Исчезнувший спектакль

В Красноярске воссоздали балет, забытый на 120 лет

Исчезнувший спектакль В Красноярске воссоздали балет, забытый на 120 лет

Немного юмора, никаких высоких поддержек и много жестового языка – своеобразной пантомимы, игры лица, которые мы привыкли видеть в немом кино. И много таланта, яркие костюмы, массивные декорации. Все это зрители могли увидеть на сцене Красноярского театра оперы и балета, где прошла премьера возрожденного балета Цезаря Пуни «Катарина, или Дочь разбойника».

Поиски нотной партитуры

Этот спектакль ставили в Королевском театре Лондона и миланском La Scala, Мариинском и Большом театрах России. Всю вторую половину XIX века «Катарина» покоряла публику, города и страны. Выдающийся хореограф, либреттист, автор знаменитой «Жизели» Жюль Перро написал либретто к этому балету по светлой романтической истории реальных героев – итальянского художника XVII века Сальватора Розы и разбойницы Катарины, описанной в новелле Гофмана «Синьор Формика».

Почему этот спектакль был забыт в XX веке, уже неизвестно. Из репертуаров театров мира «Катарина» исчезла почти на 120 лет. И вот – возродилась на сцене Красноярского театра оперы и балета.

– Три года назад весь мир праздновал двухсотлетие балетмейстера Мариуса Петипа, и я, изучая его труды, наткнулся на историю, что в свое время он делал реконструкцию этого балета, – рассказывает художественный руководитель театра, заслуженный артист России Сергей Бобров. – Я не мог понять, почему автор «Катарины» балетмейстер Жюль Перро, поставивший такое количество известных балетов, последние 30 лет своей жизни провел в стороне от искусства. Возможно, из-за этого и была забыта «Катарина, или Дочь разбойника».

С этого и начались поиски музыкального и хореографического материала. Исторические справки невозможно было найти в интернете. Помогла театральный критик из Санкт-Петербурга Ольга Федорченко. Она работала в питерской библиотеке и все найденные факты отправляла в Красноярск. Сам Сергей Бобров обратился в Большой театр (где в 1895 году шла «Катарина») с просьбой помочь найти нотную партитуру.

Никакой импровизации

Музыкальный материал собирали буквально по крупицам в Москве, Риме, Милане. Но остановились все же на версии Большого театра. Все найденные фрагменты собрали вместе, дополнили фрагментами из других произведений Пуни, и московский композитор Петр Поспелов записал их в партитуру и заполнил пробелы.

А вот хореографию Сергею Боброву и приглашенному хореографу Красноярского театра оперы и балета, заслуженной артистке России Юлиане Малхасянц пришлось создавать заново. Более 100 лет назад балеты не записывали на видео, материалов не сохранилось. Использовали редкие книги о хореографии XIX века, газетные статьи того времени, излагавшие либретто балета, привлекли экспертов – балетного консультанта Ольгу Федорченко и исследователя старинных балетов Юрия Бурлака.

Конечно, хореография новая, но создана в стиле балетов того века и разительно отличается от современных постановок.

Дело в том, что танцы в XIX веке были своеобразной пантомимой. Именно жестами велся диалог героев. Каждому явлению или слову соответствовало свое движение рук, тела, выражение лица. И все эти условности строго соблюдаются в красноярской реконструкции «Катарины».

– Сложно отбросить привычные представления о балете, – признается одна из исполнительниц главной партии Катарины, ведущая солистка красноярского балета Елена Свинко. – 32 фуэте на момент появления этого балета еще не существовало, и у нас в женской партии их тоже нет. В то время также не было верховых поддержек – тогда это всех шокировало бы. Как неэтичным считалось поднимать руки вверх – все пальчики должны быть собраны, и руки не выше плеча. Вообще очень много мелкой техники, различных жестов. Никакой импровизации: все движения выверены, диалоги четко проставлены – и у солистов, и у кордебалета.

Машина времени искусства

История реконструкции «Катарины» осталась за кулисами красноярского театра. Но когда открылся занавес, публика ахнула. Массивные жесткие декорации (сегодня в театрах их создают на мягких «задниках» или с помощью современной проекции), придуманные художником Большого театра России Альоной Пикаловой, аншлаги, которые поясняли, где происходит действие, и главное – зажигательные танцы солистов красноярского балета и приглашенных артистов, удивительные по своей энергетике массовые сцены, почти настоящая стрельба разбойников, живописные картины, использующиеся в оформлении, – все это создавало масштабный зрелищный спектакль.

Представление стало своеобразной машиной времени, которая из XXI века перенесла зрителей в XIX – в императорский театр. И позволила почувствовать себя участниками далеких романтических событий.

Герой с внешностью молодого бога

В «Катарине» задействована вся балетная труппа театра – более 80 человек. И каждому придумала костюмы Елена Зайцева из Большого театра России. Создавались они с опорой на сохранившиеся эскизы, созданные для премьеры «Катарины» в Мариинском театре в 1888 году.

Главные герои – любимцы публики Елена Свинко, Анна Федосова, Наталья Боброва, Георгий Болсуновский, Юрий Кудрявцев, Марчелло Пелиццони и Матвей Никишаев. А 12 ноября в партии Сальватора Розы (художника, взаимно влюбленного в разбойницу Катарину) на сцену вышел ведущий солист Большого театра итальянец Якопо Тисси.

Этого итальянца, покорившего своим талантом сердца россиян, выучившего русский язык ради работы в Большом, называют самым красивым и самым пластически одаренным танцовщиком главной балетной сцены нашей страны. В Красноярск он приехал впервые на премьеру реконструированного балета и восхитил местную публику аристократичным поворотом головы, плавностью жестов и роскошным шпагатом на максимальной высоте прыжка.

Итальянец с внешностью молодого бога, как называют Якопо Тисси, признался: ему было важно попробовать себя в старинном балете, ведь он поклонник классической хореографии.

Сюрприз за сюрпризом

Сюжет и его исполнение оказались настолько захватывающими, что три часа пролетели незаметно. Но в финале – еще один сюрприз. Постановщики приготовили три разные концовки балета – трагическую, драматическую и счастливую. Все они когда-то шли на мировых сценах, а теперь сошлись в одном спектакле на красноярской. И зрители могли выбрать для себя ту, что больше понравилась.

Итак, премьера состоялась. Показы продлятся еще два дня – 19 и 20 ноября. А дальше спектакль войдет в репертуар Красноярского театра оперы и балета, его можно будет увидеть в следующем году.

Фото Игоря ЗАХАРКИНА

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
5 декабря 2025
Афиша событий в Красноярске с 8 по 14 декабря
Понедельник. 8 декабря Вторник. 9 декабря В 19:00 в БКЗ пройдет творческая встреча-концерт лауреатов международных и всероссийских конкурсов и фестивалей
Без рубрики
5 декабря 2025
Главный кардиолог Красноярского края рассказал, можно ли «почистить сосуды»
То, что доверять рекламе можно далеко не всегда, известный факт. Но одно дело, когда платой за доверчивость становится покупка некачественного
Без рубрики
5 декабря 2025
Алексей Коноваленко: «Если мир меняется, мы тоже должны измениться»
В конце октября губернатор Михаил Котюков поручил исполнять полномочия руководителя краевого минздрава заместителю министра Алексею КОНОВАЛЕНКО. Сегодня Алексей Николаевич –
Мы используем cookie-файлы для улучшения вашего опыта просмотра, предоставления персонализированной рекламы и контента, а также анализа трафика сайта. Продолжая использовать наш сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Согласен
Политика конфиденциальности