покупка была более удачной и осознанной. Я заказал в Америке супернавороченный Gary Fisher от основателя горного велосипеда. С шоссейником не сравнить. Куда хочу, туда и еду.

И почти сразу же привез десять байков для своих сотрудников.

– То есть вы еще и бизнесом на велосипедах занялись?

– Вовсе нет. Та покупка была не для бизнеса, а для того, чтобы больше ребят приобщалось к здоровому времяпрепровождению. Ну и чтобы было с кем кататься (смеется). Вся партия ушла сотрудникам за полцены с длительной рассрочкой. Так появился в Красноярске прообраз велоклуба «Грязные носороги».

– Кстати, что сейчас с этим клубом?

– Его время прошло. После того как число членов в клубе перевалило за сотни, мы отказались от учета, членства и перестали практиковать ритуал приема. А раньше было так: нового члена тащили на Черную сопку – потухший вулкан близ Красноярска – и там в кратере посвящали в «носороги». В шутку стегали по пятой точке новоявленного байкера куском велопокрышки.

– Знаю, вы много экспериментировали с велосипедом, чуть ли не заново изобретали?

– Действительно, новую титановую раму по моим чертежам сварили на частном заводе в Нижнем Новгороде. Было сделано несколько образцов различной степени комфортности. Несколько лет я на таких рамах откатал. Была и планетарная втулка, что для горного велика не совсем обычно. Это своего рода коробка-автомат, только велосипедная.

Однако в последнее время я к экспериментам охладел, так как снова влюбился в классику. Сел на свой старенький Gary Fisher, который чудом сохранился, пройдя к этому времени уже не одного владельца. Как ни удивительно, байк не развалился (пожизненная гарантия на раму) и после нескольких лет скитаний по чужим людям опять вернулся ко мне.

А нынешней зимой я заказал новый байк на колесах значительно большего диаметра – 29 дюймов. Велосипед уже пришел. Опробовал. В отличие от обычных 26-дюймовых дисков это просто космос. На горки залетаешь, как будто кто в спину подталкивает.

Впереди планеты всей

– Вы считаете, что велоспорт развивается в нашем городе достойно?

– Народ к велосипеду тянется. Это видно. Столько велосипедов на улицах никогда не было. Уже и зимой многие катаются. Велодорожки на острове Татышев дали очень мощный импульс, но сейчас там тесно, неудобно и даже небезопасно. Нужны еще места для массового катания, велодорожки непосредственно в городе. И велопарковки. Это даст новый толчок для развития велодвижения в нашем регионе: глядишь, и другие города подтянутся.

Одно маленькое наблюдение. К сожалению, цивилизация идет совсем в другом направлении. Все мы привыкли кивать на заграницу и ставить ее в пример. Я ведь часто путешествую. Вот едешь в страны Азии и думаешь – ну, там точно все на велосипедах. Не тут-то было: на байках ездят только спортсмены, дети и женщины, которые не могут получить права.

Все давно пересели на скутеры и автомобили. А в Китае последний писк моды – электроскутеры. Бесшумные и экологичные. В Европе же велодорожки вообще пусты, хотя их там гораздо больше, чем у нас.

Так что в смысле велоразвития мы чуть ли не впереди планеты всей. У нас много энтузиазма и желания. Пик стремления к здоровому образу жизни мы еще не прошли.

Попасть в историю

путешественник Владимир Черников– Все ваши походы так или иначе связаны с историей. Как выбираются маршруты?

– Это происходит обычно само собой. Где-то что-то услышал, кто-то подсказал, в книжке прочитал. По большому счету, это процесс постоянный. Мне интересны те дороги, которые связаны с русской историей, с чем-то таким, что стало важной вехой в развитии нашего государства. Интересны именно маршруты, а не события как таковые.

Например, еще недавно я ничего не знал об Обь-Енисейском канале, как его строили, кто его строил и зачем. Начал по крохам собирать информацию, и теперь в этой теме я профи. Подготовка к походу не менее увлекательное занятие, чем сама поездка. На сегодня я исходил, изъездил этот канал вдоль и поперек.

Меня всегда интересовали причины поступков наших предков. Почему именно так, почему пошли сюда, что двигало людьми?

Вот, например, почему Ермак пошел в Сибирь, а Суворов перешел Альпы? Что чувствовали солдаты армии Каппеля в Сибирском ледяном походе января 1920 года, когда шли, больные тифом, в жестокие морозы, проваливаясь под лед? Я специально поехал по этому маршруту в январе. Одолел полторы тысячи километров, в том числе по замерзшему Кану и Байкалу. Под Иланским меня сбила машина: сломаны ребра. Но путешествие я продолжил – посчитал, что навсегда уходившим из России русским людям было намного труднее.

