Даже очень далекие от экономики люди слышали о таком обязательном параметре, с помощью которого специалисты рассчитывают уровень инфляции и не только, как потребительская корзина. Что в нее входит и каким образом корректируется состав, рассказал управляющий Красноярским отделением Банка России Сергей Журавлев.
– Сергей Николаевич, что же такое потребительская корзина?
– Это набор товаров и услуг, который отражает фактические расходы жителей страны или края. Потребительская корзина является хорошим «барометром» наших предпочтений в покупках.
Рассчитывает корзину Росстат на основе данных о расходах населения на продовольственные и непродовольственные товары и услуги. Такой мониторинг позволяет рассчитать уровень инфляции.
В составе корзины есть мясо, фрукты, одежда, бытовая техника, автомобили, коммунальные услуги, массаж, авиаперелеты и много других компонентов. Чем больше население тратит денег на покупку товара, тем больше его «вес» в корзине. Например, сыр имеет больший «вес», чем роликовые коньки, так как его покупают гораздо чаще.
– Корзина одна для всех жителей страны?
– Перечень един для всех россиян, но вот доли этих составляющих в каждом регионе разные. Это одна из многих причин, почему уровень инфляции в регионах отличается и почему инфляция меняется не всегда одинаково от региона к региону.
– Когда состав корзины менялся последний раз, и вообще, как часто это происходит?
– Корзина пересматривается, как правило, каждый год. Последние изменения были в этом году, они основывались на анализе расходов жителей страны в 2020-м. Такие обновления даже регламентируются законом, который обязывает делать это не реже чем раз в пять лет. Но это мы говорим про перечень товаров и услуг. А есть еще структура корзины, она меняется ежегодно. Например, жители края стали тратить больше денег на курицу, доля этого товара изменилась в корзине.
– А само количество товаров и услуг неизменно?
– Нет, этот показатель также меняется. Сейчас в корзине россиян 556 наименований. В 2017 году в нее входило 506 товаров и услуг, в 2020-м – 520.
– По какому принципу отбираются товары и обновляется корзина?
– Пересмотр состава корзины зависит от того, как меняются потребительские предпочтения и траты.
Исключаются те, спрос на которые очень сильно снизился или вовсе исчез. Их заменяют новыми.
Например, сейчас покупают в основном сенсорные телефоны и почти перестали приобретать кнопочные аппараты. А всего 10–15 лет назад, в досмартфонное время, они были распространены. Сократились расходы на товар, его убрали из корзины.
Обратный пример: в условиях пандемии вырос спрос на маски, антисептики, компьютерную томографию, лекарства для лечения коронавируса. Поэтому с 2021 года Росстат включил их в корзину и начал отслеживать изменение цен по ним.
– Принцип одинаковый: что стали больше покупать – включили, что меньше – исключили?
– Как правило, да. Но может быть и другой подход. Например, до 2021 года рассчитывали среднюю стоимость проживания в гостинице в регионе, а теперь есть разделение по классам жилья – хостелы, отели 3*, 4* и 5*. Подсчет идет уже не усредненный, а более детальный.
– 2020 год был нестандартным. Вы уже сказали, что в корзине появились лекарства, томография. Как еще на потребительские предпочтения повлияла пандемия?
– Какое-то время мы не могли ходить в кинотеатры и стали активно подписываться на онлайн-видеосервисы. Стали чаще пользоваться каршерингом в крупных городах вместо такси. Также в корзине появились средства для уборки дома.
– А что выпало из корзины при последних изменениях, кроме кнопочных телефонов?
– Из корзины исключили полушерстяной ковер. Речь идет о предмете декора, который висел на стенах во многих квартирах не один десяток лет. Сейчас советский антураж уходит в историю. Такие ковры почти не покупают.
Аналогичная история с мужской шапкой-ушанкой. Сейчас их почти не носят. Исключили ртутные градусники. Вместо них появились безртутные термометры. В 2014 году Россия присоединилась к Минаматской конвенции по ртути. Это международный договор, направленный на защиту здоровья и окружающей среды. С 2020 года в нашей стране прекратился выпуск ртутных градусников.
