Учитель – человек творческий. И не только в работе, но и во всех сферах жизни. Ведь чтобы завоевать доверие ребенка, необходимо продемонстрировать ему: педагог – личность особенная, наделенная знаниями, жизненным опытом и тем бесценным качеством, которое называется у нас духовным богатством.
Где училась, там и пригодилась
Когда учителя начальных классов красноярской школы № 72 Юлию Бобылеву спрашивают, почему стала педагогом, она удивленно пожимает плечами: иначе просто быть не могло. С детства играла в школу с любимыми куклами.
– У меня хорошие учителя были, хотелось им подражать, – рассказывает Юлия Георгиевна. – Учительница начальных классов Галина Васильевна Шипко, у которой я училась, была для меня большим авторитетом.
В старших классах педагоги смотрели на нее уже как на свою преемницу. Классный руководитель Наталья Лаврентьева привлекала ее для проведения игр или викторин с младшими ребятишками. И когда встал вопрос о выборе профессии, сомнений не было – только учителем. Педагоги в школе решение ученицы поддержали. Даже рекомендацию дали для поступления в пединститут. Выбрала она начальные классы.
– К маленьким ребятишкам у меня трепетное отношение. Кроме того, нравилось разнообразие. На факультете начальных классов изучаешь не только русский язык или математику, но и получаешь творческую специальность – руководителя кружка прикладного творчества или хорового пения. И я пошла заниматься в хор к Герману Шахраманяну (основатель и художественный руководитель женского хора учителей, смешанного хора «Бельканто», хора студентов КГПУ имени Астафьева и других хоров. – НКК). Музыкального образования у меня не было, все произведения учила на слух.
Школьная практика начиналась с первого курса: каждую неделю студенты приходили на занятия и смотрели, как преподаются предметы. А со второго курса уже самостоятельно давали уроки. Юлия проходила практику в своей школе – № 57 (сейчас лицей № 8 Красноярска). А после окончания вуза туда же пришла работать. Педагоги ее прекрасно знали – помогали и советом, и делом. Конечно, не все получалось, но провальных уроков не было.
– Первый мой класс – 35 детей. До сих пор помню по именам и фамилиям – как будто лица вижу, – улыбается учитель. – Их всему нужно было учить с нуля. В этом и сложность работы в начальных классах: достучаться до ребятишек, чтобы поняли, услышали.
С другой стороны, малыши в силу возраста больше ориентированы на учителя. Меньше тратишь энергии, чтобы заработать у них авторитет. В начале 1990-х годов классы были большие, но проблем с дисциплиной не возникало. Педагога как главного воспринимали не только школьники, но и их родители.
В лицее № 8 Юлия Бобылева более 25 лет отработала, затем ушла в школу № 72.
Рукоделие для здоровья
За 30 лет своей педагогической практики хоровое пение Юлия Георгиевна, конечно, забросила. Зато появились у нее другие увлечения. Не зря говорят: педагог – личность творческая. Она может часами сидеть за пяльцами и вышивать картины. А летом оставляет городскую суету и отправляется в конный поход в горы.
Первые подушечки Юлия вышила еще в детстве – мама научила. Потом рукоделие стало не модным. Вернулась к нему учитель уже в зрелом возрасте. Как-то увидела в школе вышивки библиотекаря, и так захотелось самой заняться рукоделием, что купила нитки, канву и начала творить.
– Работа с маленькими детьми – это большая эмоциональная нагрузка. А вышивка – такой релакс! Принимаешься за картину и сразу переключаешься.
Правда, в плохом настроении за рукоделие садиться ни в коем случае нельзя, считает Юлия. Иголка будет падать, нитки путаться. В результате – все, что сделаешь, потом распороть придется.
У нее уже несколько десятков картин вышито. Сюжеты разные. Но больше – умиротворенные спокойные мотивы: природа, животные. Мастерица уверена: вышивка не только нервы успокаивает, но и по-настоящему лечит.
– У вышивальщиц существует много примет, – рассказывает учитель. – Например, хочешь приобрести жилье – вышивай дом, если есть мечта – нужно изобразить маяк или корабль с поднятыми парусами. Журавли с веткой сосны или олень – к укреплению здоровья.
Юлия улыбается:
– Не верю я во все эти приметы, – однако вспоминает: когда коронавирусом заболела, так захотелось оленя вышить. Картина быстро сложилась. И ковид без последствий прошел. Видимо, помогло рукоделие, сработало.
Под тобой конь, а вокруг горы
Лошади – отдельная тема и ее вышивок, и рассказов о походах в горы. Эти грациозные животные – ее страсть с детства. Любовь, которая не ослабевает с годами. Юлии было 10 лет, когда она впервые увидела коня. Огромный палевый с белой гривой, он буквально покорил девочку.
– На каникулах я отдыхала у бабушки в деревне на Байкале. И мой двоюродный брат мечтал покататься на коне. В колхозе были лошади, и мы с ним каждый день ходили на конюшню – помогали конюху. Зарабатывали право прокатиться. Так и вышло. Только брату разрешили проехать на улице, а мне в загончике.
С тех пор она заболела лошадьми – собирала картинки и календарики с этими животными, зачитывала до дыр книжки, рыдала над фильмом, рассказывающем о трагической судьбе лошади. А затем при Красноярском агроуниверситете открылся конный двор. Сначала Юлия занималась в этой секции, затем записалась в конноспортивную школу на улице Пограничников. Спортсменом не стала, но ездить научилась.
– Лошади очень хорошо чувствуют человека – в каком он настроении. Нужно научиться общаться с ними, двигаться им в такт, управлять ими. Это особое искусство.
Это знание приходит не сразу, но Юлия научилась. Лошади – умные животные, но и человек не глупый.
А 15 лет назад состоялся первый в жизни Юлии Георгиевны конный поход в горы.
– Я попала на Алтай на Каракольские озера. За пять дней поняла, что мне по силам. И просто влюбилась в горы!
С тех пор ни одного лета не проходило без конного похода. Забиралась в такие места, куда пешком не дойдешь.
– Конный поход – особое удовольствие. Лошади очень красивые животные. Эстетическое наслаждение получаешь, просто глядя на них. А когда их отпускают на волю, они радуются, как дети. Общение с ними дает заряд бодрости и силы на весь год – столько впечатлений, воспоминаний. Во время похода происходит энергообмен лошади с человеком.
Она часами может рассказывать о путешествиях к Кучерлинскому озеру и цветной долине, где находится самый высокий в России конный перевал Кату-Ярык, чудесах плато Укок на Алтае, пестрых горах Кузнецкого Алатау и быстром аллюре в Северобайкальске.
– Такое ощущение, что попал в сказочную страну, – вспоминает Юлия Бобылева свое путешествие по Кузнецкому Алатау. – Поднимаешься по гладкому холму, а под тобой горный цирк с озером внизу. И возвышенности, поросшие лесом, с высоты похожим на мох, который хочется погладить рукой. Здесь так быстро все меняется, что за день можно несколько раз перейти из одного климатического пояса в другой.
Знаниями и впечатлениями, полученными в конных походах, Юлия Георгиевна делится со своими учениками. У ребят аж дух захватывает от ее историй.
…Из-за пандемии коронавируса на два года путешествия пришлось отложить. Но Юлия не отчаивается. У нее есть мечта – покорить перевал Учитель на Алтае. Возможно, сбудется она следующим летом. А чтобы это точно произошло, рукодельница решила вышить карту мира. Авось, сработает примета вышивальщиц.
Фото Павла АНТОНОВА, из архива Юлии БОБЫЛЕВОЙ