Это, поверьте, очень сильные впечатления. Не менее сильны эмоции и от встреч с людьми – с потомками белогвардейцев или теми, кто бережно хранит предания о Ермаке. Эти рассказы передаются из уст в уста от деда к отцу, сыновьям, внукам… А ведь прошло около четырехсот лет.

Это народная память. И это совершенно уникальные знания.

Но еще более важно для меня понять тех людей. Например, Ермак – бандит и уголовник, стал государственным человеком, работающим за жалование. Такое перевоплощение удивительно.

А Суворов? Ведь современникам он был более известен как реакционер, ликвидировавший путч Емельяна Пугачева, организовавший захват Крыма и подавивший польское восстание 1794 года. Переход через Альпы Суворов совершил, будучи наемником австрийской армии. Впервые в биографии фельдмаршала это было героическое отступление, за которое он получил… звание генералиссимуса.

Узнавая историю, я больше понимаю то, что происходит сейчас. Есть объективные процессы, в которых нет фамилий. Ермак, Суворов, Каппель и нынешние политики – все они укладываются в эти процессы общения и перемещения людей.

– И что же толкнуло Ермака в Сибирь?

– Ну, это не книжная история. Вовсе не страсть к походам и первооткрывательству. Хотя в школе, по-моему, нас учили именно этому. Даже Википедия подобную глупость пропагандирует.

Ермак был, как известно, атаманом многотысячной ватаги казаков на Волге. Жили они грабежом и разбоями. Однажды даже напали на русское посольство, которое шло договариваться к местным татарам о поставках лошадей для шведской войны.

Естественно, царь осерчал и направил стрельцов наказать казаков – всех перевешать. Вот казаки и разбежались в разные стороны. Ермак оказался на Каме во владениях солепромышленников Строгановых. Жили мирно, но казаки-то хозяев объедали. У Строгановых же к тому времени была грамота Ивана Грозного на завоевание земель за Уралом. Вот и надумали они спровадить туда казаков. Снарядили их, дали оружие, провизию, лодки. Так по всем статьям выходило дешевле, чем «содержать» многотысячную банду. Заодно и дело государственное сделают.

Ну а дальнейшее известно

– Не могу не спросить: походы по колчаковским местам связаны не только с исторической ценностью… Может, удалось напасть на след золота Колчака?

– По золоту Колчака есть одна достоверная история. Расскажу, как знаю. Интересовался я этой темой опять же в исторических целях, а задачи найти золото не было.

Когда Каппель опустошил банк в Казани, золото было разделено на три неравные части. Треть ушла атаману Семенову, большая доля осталась в эшелоне Колчака. Остальное же в период отступления отправили пароходом по Оби из Томска в Колпашево. Предполагалось, что далее по Обь-Енисейскому каналу золото перекочует в Восточную Сибирь. Ведь Красноярск тогда мыслился как один из главных опорных пунктов, где отступление армии остановится. Но в силу ряда причин этого не случилось.

Так вот, тот пароход вышел осенью и встал около одной из деревень уже во льду. Местные жители рассказывают, что видели, как с судна под охраной таскали какие-то ящики. Что в них было, никто не знает, но красным сообщили. Те пришли через два месяца, пароход оказался пуст. Где те ящики, никто так и не знает.

Однако след золота проявился в 1930-х годах, когда в стойбище местного эвенка случайно оказался представитель советской власти и увидел, что жители яранги едят с золотой посуды, а на стенах у них висят шикарные картины.

Людей тех, конечно, арестовали и расстреляли, имущество изъяли. Но как эти вещи попали к кочевникам? В архивах об этом ничего не сохранилось, след золота Колчака был потерян.

Поясню, что золото было не только в слитках. Было много драгоценностей, картин, украшений…

Еще одна занятная деталь. На самом канале, где я был много раз, старообрядцы показали мне явно рукотворный холм. Якобы в1960-е сюда приезжал мужчина и поставил крест, даже оставил записку в патроне. Но был пожар – крест и та записка сгорели.

– Вы проводили в том месте раскопки?

– Да, мы покопали, насколько смогли. Деревянный настил, вроде истлевшие кости. Похоже на захоронение или братскую могилу (в Гражданскую в тех местах были бои с красными). Конечно, масштабных раскопок мы не проводили. Но думаю, золота там нет.

