Искусство по нолям Выгодно ли в Красноярске открывать новые имена?

Искусство по нолям Выгодно ли в Красноярске открывать новые имена?

Казалось бы, на земле, где родились великие художники Суриков, Поздеев, Деев, должна быть развита целая сеть салонов искусств, галерей, аукционов, сообществ коллекционеров. Нельзя сказать, что Красноярск обделен вниманием, – выставки проводятся, галереи не пустуют, музеев хватает. И с каждым годом их посещает все больше народа. Однако же большинству таких заведений пришлось бы туго без участия государства. Частники пока не особо жалуют эту сферу деятельности. Денег больших не получишь, и, соответственно, здесь работают лишь фанаты, истинно верующие в прекрасное.

«Побочки» бизнеса

В справочниках Красноярска в рубрике «Картинные и художественные галереи» значатся всего три частных компании. По признанию самих предпринимателей, галерея является в большинстве случаев побочным явлением основного дела. Бизнесмены открывают такие заведения, что называется, для себя и для души.

При этом определить объем продаж рынка предметов искусства – картин, скульптур и прочего – представляется затруднительным. Также невозможно определить и его потенциальную емкость. В России подобные исследования проводились. К примеру, в середине нулевых, когда арт-рынок испытывал наибольший подъем, импорт предметов искусства составлял 12,2 миллиона евро, а экспорт – чуть более 6,5 миллиона евро.

Как показал наш опрос, высчитывать количество проданных картин в штуках в нашем городе никто не догадался. При этом вполне возможно, что продажи за кругленькую сумму работ крупных мастеров в Красноярске все же были. Естественно, что такие сделки не афишируются. Впрочем, и без того очевидно, что всего три галереи для миллионного города – это маловато. Ведь культурную среду формируют не только государственные учреждения, но и увлеченные искусством горожане.

Директор галереи «Секач» Анастасия Березинская говорит, что в Красноярске нет интеллектуальной почвы для развития коллекционирования и возникновения соответствующих заведений. Большинство людей приходят в галерею купить «что-нибудь на стену» или в качестве подарка коллеге либо другу. Естественно, при таком подходе ни о какой художественной, а порою и эстетической ценности приобретаемого предмета искусства покупатель не задумывается.

– По большому счету сегодняшнюю ситуацию на рынке можно обрисовать так: продаж нет. То, что продается, не приносит прибыли, – считает Березинская.

Судите сами – обыкновенно галерея должна располагаться в хорошем месте – в центре города, где аренда достаточно дорога.

Однако основная проблема заключается в том, что покупатель воспринимает скульптуру или картину как предмет интерьера, «пятно» на стене, но не как инвестицию. Казалось бы, такой прагматичный подход может убить искусство, но нет. К примеру, предприниматель Сергей Хохлов считает, что именно желание заработать могло бы стать хорошим стимулом для развития искусства в целом:

– Художник, безусловно, должен творить. Если вместо холста он видит деньги, то это уже не искусство. А вот люди, которые варятся в этом – коллекционеры, владельцы галерей, меценаты, – они и должны формировать культуру, вкладывая средства, покупая картины. В этом нет ничего худого. Это нормально. Коллекционер, приобретающий картину, – он же деньги, в том числе и художнику, дает.

Основная проблема инвестиций в искусстве, по мнению Хохлова, заключается в сложности определения перспективности вложений:

– Конечно, существуют признанные мастера, картины которых со временем лишь дорожают. Однако в большинстве случаев эти экземпляры недоступны в нашем городе – они либо не продаются, либо продаются, но не у нас. Вложения же в начинающих художников вызывают сомнения – как определить, что перед вами будущий Суриков или Поздеев. Я не могу. Проблема же еще заключается в необразованности самих инвесторов или тех, кто мог бы быть таковым. Вот есть бизнесмен. У него есть деньги. Но нет культуры или хотя бы привычки вкладывать в искусство. Меценатов мало.

