История подвига нашего народа, защитившего свою страну и весь мир от фашизма, близка и понятна современникам во многом благодаря литературным произведениям. Книги – поистине бесценный источник знаний о войне. В романах, повестях, очерках можно найти множество уникальных сведений о событиях 1941–1945 годов. Но главное – книги помогают нам понять поступки и решения, пережить вместе с героями тяжелые испытания, почувствовать боль утраты, отчаяние и наряду с этим надежду на спасение, веру в победу и остроту любви ко всему живому, родному… Приглашая в пресс-центр газеты «Наш Красноярский край» учеников красноярской школы № 139 на творческую встречу, журналисты хотели рассказать ребятам о своих любимых произведениях о войне и еще раз вместе пережить эмоции от прочтения страниц, опаленных Великой Отечественной. Получился настоящий урок переживания.
Сразу дадим ответ скептикам – наши дети знают о войне, читают военную прозу и стихи. Они, конечно, представители цифрового поколения: больше черпают информацию из Интернета. Но тем интереснее им было прикосновение к печатным изданиям. К особенной магии настоящей литературы, где нет и не будет фейков, спецэффектов, придуманных историй ради лайков. В канун празднования Дня Победы журналисты газеты «НКК» прочли старшеклассникам отрывки из любимых книг и постарались вместе с ребятами найти ответ на вопрос: зачем сегодня читать стихи и прозу о событиях военных лет?
Итак, у микрофона Александр ГРИГОРЕНКО, Сергей БУРЛАКУ, Анна ТРАПЕЗНИКОВА, Андрей КУРОЧКИН.
Мыло из людей и пепел в качестве удобрения…
Справка. Александр Евгеньевич Григоренко окончил Кемеровский государственный институт культуры по специальности «самодеятельная киностудия». 28 лет работает в журналистике, в таких изданиях, как «Вечерний Красноярск», «Российская газета», «Комок». Российский писатель. Книги Александра Григоренко в разные годы попадали в номинации премий «Большая книга», «Ясная поляна», литературной премии «НОС». Он лауреат премии «Ясная поляна», в которой в 2016 году повесть писателя «Потерял слепой дуду» победила в номинации «XXI век».
Александр Григоренко:
– Об ужасах войны сказано многое. Но, пожалуй, самые чудовищные факты открылись на Нюрнбергском процессе. Там были представлены документы – фашистские наряды на поставку волос для набивки матрасов, пепла для удобрения земли, костной муки и мыла – из трупов людей… Думаю, что главный урок войны как раз в этом. Не только миллионы погибших. А вот те заказы на мыло из людей. История знает факты каннибализма, когда дикари едят друг друга. Мы читали, как орда истребляла города до последней зверушки. Но чтобы тело человека стало промышленным сырьем – такого в истории не было до фашизма.
Александр прочитал школьникам отрывок из повести Константина Воробьева «Убиты под Москвой». Осень 1941 года, немцы уже подошли к столице, на ее оборону бросают все силы. В том числе кремлевских курсантов – выпускников самого престижного военного училища страны. Парни, в том числе вчерашние новобранцы, заняли позиции. И они впервые увидели отступающие войска. Главный герой повести – Александр Ястребов.
«…Если б капитан сразу же приказал своему отряду двигаться, у Алексея не возник бы вопрос, откуда и куда он идет. Но капитан долго и старательно вытирал руки подолом шинели, хотя были они чистые, и то и дело поглядывал в сторону обособленно стоявшего красноармейца. Тот по-прежнему смотрел куда-то за окоп, и ремень на нем совсем съехал вниз. «Наверно, вестовой его, – решил Алексей, – мне бы с ним минут сорок заняться по-пластунски!..» К бойцам, тихо стоявшим в строю, из окопа начали подходить курсанты со своими СВТ. Алексей заметил, как испытующе-тревожно поглядел на них капитан, и неожиданно для самого себя спросил:
– Откуда вы идете, товарищ капитан?
Тот опять взглянул на одинокого красноармейца и не ответил. Алексей подвинулся к курсантам и повторил вопрос.
– Мы вышли из окружения! – озлобленно сказал капитан и носком сапога сбил комок глины в ров. – И нечего нас тут допрашивать, лейтенант! Накормите вот лучше людей! Двое суток, черт бы его драл…
– Почему вы сюда… Где фронт? – торопясь и все больше пугаясь чего-то непонятного, перебил Алексей, и в наступившей тогда тишине к нему тяжело пошел безоружный красноармеец.
– А ты где находишься? Ты не на фронте? Где ты находишься? А? – не вынося из-за спины рук, кидал он под свой шаг гневным, устоявшимся в обиде голосом».
