Шум – это плохо. Очень. Не зря в позапрошлом веке великий французский ученый Луи Пастер сравнил шум с чумой. От него не спрятаться, не скрыться – хуже, чем от любви.
Децибелы нон грата
От частого шума повышается давление, болит голова, начинается депрессия. Российские врачи заявляют, что лишние децибелы сокращают продолжительность жизни на 8–12 лет. Уровень городского шума давно вышел за границы, к которым человек может адаптироваться. Наиболее мощный источник шума – транспорт, второй по значимости – предприятия. На каком месте стоит шум из соседней квартиры, ученые не сообщают. Но с тем, что он один из самых зловредных, согласится большинство.
Депутаты Красноярского края решили с ним бороться жестко. И предложили проект изменений в закон.
Сейчас в законе нарушителям тишины уделяется два абзаца по семь строк. Шум запрещен с 23 часов до 7, наказание – предупреждение или штраф.
В предлагаемых изменениях время ночной тишины наступает на час раньше. Но шуметь запрещено и днем. Никаких предупреждений нарушителям – сразу штрафы, увеличенные в разы. Гражданам до 5 тысяч рублей, организациям – до 30.
Общественность на проведенных слушаниях отказалась от круглосуточной тишины. Но со всем остальным согласилась. В октябре депутаты подготовят закон к обсуждению, в декабре уже намерены принять.
ЗА
Управа на веселого соседа
Каждый имеет право жить без шума. Это вопрос здоровья. Это мой дом, и я хочу в нем отдыхать. Но с утра меня будит лай собаки или пение соседа в душе. А после работы где-нибудь обязательно начинается ремонт. До ночи крушат стены, бросают обломки на пол, передвигают мебель, кричат. Почему я должна просить их прекратить шум пораньше и выслушивать, куда они меня посылают?
Если хозяин не может воспитать свою собаку и она лает и воет круглосуточно, пусть платит за моральный вред соседям. Каждый должен знать, что он не имеет права мешать жить другим. Если не понимают, пусть получают штрафы. А еще лучше пусть их вообще переселяют куда-нибудь подальше от людей. Как это сделали в Первоуральске, где суд постановил выселить из квартиры местного популярного диджея. К нему, чтобы послушать новые композиции, ежедневно приходили гости. Теперь квартиру музыканта продадут на торгах, на вырученные деньги диджей сможет поискать жилье в другом месте.
И пусть накажут тех, кто сдает свои квартиры посуточно. Жизнь рядом с такими притонами – кошмар. Молодежь в них пьет, кричит, смеется, поет песни, танцует. Или вообще приходят «ночные бабочки» со своими клиентами и устраивают настоящий содом. А люди вокруг не могут ни спать, ни есть. Такие «замечательные» соседи не дают нам расслабиться ни днем, ни ночью.
депутат ЗС края Юрий ШВЫТКИН
Необходимо ликвидировать существующие в действующей редакции закона об административных правонарушениях пробелы. Они не позволяют должным образом реагировать органам полиции и административным комиссиям на нарушения. Действующий закон носит абстрактный, расплывчатый характер. Устанавливая рамки, мы исходили из обращений граждан. Законопроект будет принят в первом чтении. Но это не догма. Сегодня поступило уже более 300 обращений граждан о его поддержке. В них есть и предложения, например, разрешить строительные работы не до 18.00, а до 21.00, выделить еще и один выходной день для их проведения. Мы будем анализировать, изучать предложения и вносить изменения перед вторым чтением. Сейчас говорят, что предлагаемые изменения запрещают вбить гвоздь, повесить картину, часы, – это абсурд. И о какой-то особой субъективности говорить нельзя. Субъективизм присутствует везде и всегда. Но административная комиссия – коллегиальный орган, который и будет принимать решение. В случае обжалования апелляцию будет рассматривать суд. Судья исходит из внутреннего убеждения, которое складывается на основе исследования ситуации и свидетельских показаний. И прежде чем участковый составит протокол, он опросит двух свидетелей, установит факт нарушения. Говорить здесь о субъективизме некорректно.
ПРОТИВ
Рыбка, выколи мне глаз
Есть анекдот про мужика, который поймал золотую рыбку. Она пообещала выполнить любое его желание, но с условием, что у соседа будет то же, но в два раза больше. Мужик три дня думал, а потом попросил рыбку выколоть ему глаз. Таких соседей встречал практически каждый. Они ненавидят всех просто по определению. Их раздражает даже тишина за стеной. Пожалуйста, примеры из жизни:
– У меня соседка снизу безумная. Не настолько, чтобы поставить диагноз и принудительно лечить, но жизнь отравляет. Я, по ее словам, хожу громко, умываюсь шумно, стулья двигаю по ночам, музыку включаю, хотя у меня и проигрывателя нет. Ее даже утреннее чириканье воробьев раздражает. Как услышит, бежит ко мне возмущаться, что я их специально прикармливаю, обещает вызвать СЭС. Первое время она стучала по батарее, потом стала вызывать милицию. Несколько раз участковый, прежде чем ко мне постучаться, 10 минут слушал под дверью, потом сказал, что наша соседка дура, пожелал приятного отдыха и уехал.
– Наши соседи любят шантажировать. Трещинка в обоях у них появилась – зовут комиссию: якобы мы картину вешали, и из-за этого у них стены лопнули – платите за ремонт комнаты. Побелка на потолке отлетела – значит, соседи сверху заливают или слишком много ходят и двигают мебель – пусть ремонтируют потолок, и т. д. и т. п. Житья от них нет. Доказать чаще всего ничего не могут, но кровь пьют ведрами.
Это раньше такие соседи ничего не могли доказать. А когда примут поправки в закон края, такие сутяжники будут на коне. Ведь никаких объективных показателей в поправках нет. А Верховный судразослал по всей стране пояснение, что отныне никакие санитарные нормы не нужны, чтобы надавить на соседа. Если звук кому-то мешает, виновника наказать, даже если все в пределах нормы. Мерило – раздражение соседа.
Мы все станем заложниками этих поправок. Нельзя будет ни полочку прибить после работы, ни переставить холодильник, ни включить стиральную машину или пылесос. Ученику музыкальной школы гаммы разучивать – ни-ни. Поправки внесут такой раздрай между соседями, какой не снился никаким «пусси райтам» и «белоленточникам».
юрист, депутат Красноярского городского совета Александр ГЛИСКОВ
Я за то, чтобы внести в существующий закон поправки. Но я против непродуманного подхода. Получился закон не о праве на тишину, а о запрете любого шума. А шум – это все, что не тишина. То есть любые звуки и круглосуточно: электробритву включил или кофеварку, кот скребется, канарейка поет, кто-то репетирует на скрипке или пианино – все это попадет под этот закон. Я как специалист в области административного права считаю, что закон не может быть резиновым. И правоприменительно должно быть понятно, что конкретно считается нарушением. А когда говорится: это все нарушающее тишину, получается абсолютно резиновая норма, под которую можно подвести все что угодно. Мы каждого второго будем признавать нарушителем. И спровоцируем неприязнь между соседями, которые начнут пользоваться этим документом, чтобы сводить счеты.