Меню Поиск
USD: 77.08 +0.04
EUR: 91.35+0.01
№ 48 / 1226

Информационная революция: мед и деготь

Как интернет меняет нашу жизнь

Изображение David Bruyland с сайта Pixabay Второй десяток лет в июне отмечается Международный день блогера. Этот праздник наряду с Днем геймера или Днем сисадмина – порождение информационной революции.

Феномену блогинга не исполнилось и 30 – первый блог появился в 1992 году. Не так много, но и не так мало по меркам человеческой жизни. По этим же лекалам интернет просто стар – ведь датой его рождения считается 29 октября 1969 года. Но массовым явлением интернет стал на рубеже 80-х – 90-х годов прошлого века. А начиная с середины 90-х начал оказывать все более радикальное влияние на все сферы человеческой деятельности. Прежде всего за счет практически мгновенного обмена все возрастающими объемами информации.

Мир из фрагментов

Плюсы информационной революции общеизвестны – все больше людей всех возрастов пользуются разнообразными онлайн-сервисами, облегчающими жизнь. Минусы тоже очевидны – уход в виртуальное пространство, незащищенность частной жизни и многое другое.

Но есть и глобальные вопросы, касающиеся самого развития человеческой цивилизации. Например, справится ли человеческий мозг с экспоненциально растущим количеством информации во всемирной сети? Согласно прогнозам, к 2025 году объем данных в интернете достигнет 163 зеттабайт, или 163 секстиллионов байт (секстиллион – миллион триллионов). При этом еще в 2016 году объем информации в сети не превышал 1 зеттабайта, а за 10 лет до этого – 0,16 зеттабайта.

Уже в конце 90-х годов прошлого века появились термины «информационный стресс», «информационная интоксикация». Это состояние, когда человек под напором огромного количества разнородной информации впадает в состояние растерянности, ступора, не может принять какое-либо решение.

Возможность легкого перемещения по ссылкам является не только достоинством, но и недостатком – человек, увлекшись перескакиванием с одного текста на другой, «схватывает» разрозненные фрагменты, из которых создается столь же разрозненная общая картина.

А разрывающие текст изображения, инфографики и другие изобразительные элементы еще более фрагментируют восприятие, доводя «кашу в голове» до состояния полной готовности.

Еще одно зло невероятной доступности информации – отсутствие необходимости запоминать. Ведь гораздо проще загуглить любой вопрос и тут же получить необходимый ответ. Но замена собственной памяти на внешние накопители – не что иное, как деградация. Ведь человек, у которого нет личного запаса знаний в памяти, абсолютно управляем.

Ничего нового

В общем, перспективы довольно мрачные, если бы не одно «но».
…Ты, отец письмен, из любви к ним придал им прямо противоположное значение. В души научившихся им они вселят забывчивость, так как будет лишена упражнения память: припоминать станут извне, доверяясь письму, по посторонним знакам, а не изнутри, сами собою. Стало быть, ты нашел средство не для памяти, а для припоминания. Ты даешь ученикам мнимую, а не истинную мудрость.
Это слова Сократа из диалога Платона «Федр», написанного без малого 2 400 лет назад. И смысл их, как видим, в порицании письменности, разрушительно влияющей на память.

«Нет ничего нового под солнцем», – справедливо заметил Екклезиаст. И информационная революция не первая и не последняя. Появление речи, письменности, книгопечатания – все это были революционные события, вызывавшие самые разные отклики современников.

И если филиппики против письменности сохранились в единственном экземпляре, то о вреде книгопечатания кто только не высказался, начиная от известных философов до пресловутого Фамусова в «Горе от ума». Причем проблема формулировалась так же, как сегодня: обилие переполнивших мир книг самого разного пошиба и достоинства, информационное перенасыщение и губительные последствия для разума.

Кстати, в определенном смысле эту губительность подтверждали любители неразборчивого чтения, глотавшие книгу за книгой без видимой пользы для ума: в самой читающей стране мира таких было более чем достаточно.

Проблема интернета не в обилии информации, а в том, что подавляющая часть этой информации не структурирована: не разложена по полочкам и не оснащена удобными указателями, что где лежит.

Но в обозримом будущем этого ожидать и не приходится.

Вторая проблема – в самом пользователе. Человек, не очень хорошо понимающий, какая информация ему полезна, а какая нет, обречен блуждать по просторам всемирной сети. Это обычная проблема умения или неумения обращаться с инструментом, потому что интернет, при всей его обширности, всего лишь инструмент. Точнее, большой склад с возможностью доставки.

Это наша реальность

Есть и третья проблема, и она лежит в плоскости коммерциализации интернета. Это проблема достоверности новостийной информации.

Вспомним, как зарождалось газетное дело. Источником существования любого печатного листка являлись деньги, которые готов был заплатить обыватель, чтобы узнать свежие новости. И это определяло взаимоотношения издателя и читателя. Последние были готовы платить за достоверную информацию, но не за фейк, выражаясь современным языком.

А вот для интернет-ресурсов мнение потребителя информации важно лишь в той мере, насколько оно влияет на количество кликов и посещений. То есть на то, чем можно привлечь рекламодателя. Поэтому большинство этих ресурсов при подготовке контента обращают больше внимания на увлекательность темы, нежели на качество и достоверность материала.

Плюсом для рекламодателя и минусом для потребителя является то, что сегодня интернет-технологии позволяют отследить не только пол, возраст и местонахождение пользователя, но и перечень его интересов, сформированный на основе поисковых запросов. Почему это интересно коммерческим структурам, понятно. Они могут рекламировать свои товары и услуги не на широкую аудиторию, а на целевые группы, снижая тем самым маркетинговые издержки.

Но почему это не очень хорошо для пользователя? Да потому что алгоритмы, вычисляющие его интересы, начинают «подсовывать» человеку информационные материалы именно в соответствии с его предпочтениями. А это ограничивает возможности знакомства с иными точками зрения и расширение границ познания.

Но это проблемы, скорее, не интернета, а мира, в котором мы живем.

Как уже говорилось, все это соседствует с поистине великолепными возможностями: решить множество вопросов без бюрократических проволочек, заказать товар из любой точки мира или авиабилет в любую точку мира, пройти дистанционный курс обучения и многое другое. И вряд ли найдется хоть одна сфера человеческого бытия, где все однозначно положительно.

Сегодня на повестке дня интернет вещей – концепция, в которой вещи, а точнее, разнообразные устройства со встроенными технологиями, взаимодействуют друг с другом и окружающей средой, для того чтобы сделать нашу жизнь комфортнее. Но вряд ли реализация этой благородной идеи обойдется без более или менее большой ложки дегтя.

Но прогресс не запретишь. Остается одно: по максимуму развивать плюсы и убирать минусы.

№ 48 / 1226

Комментарии:

Добавить комментарий

Все поля обязательны для заполнения

Свежий выпуск

Видео