Сдам квартиру только русским – в двух шагах от фашизма
Справка. Сергей Александрович Бурлаку окончил Иркутский государственный университет, отделение журналистики. Работает по специальности 33 года. Был корреспондентом таких газет, как «Комсомольская правда», «Красноярский комсомолец», «Комок».
Сергей Бурлаку призвал школьников читать о Великой Отечественной войне, чтобы знать, чем опасен фашизм, с чего он начинается в обычной жизни:
– Когда ты пишешь «Сдам квартиру только русским», разделяешь людей по национальности, – ты в двух шагах от фашизма. Из-за того, что одна нация возвысила себя выше других, погибли десятки миллионов людей на планете. Надо помнить об этом.
Сергей прочел главу «Поединок» из поэмы Александра Твардовского «Василий Теркин». «Теркин» – его любимая книга:
– Она сыграла в моей жизни большую роль. Я выучил ее наизусть. Не раз она меня выручала на сочинениях на экзаменах. Считаю, что это один из лучших собирательных образов русского солдата.
…Немец был силен и ловок,
Ладно скроен, крепко сшит,
Он стоял, как на подковах,
Не пугай – не побежит.
Сытый, бритый, береженый,
Дармовым добром кормленный,
На войне, в чужой земле
Отоспавшийся в тепле.
Он ударил, не стращая,
Бил, чтоб сбить наверняка.
И была как кость большая
В русской варежке рука…
Не играл со смертью в прятки, –
Взялся – бейся и молчи, –
Теркин знал, что в этой схватке
Он слабей: не те харчи.
Есть войны закон не новый:
В отступленье – ешь ты вдоволь,
В обороне – так ли сяк,
В наступленье – натощак.
Немец стукнул так, что челюсть
Будто вправо подалась.
И тогда боец, не целясь,
Хряснул немца промеж глаз.
……………………………….
Драка – драка, не игрушка!
Хоть огнем горит лицо,
Но и немец красной юшкой
Разукрашен, как яйцо.
……………………………….
Бьется насмерть парень бравый –
Так, как бьются на войне.
И уже рукою правой
Он владеет не вполне.
……………………………….
Фронт налево, фронт направо,
И в февральской вьюжной мгле
Страшный бой идет, кровавый,
Смертный бой не ради славы,
Ради жизни на земле.
Три фотографии да два письма-треугольника
Справка. Андрей Юрьевич Курочкин окончил Красноярский государственный университет, филологический факультет. Общий стаж работы в профессии 29 лет. Был корреспондентом газеты «Красноярский рабочий», газеты «Металлург». 8 лет работал в пресс-службе правительства Красноярского края.
Андрей Курочкин рассказал, что в его семье война забрала всех бабушек и дедушек, осталось только три фотографии и два рассыпающихся письма-треугольника:
– Чем старше я становился, тем больше разгорался интерес: как же воевали наши деды? Как жили и переживали тяготы службы? Я начал искать ответы в книгах. И однажды нашел для себя такую нишу – так называемая лейтенантская проза. Этих писателей можно пересчитать по пальцам, они прошли войну от и до, выжили и писали только то, что знали и видели. Виктор Некрасов, Константин Воробьев, Виктор Курочкин и, конечно, наш земляк Виктор Астафьев. Проза Астафьева накрыла меня уже после 40 лет, я прочел его запоем. Был в ужасе от его окопной правды. Между тем сам он не раз говорил, что не пересказал и десятой доли всех испытаний.
Андрей прочитал отрывок из повести «Пастух и пастушка». 1943 год, немцы уже отступают. Но не трусливо бегут, а ожесточенно бьются…
«Часть первая. БОЙ
Советские войска добивали почти уже задушенную группировку немецких войск, командование которой отказалось принять ультиматум о безоговорочной капитуляции и сейчас вот вечером, в ночи, сделало последнюю сверхотчаянную попытку вырваться из окружения. Взвод Бориса Костяева вместе с другими взводами, ротами, батальонами, полками с вечера ждал удара противника на прорыв.
…Из круговерти снега, из пламени взрывов, из-под клубящихся дымов, из комьев земли, из охающего, ревущего, с треском рвущего земную и небесную высь, где, казалось, не было и не могло уже быть ничего живого, возникла и покатилась на траншею темная масса из людей. С кашлем, с криком, с визгом хлынула на траншеи эта масса, провалилась, забурлила, заплескалась, смывая разъяренными отчаяньем гибели волнами все сущее вокруг. Оголодалые, деморализованные окружением и стужею, немцы лезли вперед безумно, слепо. Их быстро прикончили штыками и лопатами. Но за первой волной накатилась другая, третья. Все перемешалось в ночи: рев, стрельба, матюки, крик раненых, дрожь земли, с визгом откаты пушек, которые били теперь и по своим, и по немцам, не разбирая – кто где. Да и разобрать уже ничего было нельзя».
