Тоджинцы – один из малых народов России со своей уникальной судьбой, характером, культурой. Его историческая колыбель и нынешнее место компактного проживания – Тоджинский кожуун на северо-востоке Республики Тыва, там, где зарождается Енисей.
Примечательно, что тоджинцев можно считать едва ли не самым «молодым» малочисленным этносом нашей страны, поскольку в «Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации» они были внесены только в марте 2000 года. Ранее для госстатистики они значились тувинцами, и в этом была своя историческая правда. Но далеко не вся.
Имя
Тоджинцы по множеству этнологических критериев считаются субэтносом тувинского народа. У них общее самоназвание с западными тувинцами – туха, туга, тува, и говорят они на тоджинском диалекте тувинского языка. Однако в отличие от ближайших этнических родственников, чья экономика изначально основана на скотоводстве – разведении лошадей, овец, крупного рогатого скота, – главное животное тоджинцев – олень. По сути, это самые южные таежные оленеводы в России. Помимо оленеводства, тоджинцы издавна занимались охотой и рыболовством. Этим же обусловлены и довольно существенные отличия в их быте, традициях, верованиях от западных тувинцев-скотоводов, которые называли восточных родственников тожулар, или тожу кижилер, что значило «тоджинские люди».
Численность
Одна из современных особенностей тоджинцев не только в том, что их мало, но и в том, что это народ с «плавающей» численностью. Вплоть до середины 90-х годов при переписях населения их записывали как тувинцев, однако национальное самосознание дало о себе знать. На границе XX–XXI веков численность тоджинцев выглядела так:
- 1997 г. – 3 262 чел.
- 2002 г. – 4 442 чел.
- 2010 г. – 1 858 чел.
У «плавающей» и, увы, уменьшающейся численности народа есть множество причин. Некоторые из них упоминает тувинский историк и социолог Валерия Кан в исследовании «Этносоциальный профиль тувинцев».
«Высказывалось несколько версий сокращения числа тувинцев-тоджинцев. Президент Ассоциации общин тувинцев-тоджинцев «Тос-Чадыр», потомственная оленеводка С. А. Демкина считает, что тувинцев-тоджинцев меньше не стало. В беседе с автором статьи она отмечала, что не всем переписчики задавали вопрос об этнической принадлежности. В Тоджинском районе тувинцев-тоджинцев около 4,5 тыс. человек. К ним она относит не только тех тувинцев, основным занятием которых является оленеводство, но и их потомков, проживающих в селах Тоджинского района.
По информации Тывастата, изъянов в работе переписного персонала не было. Просто в 2010 г. тувинцы-тоджинцы вошли в основную группу – «тувинцы», о чем свидетельствует увеличение числа ответов «тувинцы», «тувинка», «тувинец», «тыва» в Тоджинском районе (с 1 991 до 4 792 человек, по данным Росстата).
На наш взгляд, случаи недоучета тувинцев-тоджинцев все же имели место. В ходе опроса, проведенного нами в августе 2010 г., 12 % респондентов ответили, что вопрос об этнической принадлежности им не задавался. В то же время перепись верно отразила тенденцию сокращения численности тувинцев-тоджинцев. Это связано с изменением самосознания тех из них, которые полностью перешли на оседлый образ жизни. Основные причины: уменьшение поголовья оленей, сложные условия жизни и работы оленеводов, недостаточное количество мер социально-экономической поддержки традиционных занятий и их низкая эффективность, низкая привлекательность традиционных занятий для молодежи и др. К 2000 г. осталось всего 1 200 оленей, это меньше, чем когда-либо было в Туве. Промышленное освоение территории Тоджи усиливает тревожные настроения среди тувинцев-тоджинцев. Их беспокоит то, что они не могут расширить свои пастбища, оформить права на землю. Как и другие малочисленные народы, они объединяются для защиты среды обитания, сохранения традиционного образа жизни и занятий. По информации Управления министерства юстиции РФ по Республике Тыва, на 1 мая 2016 г. было зарегистрировано 10 некоммерческих организаций, работа которых направлена на сохранение уклада жизни тувинцев-тоджинцев».
Олени
Власти республики начали целенаправленно поддерживать оленеводов-тоджинцев, выделяя на каждого оленя по 2 400 рублей ежегодно, что позволило увеличить к 2014 году численность поголовья оленей в Тоджинском кожууне до 2 080.
Однако это лишь слабый отголосок того, что было… Социолог Марина Монгуш в статье, посвященной тоджинцам, упоминает, что, по словам старожилов, еще в советские времена численность оленьего стада превышала 12 тысяч голов. Этому способствовал государственный протекционизм – оленеводам платили зарплату, помогали с приобретением моторных лодок, снегоходов, оружия для охоты и охраны стад; в оленеводческих колхозах работали дипломированные ветеринары; действовали пункты сбыта продукции таежного промысла – панты, шкуры, мясо закупали по стабильным и довольно высоким ценам. С развалом СССР поддержка исчезла, началось угасание – к счастью, не дошедшее до предела, остановленное усилиями самих тоджинцев.
