Грезы нищих… или Почему детям чиновников запрещают поступать в Сорбонну и Кембридж

Грезы нищих… или Почему детям чиновников запрещают поступать в Сорбонну и Кембридж

В екатерининские времена командир лейб-гвардии Измайловского полка наставлял подчиненных: «Господа, если у вас нет денег, чтобы достойно содержать себя, – покиньте полк».

Намекал полковник вот на что. Незыблемые правила приличия предписывали каждому гвардейскому офицеру иметь мундиров, белья и шинелей стоимостью в большую деревню с крепостными. Кроме того, поручикам было велено передвигаться по столице на двойке, капитанам и майорам – на четверках, а подполковникам и выше – не шестерке лошадей. Иначе – позор полку. При Павле за нарушение конно-бельевого набора можно было на гауптвахту попасть. Понятно, что экипажи и мундиры ни в коей мере не влияли на боевые качества избранного воинства – скорее они подтверждали роль в государственном устройстве, поскольку именно гвардия была главной опорой трона и инструментом государственных переворотов. По-нынешнему говоря, это подтверждение статуса. Поэтому господа офицеры влезали в долги и вообще пускались во все тяжкие ради того, чтобы ему соответствовать.

Обучение детей за границей – такая же статусная вещь, как и все перечисленное выше, своего рода метка принадлежности к элите. Хотя в разных западных рейтингах даже самые престижные российские вузы занимают последние места, объяснить эту норму низким качеством отечественного образования вряд ли возможно. Во-первых, университеты еще никого не делали умным, дурак, он и в Кембридже дурак. А во-вторых, как говорил Василий Иванович Чапаев, «цифру (т. е. место в рейтинге) я и сам придумать могу».

Важно другое: степень элитарности в России однозначно определяется близостью к загранице, под которой, понятное дело, подразумевается не Казахстан или Румыния. Сейчас, наверное, это знают даже домашние зверушки: если вы учитесь, лечитесь, рожаете, имеете собственность в любой из стран «золотого миллиарда», значит, вы – элита. Как и в случае с гвардейцами, вряд ли возможно объяснить эту тотальную приверженность загранице нынешних «лучших граждан». Если все российское акушерство, включая «кремлевский» уровень, не способно принять роды у дочки Аллы Пугачевой и надо ложиться в лондонский роддом, значит, речь идет об организме, принципиально не похожем на миллионы других отечественных женских организмов, которые как-то умудряются производить на свет потомство, и нередко – здоровое.

Собственно, так оно и есть, поскольку у элиты, как известно, даже кровь иного цвета, чем у остальных-прочих, – голубого.

Статусные отличия отдаляют элиту от народа. А для классового мира в государстве надо бы наоборот – по возможности сужать пропасть, перекидывать через нее мостики. Причем речь не о так называемом социальном лифте, а, скорее, о снижении массового психологического дискомфорта. Отчасти эту задачу выполняют сериалы, весь бесконечный поток которых можно обозначить как «грезы нищих». Сюжет стабилен, как наша с вами жизнь: наивная, чистая провинциалка приезжает в Москву, устраивается гувернанткой к богатому, а у того как раз проблемы с женой – стервой меркантильной. После некоторых приключений провинциалка занимает ее место и в последней сцене резвится с детишками где-нибудь в Англии на английском же газоне.

Все это длительное предисловие понадобилось для того, чтобы обозначить главное: недавние нашумевшие законопроекты, внесенные в Госдуму – о запрете чиновникам иметь собственность и обучать детей за рубежом, – из той же «сериальной» серии, посильная дань «грезам нищих».

Стоит отметить, что затея – не оригинальная. На постсоветском пространстве первым нечто подобное придумал ныне покойный Туркменбаши. Его разбогатевшую челядь, видимо, так же тянуло за границу, и отец всех туркмен заявил, что лучше родной страны ничего в мире нет, и запретил выезжать всем – от малых до великих. Не говоря уж о том, чтобы иметь собственность и счета во вражьих банках…

Возможно, для реализации аналогичных отечественных задумок придется построить такое же государство, как в Туркмении. В противном случае я лично не представляю, как это можно сделать. Подскажите, в каком месте наши законы запрещают совершеннолетнему человеку учиться за границей на том основании, что его папа или мама имеют неподходящую для этого профессию? Может быть, наша Конституция написана на основе адата, где сын отвечает за отца и род – за каждого из его членов?

Зачем вообще понадобилось взрослым разумным людям придумывать нечто заведомо нереальное?

На самом деле все просто… Согласно одному из законов Паркинсона – незыблемых, как мироздание – чиновник работает не на результат, а на отчетность. Поступила команда повышать патриотизм и приближать власть к народу – получите план мероприятий.

Но, повторяю, рациональное зерно в этих предложениях все же есть. Возможно, те, кто принимает за правду сериальные «грезы нищих», проникнутся и прослезятся. А это уже результат.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
4 мая 2024
«100 фактов об Астафьеве»: путеводной звездой для писателя стало письмо от дочери его героя
Письмо, полученное от дочери героя своего первого рассказа, Астафьев называл «путеводной звездой в работе». Самое первое свое произведение «Гражданский человек»
Без рубрики
4 мая 2024
Четыре мифа о войне
Как и многие события глобального масштаба, Великая Отечественная война не сразу начала обрастать мифами – в данном случае слово «миф»
Без рубрики
3 мая 2024
«100 фактов об Астафьеве»: фронтовая дружба
«Где же вы сейчас, друзья-однополчане, боевые спутники мои?» – спрашивает герой лиричной и когда-то очень популярной песни. Астафьев знал ответ