На меня уже несколько раз выходили всевозможные исследователи, которые целенаправленно ищут колчаковское золото. Но я ничем помочь не могу. Могу предположить, что ящики, которые сгружали с того парохода, просто утопили. Не могли же их закопать в мерзлый грунт.

– Есть ли какое-нибудь путешествие-мечта или задумка?

– Есть, конечно. Но не мечта, а блажь, хотелка. Например, проехаться по Центральной Африке. Как так – велоклуб «Грязные носороги», а на родине носорогов не был. За рог зверя хотелось бы подержаться.

Но, если честно, без этого можно жить. А вот нового яркого путешествия, связанного с историей России, пока в голове нет. Из исторических походов, которые можно было бы повторить, есть еще Голодный поход Белой армии на Харбин, Ледяной поход Корнилова, места, связанные с Чингисханом… Но меня лично это не совсем касается.

Тема, которой я сейчас серьезно увлечен, – это история узкоколеек Красноярского края. Я уже столько про них знаю… Собираемся летом с ребятами и дальше развивать эту тему.

Некоторые из таких дорог сыграли очень важную роль в выживании людей. К примеру, во время Великой Отечественной войны была построена 40-километровая узкоколейка из деревни Бадалык до Красноярска. По ней подвозили уголь взамен черногорского, который шел на фронт.

Немногие знают, но и в самом Красноярске было аж три узкоколейки. Существовала ветка по улице Ленина. Она шла к Транссибу от улицы Вейнбаума, где находилось Управление железнодорожного транспорта.

Была также узкоколейка по улице Ломоносова, по которой возили уголь к электростанции, что за парком отдыха (сейчас там находится Энергосбыт).

Ну а третья узкоколейка действует и поныне: дети по ней в парке катаются.

В Решотинском Краслаге было три магистрали. От деревни Ерлыковка по перевалу на Береть была конная лесовозная узкоколейка. По дороге Пимия – Орешное и далее в тайгу на 50 километров. За Железногорском…

Скоро поедем в манскую тайгу фотографировать газогенераторный трактор, который так и стоит на узкоколейке, построенной в глухой тайге ссыльными литовцами в 1944 году.

– И это вы называете «нет планов»…

– Ну то, что я сидеть на одном месте не собираюсь, это точно. Хотя кататься просто так уже давно неинтересно. Впрочем, найти неизведанную тропу всегда можно. Даже в районе, который вроде бы исследовал вдоль и поперек. Главное – смотреть в оба, а то можно пропустить историю.

– Кстати, почему вас прозвали Архитектором в велосипедном мире?

– В свое время, в период работы в Федерации велоспорта, придумывал трассы для соревнований по МТБ. Горки, трамплины и прочее. Никакой архитектурой тут, конечно, не пахло, но всегда говорилось, что трассы спроектировал Архитектор, то есть я. Вот так и прилипло с тех пор, хотя я уже давно не проектирую трассы.

Хотя в соревнованиях все еще участвую. Привлекают, естественно, маршруты протяженные. Потому всех приглашаю в этом году на традиционный 100-километровый веломарафон. Он будет уже 11-м по счету и состоится 7 июня (старт в Емельяново). Будет интересно, так как узнаете о себе много нового.

ДОСЬЕ

Владимир Васильевич ЧЕРНИКОВ

Председатель Комитета по безопасности Центрально-Сибирской торгово-промышленной палаты.

Родился 27 июня 1950 года в Читинской области.

В 1971–1974 годах работал учителем физики в школе Курагинского района.

1974–1991 годы – служба в органах госбезопасности.

1991 год – тренер по рукопашному бою.

С 1992 года – соучредитель охранно-сыскной компании «Сибирская защита», а с 1994 года – руководитель компании. Подполковник госбезопасности в отставке.

Женат, четверо детей, внук.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
27 апреля 2024
Корректировка со знаком плюс
Корректировка краевого бюджета стала одним из ведущих вопросов состоявшейся на минувшей неделе сессии Законодательного собрания края. Изменения параметров главного финансового
Без рубрики
27 апреля 2024
«100 фактов об Астафьеве»: почерк говорит о сильном и эмоциональном характере писателя
По мнению экспертов, почерк может сказать о человеке гораздо больше, чем кажется на первый взгляд. Насколько он инициативен, ответственен, эмоционален.
Без рубрики
26 апреля 2024
Доброе дело
Капризная сибирская погода с неожиданным апрельским снегопадом не помешала нефтяникам «РН-Ванкор» провести в минувшие выходные субботник в детском реабилитационном центре