Заслуженный архитектор России Арэг Демирханов, пожалуй, как никто другой может сказать о Красноярске – «это мой город». Здесь многое построено по его проектам, буквально создано его руками. Во многом благодаря его труду этот город стал таким, каким мы видим его сегодня. Театральная площадь, площадь Мира, армянская апостольская церковь, библиотека Астафьева в Овсянке… Он творит и сегодня, полон задумок и планов. Его приглашают на встречи и в высокие кабинеты посоветоваться о будущем мегаполиса и на неформальные посиделки с молодыми поделиться опытом.
Слушать рассказы Демирханова о городе, его прошлом, настоящем и будущем можно бесконечно. Он знает Красноярск как свои пять пальцев. И это немудрено, ведь для того, чтобы создавать новый город, нужно знать о нем без преувеличения все. А Демирханов действительно создавал новый мегаполис. Его лучшие работы появились в период расцвета всего региона, нового строительства, становления. Хотя даже в те времена, когда было трудно, не было денег, архитектор предлагал самые смелые решения. И, что удивительно, реализовывал их.
Когда-то Демирханов выбрал Красноярск. Хотя его звали и в Грузию, и в европейскую часть России. Сейчас он отшучивается: я – самый верный сибиряк.
Жить – значит быть нужным
Арэг Демирханов родился в 1932 году в Новосибирске. Всю войну провел рядом с мамой, которую направляли в самые горячие точки как партработника. Как говорит сам архитектор, в эти годы маленького Арэга Саркисовича в любой момент вполне могло не стать. Бомбежки, голод… Все это он пережил.
После Победы никаких сомнений насчет выбора профессии у молодого человека не возникало. Страна лежала в руинах и активно строилась. Быть строителем, архитектором было не только, как бы сейчас сказали, престижно, но и почетно. Ведь это была не просто профессия. Эти люди поднимали страну, да и работы хватало.
Учился в Новосибирске и Ленинграде. И потому именно два эти города стали образцом. Особенно город на Неве с его великолепнейшими образцами мировой архитектуры, четким планированием улиц и площадей. Потом был Комсомольск-на-Амуре, ровесник архитектора. Здесь же, на Дальнем Востоке, практически с чистого листа «рисовал» новый город Амурск.
После предлагали Выборг, Тбилиси, другие города. Однако Демирханов выбрал Красноярск. Гостил у однокашника – понравилось. Тем более тогда в нашем городе царил настоящий строительный бум. Город превращался из старенького захолустья, рассчитанного на гужевой транспорт, в настоящий мегаполис с широкими дорогами, площадями, театрами. Красноярску требовалась новая инфраструктура – культурная и социальная, город обретал новое лицо, по сути, переживая второе рождение.
– Кроме того, я был здесь востребован и видел результаты своего труда, – говорит мастер.
Архитектурный штурм
Задумок тогда было море. Те, которые не осуществились, уже и не будут реализованы. Архитектор сам отказался от них. К примеру, идея постройки подземной дороги под центральными улицами исторического центра Красноярска сегодня не выдерживает критики. Однако ни за одну свою работу Демирханову не стыдно, и поверни время вспять, ничего бы не сделал иначе, ничего бы не исправил.
Вот только, как говорит, хотелось бы, чтобы в его молодости были такие же материалы, как сегодня. Тогда еще не придумали ничего похожего ни по фактуре, ни по возможностям использования.
За каждый свой проект приходилось бороться, доказывать. Мало кто знает, что многие здания, построенные по проектам Демирханова, приходилось отвоевывать чуть ли не со штурмом.
Вот, к примеру, Большой концертный зал, без которого трудно представить сегодня площадь Мира. А ведь тогда, в 1972 году, когда проектировалось сооружение, хоть на дворе и строительный бум, но к культуре относились сдержанно… Ну зачем такой большой, если на эти деньги можно построить несколько многоэтажек. С комиссией не поспоришь. А он спорил, доказывал, приводил аргументы.
На это требовались время, терпение и сила. Чтобы появилось одно здание, нужно было пройти через три министерства. Как вспоминает сам Демирханов, однажды пришлось даже обосноваться в столице только ради того, чтобы «пробить» проект.
Естественно, в высоких кабинетах доказать необходимость существования в крае такого сооружения не удалось бы даже самому заслуженному архитектору, будь он один. Однако судьба свела Арэга Саркисовича с замечательным человеком – Павлом Стефановичем Федирко, который руководил краем. Благодаря его поддержке и появились многие объекты.
Кстати, воплотить все и сразу так и не удалось. Некоторые задумки реализовались позже. Например, в БКЗ фойе над лестницей, где сейчас проводятся собрания и встречи, появилось только в 2000-х годах, хотя изначально было заложено в проекте. При строительстве задумку архитектора «урезали» из экономии.
Сложно – значит возможно
Вообще ждать свое детище иногда приходилось годами. Высоченная башня Енисейского речного пароходства среди окружавших тогда ее «деревяшек» была не только символом великой сибирской реки. Уже тогда Демирханов «видел» всю Театральную площадь в комплексе. Сегодня ее видим и мы. Однако тогда это было новаторством. И, к слову, ждать, когда же объект станет таким, каким его замыслил автор, пришлось аж тридцать лет. То не хватало материалов на отделку, то еще какие напасти.
Вообще терпение, по признанию самого Арэга Демирханова, – это отличительная черта его профессии. Свою мечту приходится доверять тысячам людей. А они не всегда делают то, что ты задумал, и не всегда так быстро, как ты хочешь.
Современный КИЦ (музей Ленина на Стрелке) строили буквально всем миром в течение восьми лет. А задумывался он и того раньше. Автор объездил много музеев Ленина по всей стране, побывал за рубежом. И только после многолетних творческих исканий родился замысел этого здания.
А привычный сегодня всем Мемориал 30-летия Победы, где захоронены умершие в Великую Отечественную в красноярских госпиталях воины, тоже мог быть другим. В те времена в тренде были монументальные уличные композиции. Демирханов доказал, что нужно строить закрытый мемориальный зал. Сегодня родственники солдат могут почтить память усопших в тишине и тепле.
Не сидеть без дела
Демирханову пошел девятый десяток, но мастер не сидит без дела. Сегодня он проектирует церкви. На его счету уже несколько таких сооружений в самых разных уголках Красноярского края.
Стеклянный купол над обновленной медицинской академией в Красноярске тоже его проект.
В замыслах у архитектора создание музея мировой истории. Планируется, что он разместится близ часовни Параскевы Пятницы. Демирханов считает: здесь могли бы размещаться выставки о самых ярких страницах истории города и края.
Кроме того, Арэг Демирханов выпустил книгу под названием «Городу и миру». Здесь автор открыто рассказывает о себе, о жизни города, с которым связан неразрывно.