– Как за последнее время поменялась структура потребительской корзины? На какие товары расходы растут, а на какие – снижаются?
– В корзине красноярцев возросла доля непродовольственных товаров. Увеличились расходы на персональные компьютеры, бытовые приборы, легковые автомобили и, конечно, медицинские препараты. Траты на покупку компьютеров и ноутбуков увеличились из-за скачка спроса на них при распространении дистанционных форм работы и обучения.
Выросли расходы на строительные материалы, особенно ламинат, и мебель. Ремонт – явный тренд последнего времени: люди мало путешествовали и тратили на это, обустраивали свое жилье. Другая причина – рост спроса на недвижимость в связи с реализацией программы льготной ипотеки с господдержкой. При этом жители края меньше тратили на одежду, обувь, парфюмерию и косметику – на то, что связано с «выходом в люди».
По сравнению с прошлыми годами расходы на продукты питания в потребительской корзине возросли. При этом в рационе питания жителей края увеличилась доля свежих овощей и фруктов. Также возросли расходы на крупы. Все мы помним, как люди закупали их впрок на волне ажиотажного спроса в прошлом году. Вместе с этим немного меньше стали покупать мяса, молока, рыбы и кондитерских изделий.
– Что с услугами? В этом сегменте ограничения были самыми значительными?
– Да, рынок услуг пострадал от пандемии больше, чем любой другой сектор экономики. Действие ограничительных мер дольше всего сохранялось в этой сфере. Только в марте этого года в нашем регионе отменили основные ограничения на работу кафе и ресторанов.
Как следствие, в прошлом году расходы красноярцев на услуги снизились. Жители края меньше тратили на зарубежный туризм, курортный отдых внутри страны, посещение музеев, театров и кино.
При этом почти никак не поменялась доля расходов в потребительской корзине на бытовые услуги и ЖКХ.
– Это особенности нашего региона. А если сравнить с другими, например, нашим соседом – с Иркутской областью. Как наши траты различаются?
– Жители нашего края тратят больше, чем иркутяне, на новые импортные авто, ремонт жилья, гамбургеры и свинину.
В Иркутской области предпочитают новые легковые отечественные авто, печенье, манты (позы) и говядину. Почти одинаково мы тратим деньги на лекарства.
Несмотря на территориальную близость наших регионов и схожесть экономик, потребительские предпочтения жителей тем не менее отличаются.
– Потребительская корзина позволяет посчитать официальный уровень инфляции, но он часто не совпадает с наблюдениями обычных людей. Почему так происходит?
– Очень часто воспринимаемый нами уровень цен отличается от официальных цифр. В основном это связано с тем, что каждый из нас имеет свой набор потребляемых товаров и услуг.
Так, например, в марте в крае подорожала курица из-за увеличения затрат производителей на корма и импортные ветеринарные препараты, отчасти из-за произошедшего ранее ослабления рубля. Зато замедлился рост цен на свинину.
Наши краевые свинокомплексы увеличили объемы выпуска продукции за счет реализованных ранее инвестиционных проектов. Понятно, что у любителей свинины траты снизились. А те, кто предпочитает курицу, наоборот, потратили больше.
Кроме того, определенную роль играют особенности нашего восприятия. Как правило, мы помним рост цен, но часто упускаем из виду их снижение. Например, в апреле прошлого года резко вырос спрос на такое народное «противовирусное» средство, как чеснок. Его цена поднялась до 276 рублей за кило. В марте этого года он стоил уже 203 рубля. Тогда все обратили внимание на его подорожание, но сейчас мало кто заметил, что он стоит меньше, чем в прошлом году.
– По потребительской корзине считается официальная инфляция. Так какая же она сейчас?
– В марте годовая инфляция в Красноярском крае ускорилась до 5,5 %, оставаясь ниже показателей по Сибири и России. Продолжился рост цен на продукты, он составил 7,8 % в годовом выражении.
Непродовольственные товары подросли в цене за год на 6,6 %. Услуги по-прежнему показали самый незначительный рост – 1,3 %. На ускорение роста цен влияет увеличение издержек производителей и оживление потребительской активности на фоне улучшения эпидемической обстановки.