Выбор книги говорит о нас самих
Справка. Анна Алексеевна Трапезникова окончила Красноярский государственный университет, факультет филологии и журналистики. Кандидат филологических наук. Общий педагогический стаж 15 лет (лучший молодой преподаватель СФУ 2010 года), автор образовательной радиопередачи о русском языке. С 2011 по 2016 год – член комиссии по наименованиям и переименованиям внутригородских объектов при администрации г. Красноярска. Журналистский стаж 12 лет. Сотрудничала с журналами «Твой город детства», «Выбирай», «Бизнес-актив», «Деловой квартал».
Анна отметила, что выбор читательский очень хорошо говорит о нас самих:
– Мой дедушка Петр Никифорович Волобуев вернулся с войны. Нашей семье повезло. В 16 лет он приписал себя года и пошел со Ставропольского края воевать. Кадровый военный, полковник – он мог бы все профессионально рассказать о войне. Но мы ничего не знаем… Он ничего не рассказывал. Это была абсолютно запрещенная тема. 9 мая в семье был не праздник, а день глубокой печали. Дедушка ничего не воспринимал из военного литературного наследия – ни фильмы, ни песни. И только одного автора он признавал – Булата Окуджаву. Он считал своей песню «Бери шинель, пошли домой». И для меня этот автор – родной и близкий. Потому что и мама его любила, пела его стихи, не военные, конечно, детям вместо колыбельной.
На полянке разминаются оркестры духовые
И играют марш известный неизвестно для чего.
Мы пока еще все целы, мы покуда все живые,
А когда нагрянет утро – там посмотрим, кто кого.
И ефрейтор одинокий шаг высокий отбивает,
У него глаза большие, у него победный вид…
Но глубоко, так глубоко, просто глубже не бывает,
Он за пазухою письма треугольные хранит.
Лейтенантик моложавый (он назначен к нам комбатом)
Смотрит в карту полевую, верит в чудо и в успех.
А солдат со мною рядом называет меня братом:
Кровь, кипящая по жилам, нынче общая для всех.
Смолкли гордые оркестры – это главная примета.
Наготове все запасы: крови, брани и свинца…
Сколько там минут осталось… Три-четыре до рассвета,
Три-четыре до победы… Три-четыре до конца.
КОММЕНТАРИИ
Рината ГАРЕЕВА, 14 лет,
ученица 7-го класса школы № 139
– Мне очень понравилось мероприятие, журналисты интересно читали отрывки. Я и мои одноклассники утолили жажду и знаний, и впечатлений. Мы еще раз убедились, сколько всего написано о Великой Отечественной. Хочется еще и еще листать книги, энциклопедии, слушать рассказы тех, кто сам был на войне.
Егор ЛАРИОНОВ, 17 лет,
ученик 11-го класса школы № 139
– Я не мечтаю стать писателем или поэтом. Хочу поступать на теоретическую физику. Механизмы, машины – это да, увлекает больше. Но литературные встречи мне тоже нравятся. Я очень много читал художественной литературы, но сейчас готовлюсь к поступлению, читаю уже специальные книги. Но как отдушина у меня есть и будет литература, в том числе произведения о войне, о подвиге русского народа, о патриотизме.
Анна САМОЙЛОВА
учитель русского языка и литературы школы № 139
– Тема Победы в Великой Отечественной войне всегда актуальна и злободневна. Такие необычные встречи, как у вас в редакции, не только интересны, но и значимы для детей. Я своих учеников хвалю, очень ими горжусь.
Хочу подчеркнуть, что дети наши думающие, творческие. Они, как принято говорить, не испорчены цифровыми веяниями приоритета Интернета над книгой. Им очень интересны люди, личное отношение к проблеме, к теме. Они с энтузиазмом приняли приглашение побывать в редакции «НКК», посмотреть, как выпускаются газеты, книги. С удовольствием слушали уважаемых людей – ведущих журналистов «НКК», листали ценные книги, пополняли свой литературный запас. Тема войны молодому поколению близка, так как в семьях сохраняются традиции почитания ветеранов – дедов, прадедов. В нашей школе есть дети, которые участвуют в шествии «Бессмертного полка». Думаю, такие встречи – с авторами, с книгами, с редакцией газеты – останутся в душе детей навсегда.