Единственная сфера, которая может использоваться с приставкой бизнес-, по мнению Хохлова, – это скупка-продажа антиквариата:

– Среди самоваров, монет и прочего, конечно, попадаются предметы искусства, но это все же другая сфера. При этом, на мой взгляд, и она в Красноярске развита недостаточно. Впрочем, какой спрос, такое и предложение.

Галерея в авторитете

искусствоВладелец художественного салона АйнArtgallery Ирина Гершман говорит, что открытие галереи прежде всего несет социально-культурную миссию и пропагандирует искусство среди населения:

– Галерею нельзя отнести исключительно к сфере продаж или оказания услуг. Впрочем, если заниматься этим серьезно, то это «предприятие» может быть выгодным или хотя бы выходить по нолям. Для этого у галереи должен быть авторитет. Чтобы его заработать, нужны время и усилия.

По словам Ирины, коммерчески оправданных проектов в этой сфере в чистом виде нет даже в столице. Все, кто добился успеха, либо открыли сопутствующие виды бизнеса, либо превратились в магазины по продаже товаров для художников:

– На одних выставках ничего не заработаешь. Можно, в принципе, организовывать школы или кружки рисунка, искусствоведов, на которые люди будут ходить за определенную плату.

Березинская добавляет, что одна из функций галерей – это поиск новых имен:

– Пробиться в государственный музей, да еще и с персональной выставкой, не всякому начинающему художнику доступно. Мастерам, получившим признание, это сделать легче, а вот молодежи сложнее. Галерея – это шанс для молодых, шаг к узнаванию, популярности, возможность выставить свои работы. Это для художника даже важнее, чем продажи, – просто показать публике свои творения.

По словам предпринимателя Сергея Хохлова, сегодня наиболее реальный вариант заработка для художника кроется вовсе не в настоящем искусстве:

– Если ваши работы не покупают, нужно делать то, что пользуется спросом. Умеешь рисовать – рисуй портреты богатых людей, займись художественной росписью помещений. Конечно, в чем-то здесь есть ущербность для талантливого человека. Ведь он думал, что предназначен для большего, а тут приходится заниматься раскрасками. Но нужно быть реалистом и уметь работать на публику, на заказ. Основным критерием в творческих профессиях всегда будет «нравится – не нравится».

Бери пример

Можно подумать, что Красноярск с тремя галереями – это некое культурное захолустье. Ведь мировой арт-рынок – это многомиллиардные обороты. Только на одном знаменитом Christie`s стоимость одной проданной работы может составлять десятки миллионов долларов. В России на одном из крупных аукционов годовые обороты уже достигают нескольких сотен тысяч евро, но все же эксперты соглашаются – индустрия купли-продажи предметов искусства в целом в России неразвита.

– Нужно, чтобы сформировался настоящий арт-рынок, новое поколение, если угодно, потребителей. Как и в случае становления настоящего художника, тут требуется время и терпение. Думаю, Красноярск в общем и целом соответствует общероссийским тенденциям. У нас не лучше и не хуже. Да, конечно, фигурирующие суммы и сама ценность картин, скульптур выше в столичных городах, но так было всегда и в других сферах, – считает Сергей Хохлов.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
26 апреля 2024
Доброе дело
Капризная сибирская погода с неожиданным апрельским снегопадом не помешала нефтяникам «РН-Ванкор» провести в минувшие выходные субботник в детском реабилитационном центре
Без рубрики
26 апреля 2024
С заботой о людях Севера
«РН-Ванкор» стал главным партнером Дня оленевода на Таймыре – на территории, где компания «Роснефть» сегодня воплощает в жизнь свой флагманский
Без рубрики
26 апреля 2024
Счетная палата края: на селе необходимо сохранять профессиональное образование
Дефицит педагогов, старое оборудование и уменьшение количества осваиваемых профессий. Это лишь часть выводов, к которым пришли аудиторы Счетной палаты Красноярского