Арина Миличенко, мама второклассника Степана, рассказывает, что сын часто жалуется на трудности в учебе:
– Может, он правда устает, сейчас такие сложные программы. Домашнее задание сына иногда и меня ставит в тупик. Понимаю, что ребенку больше гулять хочется или в компьютер поиграть. Как справиться с проблемой, правильно объяснить сыну, что учеба – это важно? Или просто больше витаминов попить?
Психолог на проводе
У большинства семей в крае, особенно в сельской местности, нет возможности обратиться за помощью к детскому или семейному психологу. Многие мамы и папы ищут ответы в Интернете. Однако профессиональная помощь совсем рядом, стоит только набрать номер телефона. Родителей и детей всегда выслушают и дадут грамотный совет. С 1 октября 2010 года в Красноярском крае работает детский телефон доверия. Советуем всем родителям записать этот круглосуточный бесплатный номер в мобильный телефон – свой и ребенка. Он наверняка будет полезен в трудную минуту. Набрав 8 800 3500-150, можно поговорить с понимающим, сопереживающим собеседником, который прошел специальную подготовку в области психологического консультирования.
В регионе проект реализует министерство социальной политики Красноярского края.
По словам Натальи Никитиной, директора службы детского телефона доверия в Красноярском крае, с начала текущего года на номер поступило около 13 тысяч обращений. В месяц бывает более двух тысяч звонков. При этом львиная доля – 80 % позвонивших – это школьники в возрасте от 13 до 18 лет. Пользуются консультацией и дети помладше, а также взрослые, которых беспокоят семейные вопросы.
Мы никому не отказываем в помощи. Наши специалисты готовы обсудить любую тему, подсказать варианты выхода из ситуации. Многие родители часто обращаются с вопросами по поводу конфликта с супругом, развода, ведь это негативно отражается на ребенке. Мамы переживают за учебу детей, плохие оценки, порой боятся экзаменов больше, чем сами школьники. Частые поводы для обращений детей – взаимоотношения со сверстниками, с противоположным полом. Меньше всего сигналов поступает о конфликте с родителями: видимо, дети не готовы делиться такой информацией.
Служба телефона доверия – анонимная. Но если ребенок расскажет о жестоком отношении к себе, если будет остро нуждаться в помощи, такие сообщения внимательно проверяются. Случаи насилия по отношению к детям – на особом контроле. Подключаются к работе отделы семьи органов социальной защиты населения в территориях края, инспекторы по делам несовершеннолетних. Если поступил тревожный звонок, ситуация будет расследована и приняты все необходимые меры поддержки. Ведь цели «отзывчивого» телефона – профилактика семейного неблагополучия, суицидальных настроений детей и подростков, защита прав детей и укрепление семьи.
Правила доверия
Некоторые любят звонить ради «прикола». Специалисты детского телефона доверия и на шутки-прибаутки, и на серьезные звонки реагируют одинаково профессионально: никогда не кладут трубку, если услышали в ней смех. Радует, что дети знают номер телефона доверия и смогут обратиться по нему в экстренном случае. Сегодня они звонят ради розыгрыша, но завтра, возможно, обратятся ради спасения.
Когда я посоветовала Арине поговорить о своих проблемах с сыном со специалистом телефона доверия, молодая мама честно призналась, что ей сделать такой шаг сложно. А ребенку – тем более. Если узнать больше о принципах работы подобных служб, решиться на звонок станет проще.
Необходимая помощь
– Специалист на том конце провода готов ждать, пока ты выговоришься. Он верит, что из любой ситуации есть выход и ты справишься.
– Телефон доверия имеет базу контактов. Специалисты подскажут полезные адреса, куда можно обратиться в дальнейшем.
– Анонимное обращение помогает искреннему разговору, позволяет не скрывать детали и не стыдиться собственных чувств.
– Телефон – это быстрая помощь здесь и сейчас, когда нет возможности искать психолога для очной консультации.
– Профессиональная помощь необходима гораздо чаще, чем это может показаться. Многие не подозревают, что их проблема носит именно психологический характер.
Кто берет трубку?
– В большинстве случаев вам ответит психолог. В службе детского телефона доверия работают подготовленные консультанты с высшим образованием, прошедшие специальный отбор.
– У консультантов есть ряд твердых профессиональных принципов: они принимают абонента таким, какой он есть, не оценивают, не критикуют, не учат жить. Но всегда готовы помочь, по-другому взглянуть на ситуацию. Профессионал поддержит абонента в его поиске выхода из критической ситуации.
С какими проблемами можно обратиться?
– Трудности родителей во взаимоотношениях с ребенком: непослушание, упрямство, агрессивность, воровство. Конфликты с супругом, отражающиеся на детях.
– Страхи ребенка, когда он слишком застенчив, ему трудно общаться со сверстниками.
– Конфликты в классе с учащимися и педагогами.
– Особые ситуации (смерть одного из членов семьи, развод родителей, появление нового члена семьи, поступление в детский сад или в школу, серьезная болезнь ребенка, насилие).
– Проблемы подросткового и юношеского возраста: самоопределение, отношения с партнером, одиночество, различные формы зависимостей.