Золотой век
Между тем в народной памяти остались свидетельства золотого века, когда семейные стада доходили до шестисот голов, а десяток оленей был свидетельством крайней бедности – что, кстати, побуждало такие семьи объединяться в некие подобия кооперативов.
Тоджинское оленеводство изначально отличалось тем, что была выведена уникальная порода карагасского оленя, который от своих северных полудиких сородичей отличался более крупными размерами, а кроме того, был в полном смысле домашним. Настолько домашним, что для его выпаса не требовались ни пастухи, ни собаки. Стада до десяти раз в год перегоняли на новые пастбища, причем с таким расчетом, чтобы дать местам выпаса «отдохнуть» три-четыре года – именно столько требуется для восстановления ягеля.
Само отношение к оленю было трепетным – в основном использовали его как транспорт, из оленьего молока делали сыр, а забивали только в крайнем случае. В том числе и поэтому охота играла особую роль в народной экономике – мясо дикого зверя (наряду с дикоросами и молоком) было основой рациона тоджинцев, шкуры использовались для изготовления одежды, ими же платили ясак.
Практиковали тоджинцы и рыболовство, что, на первый взгляд, неудивительно в краю, где множество рек и озер. При этом стоит отметить, что рыба у степных кочевых народов не в чести, поскольку считается существом нечистым. Например, в Великой Степи есть рыбу считалось свидетельством крайней, отчаянной бедности. Тоджинцы в общем-то разделяли такую точку зрения, однако сети все равно забрасывали, поскольку улов можно продать иноплеменным или съесть самим, когда наступят несытые времена, от которых, как известно, зарекаться нельзя…
Происхождение
По одной из гипотез, этногенез тоджинцев начался в середине первого тысячелетия нашей эры, когда коренные жители Саян, рыболовы и охотники, начали смешиваться с самодийскими и кетоязычными народами, впоследствии ушедшими на другие земли. Существенное влияние на формирование облика и культуры оказали тюркские кочевники, значившиеся в китайских летописях как «дубо» и проникшие в Саяны около VIII века. Предки тоджинцев побывали в империи Чингисхана, под властью китайской династии Юань, монгольских алтын-ханов, а в XVII столетии на их землях появились русские первопроходцы…
Характер
«Находясь среди тоджинцев, мы не могли не обратить внимание на тот факт, что они немногословны, удивительно неприхотливы в быту, скупы на эмоции, медлительны, созерцательны и при всем этом невероятно выносливы и терпеливы. Ни один из тех, с кем мы общались, не жаловался на жизнь, не ругал власть, не сетовал на превратности судьбы. Когда их спрашивали, не трудно ли им живется, никто не ответил утвердительно. Вместо этого мы слышали: «Нам хорошо, когда мы занимаемся тем, чем занимались наши предки», то есть оленеводством».
Так описывала Марина Монгуш этот народ в книге «Тувинцы-тоджинцы: особенности образа жизни».
Верования
В последние годы среди тоджинцев отмечается возрождение буддизма ламаистского толка, распространенного до прихода Советской власти. В начале прошлого века храм Овгонхурэ был главным религиозным центром тоджинцев-буддистов.
Однако буддизм, как и в дореволюционные времена, соседствует с древними традиционными верованиями, в которых центральной фигурой является шаман. Каждый из них имел свою «специализацию» в соответствии с теми духами, с которыми вступал в общение. Мир «бесплотных» делился на несколько разрядов: духи неба, предков, водные и земные духи. Существовал класс злых существ – албыс и аза.
Обряды проводились в священных местах тайги и гор.
Например, олицетворением хозяина тайги считалось высокое дерево со спутанными ветвями. Духам гор строили на перевалах алтари из камней.
Одежда шамана – куртка куяк из цельной оленьей шкуры с вышитым рисунком скелета человека, березовый жезл, шапка с птичьими перьями, бубен.
Одежда
Примечательно, что у тоджинцев традиционные костюмы мужчин и женщин принципиально не отличаются. Главный элемент – запашная куртка из кожи оленя, косули, лося, которую зимой носили мехом внутрь, в межсезонье – мехом наружу. Куртка снабжена большим карманом для охотничьих принадлежностей.
Головные уборы – шапки из оленьей (иви бажы берт), лосиной (буур бажы берт) или утиной (онгук кежи берт) шкуры.
Различия в костюме начали проявляться, когда на земли тоджинцев проникли китайские и русские товары – прежде всего платки из шелка и других тканей, которые носили женщины.
Песня
В фольклоре тоджинцев, состоящем из сказок, мифов, героического эпоса, легенд, особое место занимает песенная культура, и прежде всего – жанр «ыр».
Как говорят о нем сами тоджинцы, это «песни, которые знают все», то есть в буквальном смысле народные, которые поют на праздниках, да и в любых других случаях, когда душа просит.
В «ыр» каждая песня имеет собственный напев и название, исполняется сольно, без музыкального сопровождения. Старики традиционно считаются главными хранителями этого жанра. Петь «ыр» может любой желающий, присутствующие поддерживают исполнение танцем.
Фото П.Е. Островских, my.krskstate.ru, из фонда стеклянных негативов Красноярского краеведческого музея