Немного юмора, никаких высоких поддержек и много жестового языка – своеобразной пантомимы, игры лица, которые мы привыкли видеть в немом кино. И много таланта, яркие костюмы, массивные декорации. Все это зрители могли увидеть на сцене Красноярского театра оперы и балета, где прошла премьера возрожденного балета Цезаря Пуни «Катарина, или Дочь разбойника».
Поиски нотной партитуры
Этот спектакль ставили в Королевском театре Лондона и миланском La Scala, Мариинском и Большом театрах России. Всю вторую половину XIX века «Катарина» покоряла публику, города и страны. Выдающийся хореограф, либреттист, автор знаменитой «Жизели» Жюль Перро написал либретто к этому балету по светлой романтической истории реальных героев – итальянского художника XVII века Сальватора Розы и разбойницы Катарины, описанной в новелле Гофмана «Синьор Формика».
Почему этот спектакль был забыт в XX веке, уже неизвестно. Из репертуаров театров мира «Катарина» исчезла почти на 120 лет. И вот – возродилась на сцене Красноярского театра оперы и балета.
– Три года назад весь мир праздновал двухсотлетие балетмейстера Мариуса Петипа, и я, изучая его труды, наткнулся на историю, что в свое время он делал реконструкцию этого балета, – рассказывает художественный руководитель театра, заслуженный артист России Сергей Бобров. – Я не мог понять, почему автор «Катарины» балетмейстер Жюль Перро, поставивший такое количество известных балетов, последние 30 лет своей жизни провел в стороне от искусства. Возможно, из-за этого и была забыта «Катарина, или Дочь разбойника».
С этого и начались поиски музыкального и хореографического материала. Исторические справки невозможно было найти в интернете. Помогла театральный критик из Санкт-Петербурга Ольга Федорченко. Она работала в питерской библиотеке и все найденные факты отправляла в Красноярск. Сам Сергей Бобров обратился в Большой театр (где в 1895 году шла «Катарина») с просьбой помочь найти нотную партитуру.
Никакой импровизации
Музыкальный материал собирали буквально по крупицам в Москве, Риме, Милане. Но остановились все же на версии Большого театра. Все найденные фрагменты собрали вместе, дополнили фрагментами из других произведений Пуни, и московский композитор Петр Поспелов записал их в партитуру и заполнил пробелы.
А вот хореографию Сергею Боброву и приглашенному хореографу Красноярского театра оперы и балета, заслуженной артистке России Юлиане Малхасянц пришлось создавать заново. Более 100 лет назад балеты не записывали на видео, материалов не сохранилось. Использовали редкие книги о хореографии XIX века, газетные статьи того времени, излагавшие либретто балета, привлекли экспертов – балетного консультанта Ольгу Федорченко и исследователя старинных балетов Юрия Бурлака.
Конечно, хореография новая, но создана в стиле балетов того века и разительно отличается от современных постановок.
Дело в том, что танцы в XIX веке были своеобразной пантомимой. Именно жестами велся диалог героев. Каждому явлению или слову соответствовало свое движение рук, тела, выражение лица. И все эти условности строго соблюдаются в красноярской реконструкции «Катарины».
– Сложно отбросить привычные представления о балете, – признается одна из исполнительниц главной партии Катарины, ведущая солистка красноярского балета Елена Свинко. – 32 фуэте на момент появления этого балета еще не существовало, и у нас в женской партии их тоже нет. В то время также не было верховых поддержек – тогда это всех шокировало бы. Как неэтичным считалось поднимать руки вверх – все пальчики должны быть собраны, и руки не выше плеча. Вообще очень много мелкой техники, различных жестов. Никакой импровизации: все движения выверены, диалоги четко проставлены – и у солистов, и у кордебалета.
Машина времени искусства
История реконструкции «Катарины» осталась за кулисами красноярского театра. Но когда открылся занавес, публика ахнула. Массивные жесткие декорации (сегодня в театрах их создают на мягких «задниках» или с помощью современной проекции), придуманные художником Большого театра России Альоной Пикаловой, аншлаги, которые поясняли, где происходит действие, и главное – зажигательные танцы солистов красноярского балета и приглашенных артистов, удивительные по своей энергетике массовые сцены, почти настоящая стрельба разбойников, живописные картины, использующиеся в оформлении, – все это создавало масштабный зрелищный спектакль.
Представление стало своеобразной машиной времени, которая из XXI века перенесла зрителей в XIX – в императорский театр. И позволила почувствовать себя участниками далеких романтических событий.
Герой с внешностью молодого бога
В «Катарине» задействована вся балетная труппа театра – более 80 человек. И каждому придумала костюмы Елена Зайцева из Большого театра России. Создавались они с опорой на сохранившиеся эскизы, созданные для премьеры «Катарины» в Мариинском театре в 1888 году.
Главные герои – любимцы публики Елена Свинко, Анна Федосова, Наталья Боброва, Георгий Болсуновский, Юрий Кудрявцев, Марчелло Пелиццони и Матвей Никишаев. А 12 ноября в партии Сальватора Розы (художника, взаимно влюбленного в разбойницу Катарину) на сцену вышел ведущий солист Большого театра итальянец Якопо Тисси.
Этого итальянца, покорившего своим талантом сердца россиян, выучившего русский язык ради работы в Большом, называют самым красивым и самым пластически одаренным танцовщиком главной балетной сцены нашей страны. В Красноярск он приехал впервые на премьеру реконструированного балета и восхитил местную публику аристократичным поворотом головы, плавностью жестов и роскошным шпагатом на максимальной высоте прыжка.
Итальянец с внешностью молодого бога, как называют Якопо Тисси, признался: ему было важно попробовать себя в старинном балете, ведь он поклонник классической хореографии.
Сюрприз за сюрпризом
Сюжет и его исполнение оказались настолько захватывающими, что три часа пролетели незаметно. Но в финале – еще один сюрприз. Постановщики приготовили три разные концовки балета – трагическую, драматическую и счастливую. Все они когда-то шли на мировых сценах, а теперь сошлись в одном спектакле на красноярской. И зрители могли выбрать для себя ту, что больше понравилась.
Итак, премьера состоялась. Показы продлятся еще два дня – 19 и 20 ноября. А дальше спектакль войдет в репертуар Красноярского театра оперы и балета, его можно будет увидеть в следующем году.
Фото Игоря ЗАХАРКИНА