Воронино – деревня небольшая, значится там по переписи 130 жителей, но когда приедешь туда, кажется, что их еще меньше. На улице встретишь редкого прохожего – и все…
И еще вот что бросается в глаза: справные дома и сельскохозяйственная техника в некоторых дворах – с виду приличная, иногда вовсе новая. Например, КамАЗ, приспособленный для перевозки зерна. Стоит он у ворот дома, где работает Владимир Мукштадт – сын недавно пригнал, поясняет он.
По первому впечатлению, Мукштадт – человек немногословный, о себе дает краткую справку: родился здесь, в Воронино, в совхозе работал скотником, трактористом, комбайнером, а теперь вот уже двадцать лет фермерствует – из них десять лет вместе с двумя сыновьями. Из техники – трактора К-700, комбайны «Дон».
Выращивают пшеницу, рапс и еще рыжик для производства рыжикового масла – продукта, из-за которого у некоторых закоренелых горожан случается конфуз. В том смысле, что они думают, будто масло давят из одноименного гриба. А рыжик – растение семейства капустных, отдаленно похожее на лютик.
В давильне стоит стойкий запах, исходящий от двух бочек, где масло отстаивается, да и, наверное, от всех прочих предметов в помещении. То, что для тебя – новость, для хозяина – повседневность, которую он также описывает краткими исчерпывающими фразами.
– Рыжик сушим, подрабатываем, жарим, давим. Наливаем в емкости, где масло отстаивается. Верх собираем, отстой сливаем. Из мешка семян получается ведро масла. Надо, чтобы всегда тепло было, – печку топим.
На вопрос, насколько трудоемкое это дело, отвечает:
– Все труда требует – и пшеница, и рыжик.
Другой вопрос – выгодное ли это дело? – как бы повисает в воздухе, когда Владимир Михайлович показывает на дорогу, по которой в Воронино въезжает большой джип:
– Вон сын едет.
Масло, кстати, делали еще в совхозе, а когда совхоза не стало, фермеры Мукштадт подхватили упавшее знамя.
Капустой и картошкой с этим маслом угощали нас в сельском клубе, где женские половины – «слабыми» назвать их язык не поворачивается – воронинских фермеров работают над организацией культурного досуга и поют в ансамбле «Ивушки».
Завклубом Галина Владимировна Шахматова говорит, что в коллективе две семьи, и в качестве пояснения рисует ветвистое родовое древо, которое, из страха ошибиться, я перерисовываю один в один: «Наконечные-Вингольц, Шахматова, Андреева, Мукштадт и еще Люба Бойко с нами выступает». Вместе они поют уже без малого двадцать лет, с того времени, когда прошлая завклубом Татьяна Владимировна Шавина создала ансамбль и дала ему название.
Раньше пели сами по себе, а потом начали давать концерты у себя и по соседним деревням при неизменном аншлаге, ездить на фестивали. Четыре года назад получили диплом второй степени конкурса «Диапазон», а на конкурсе семейных коллективов «Очаг» стали лауреатами.
На вопрос, в чем главная особенность коллектива – не только ансамбля, а всего клуба, отвечает сразу.
– Мы очень легкие на подъем. Надо куда-нибудь ехать – едем. Пусть даже на своем транспорте и своем бензине. Почему? Ну, наверное, потому, что мы веселые, добрые, радушные. Нам вообще живется интересно. Если не поем – улицу убираем, кладбище в порядок приводим, обустраиваемся.
Сами, например, у клуба палисадник построили, без всякого мужского участия. Стены красили, полы меняли. И то, что дом стал лучшим, – заслуга коллектива, без которого я никуда. Кроме концертов, проходят здесь конкурсы, игровые программы, а День села такой забабахали, что о-го-го. Новогодний «Голубой огонек» на ура проходит. Есть пять кружков для взрослых и детей, где занимаются вокалом, театром и художественным словом. В деревне люди разные, и кто-то без этого жить не может, а кому-то все равно… Но я вижу, что с каждым концертом зрителей все больше. Наверное, потому, что теперь в них участвуют внуки и правнуки. Из Толстихино приезжают, из Восточного. Мы вообще хорошо живем, и вы будете жить хорошо, если приедете к нам в Воронино.
Кто бы сомневался…
Не мог, конечно, не спросить про костюмы «Ивушек».
– Сама их спроектировала, – отвечает заведующая. – Вам, что, не нравится?
Нравится, конечно. Несчастные люди такого не придумают и не сошьют.