Любовь Ивановна Стаценко из Дзержинского района обратилась в редакцию газеты «Наш Красноярский край» после выхода статьи «Рискуем остаться без прошлого», в которой рассказывалось о столетней больнице в селе Балахтон Козульского района. «Я была потрясена этой статьей, – говорит жительница Дзержинского. – У нас в селе стоит точно такая же больница, но сохранять ее никто не собирается».
Неучтенное наследие
В № 98 НКК от 24 декабря 2021 года мы рассказывали о выездном заседании представителей палаты патриотических, историко-культурных и краеведческих организаций Гражданской ассамблеи Красноярского края. Один из объектов, который посетили общественники, – старинная больница в селе Балахтон Козульского района.
Здание построено в 1915 году пленными австрийцами. Интересно оно своей историей и архитектурой. До недавнего времени это была самостоятельная больница, работавшая наравне с козульской. Здесь трудились около 20 медиков, делали операции, лечили зубы, принимали роды. Но несколько лет назад запретили размещение стационаров в деревянных зданиях, и историческая больница превратилась в амбулаторию. Сейчас прием ведут врач и фельдшер, да медсестра ставит капельницы и принимает анализы.
В Балахтоне помнят события Первой мировой войны. Здесь содержались австрийско-венгерские военнопленные – жили в семьях, под руководством своего мастера ходили на работу. Больница построена ими очень искусно, добротно. Для Сибири необычной была металлическая кровля и на австрийский манер башенка со шпилем. По всему периметру здание украшено резьбой.
Балахтонская амбулатория – неучтенное наследие. И общественники решили, что его необходимо сохранить, внести в реестр памятников регионального значения. Письмо об этом уже направлено в службу по государственной охране объектов культурного наследия края.
«В Дзержинском точно такая же!»
У нас в селе Дзержинское стоит точно такая же больница, – позвонила в редакцию Любовь Стаценко. – Я уже два года добиваюсь ее сохранения, но здание решили распилить на дрова.
Любовь Ивановна уверена: при больнице была часовня, на которой стояли купола и висел колокол, а на шпиле – крест.
При этой часовне был священник. Я нашла правнучку человека, который строил церковку в больнице, – Кузьмы Яковлевича. Она рассказала, что батюшка, приметив старания рабочего, даже пригласил его за стол, а потом дал ему медный пятак, – рассказывает жительница Дзержинского.
– Старожилы говорили, что в детстве воспринимали здание больницы как святыню. Например, жительница села Дзержинского Галина С., ей уже за 80, вспоминала: «Утром иду в школу, святыня встречает меня своим красивым видом. Я тогда все думала: почему говорят – больница, больница, а это ведь церковь…» Аналогичное мнение у другой жительницы нашего села, ей 83 года.
Мария Алексеевна Абрамова – уважаемый человек, ветеран труда, детство и жизнь связаны с нашим селом: «Мы ходили в школу на гору, и каждый день стоящее на горе здание радовало нас, его видно было издалека. А когда родители вели нас по ягоды в Тульчет, шли мимо больницы, долго-долго все заглядывались на нее – была красивая». И подчеркивает, что красота – радость нашего бытия. А это дом наш общий.
Я много читаю краевых газет, слушаю краевое радио и замечаю, что в крае стали сохранять старые деревянные исторические дома.
Разобрать желающих нет
Любовь Ивановна уже обращалась в районную администрацию, написала открытое письмо губернатору края, отправила заявление о включении в список объектов культурного наследия дзержинской больницы в службу по государственной охране объектов культурного наследия края. Из всех этих организаций ответ один: старое здание больницы не представляет культурной ценности.
Когда Любовь Ивановна впервые обратилась в администрацию с этим вопросом, нам стало интересно, что происходило в этом здании в начале прошлого века. Подняли архивы, но сведения Стаценко не подтвердились, – рассказывает начальник отдела архитектуры, строительства, ЖКХ, транспорта, связи, ГО и ЧС Виталий Своевский. – Больница построена в 1929 году как госпиталь. В ней никогда не было церкви. Просто кровля центрального блока сделана в виде купола, может быть, из-за этого появилась ассоциация с храмом. Даже если логически рассуждать: в 1930-е годы церкви разрушались, а в Дзержинском уже был храм. Зачем строить еще один – при больнице?
Сначала вся медицинская помощь в Дзержинском оказывалась в старом здании госпиталя, затем рядом выросли другие корпуса и появилась новая, современная больница. С 2015 года старинная постройка не используется, стоит закрытая, потихоньку разрушается.
Это здание – собственность администрации района. Мы хотели найти ему применение, но в настоящий момент оно в плачевном состоянии, в нем опасно находиться, – продолжает главный архитектор района. – Мы неоднократно объявляли торги на демонтаж здания старой больницы, но подрядчика не нашли.
Аукцион объявлен и в начале 2022 года, но пока желающих разобрать старинную постройку нет.
Просто гнилое здание…
Сейчас Любовь Ивановна написала заявление в прокуратуру, чтобы больницу не трогали. Ждет ответа из надзорного ведомства. А после статьи в НКК также обратилась в палату патриотических, историко-культурных и краеведческих организаций Гражданской ассамблеи края. Общественники обещали помочь.
Таких объектов много в районах Красноярского края, их необходимо сохранять, – уверен председатель палаты Юрий Тяжельников. – Может быть, больница в Дзержинском не в полной мере такая же, как в Балахтоне Козульского района, но с ней наверняка многое связано. Мы рассмотрим этот вопрос на очередном заседании нашей палаты.
Общественники считают: включение подобных «старичков» в перечень объектов культурного и исторического наследия – гарантия их сохранения. Но в службе по государственной охране объектов культурного наследия отмечают: памятник должен иметь либо архитектурную, либо историческую и культурную ценность для региона.
А про больницу в Дзержинском, как оказалось, и сказать нечего.
Это просто типовое здание госпиталя. Тогда все постройки были с характерными «шишечками» на крыше, – поясняет директор краеведческого музея Дзержинского района Вероника Дюбина. – К нам приезжал батюшка, который исследовал это здание. Пришел к выводу: церкви в нем не было. Храм ставится строго по странам света, а здесь – нет. И великие люди в нашей больнице не лечились. Дзержинского в ней не оперировали (Феликс Дзержинский останавливался в селе Рождественском, как раньше называлось Дзержинское, во время побега из ссылки в 1909 году. Этот факт стал основанием для переименования села в советское время. – НКК). Это просто гнилое здание.
Фото из газеты «Дзержинец»