Число случаев телефонного мошенничества в крае стабильно растет. На встрече с журналистами начальник Главного управления МВД России по Красноярскому краю Александр Речицкий назвал ситуацию «фактически катастрофической». Только в текущем году от действий аферистов пострадали более 10 тысяч жителей края, и это только зарегистрированные случаи. Раскрываемость же таких преступлений невысока – всего 17 %.
– Эта тема сегодня вызывает высокое социальное напряжение. В среднем в сутки регистрируется от 10 до 15 случаев обмана граждан. К сожалению, в половине из них мошенникам удается выманить деньги у доверчивых людей. Некоторые успевают опомниться и отказываются от перевода средств в последний момент, но мы и эти случаи регистрируем, потому что состав преступления все равно есть, и он попадает в статистику, – рассказал Александр Речицкий.
Кто виноват?
Об опасности мошенничества сегодня наслышаны все, но многие по-прежнему попадаются на уловки аферистов. Как считают в полиции, дело не только в наивности людей (особенно пожилого возраста), но и в постоянно возникающих новых способах обмана.
Три самых распространенных варианта:
- Звонок от «службы безопасности банка»: ваша карта заблокирована, необходимо переоформить счет, по вашей карте подозрительные действия, вам надо переустановить приложение банка.
- Звонок «из полиции»: на вас пытаются оформить кредит / украсть средства с карты.
- Звонок от «родственника» («друга», «начальника», «высокопоставленного лица»): я попал в аварию / тяжело заболел / у меня сгорел дом и т. п.
По мнению начальника краевой полиции, все эти преступные действия скоординированы.
– Нам противостоит серьезная преступная структура, хорошо организованная, ведущая целенаправленную работу против населения Российской Федерации. Базируются они на территории другого государства: мы убедились в этом, отслеживая трафик звонков и сообщений. Часто в разговоре они представляются сотрудниками полиции, прокуратуры, ФСБ, то есть государственных органов, которым люди привыкли доверять. И это, безусловно, подрывает авторитет власти. В этом их главная цель и есть, – считает Александр Речицкий.
Пока же на территории страны удается отследить только посредников – так называемых курьеров, которые забирают у жертв деньги и переводят заказчикам. С начала года в крае задержаны 62 курьера, причастных к 169 преступлениям.
Серьезные опасения вызывает стремительный рост мошеннических преступлений, совершаемых с помощью нейросетей. Понимая, что все меньше людей верят звонкам «из банка» или «полиции», аферисты активно осваивают возможности интернета. Например, могут узнать из социальных сетей имена родственников будущей жертвы, найти их видео, при помощи нейросетей сымитировать их голоса и позвонить с просьбой занять денег.
– Что касается так называемых дипфейков, мы полагаем, что рост таких преступлений будет продолжаться. Это новое поколение мошеннических действий, которые сегодня набирают оборот. Большая часть населения, к сожалению, к такому совсем не готова, – подтверждает глава краевой полиции.
Что делать?
Сейчас основные усилия полиции направлены на работу с потерпевшими. Каждый конкретный случай тщательно анализируется, чтобы впоследствии систематизировать дальнейшие действия. Но важно ведь не только расследовать преступление, первоочередная задача – его не допустить. И здесь многое зависит от банковских структур.
– Мое глубокое убеждение – сотрудники банков обязаны ставить под сомнение сам факт оформления кредита. Если что-то кажется подозрительным, тут же сообщать нам. И таких сотрудников много, но далеко не все. Представьте: у человека годовой доход, скажем, сто тысяч рублей, а ему одобряют кредит на миллион. Подозрительно ведь? А кто это должен проверять? Безусловно, банковская система, банковская организация, – говорит Александр Речицкий.
По-прежнему самым эффективным способом борьбы с мошенниками остается тотальная профилактика. Каждый гражданин должен быть предельно внимателен и осторожен при общении с незнакомцами на темы своих финансов.
– Система профилактики сегодня дает соответствующие результаты, но ее нужно совершенствовать. Мы должны рассказывать о каждом новом виде мошенничества, каждое преступление должно тщательно разбираться. Большую роль здесь мы отводим средствам массовой информации. Людей нужно предупреждать об опасности, призывать к бдительности, и тогда пострадавших станет в разы меньше, – считает Александр Речицкий.
ЛИЧНЫЙ ОПЫТ
Жертвами обмана становятся не только доверчивые пенсионеры, но и молодые граждане, которых вроде бы так просто не проведешь. На них аферисты нередко испытывают новые методы психологического воздействия.
Наш корреспондент пообщался с жителями края, которые поддались на уловки мошенников и потеряли деньги. Пусть их пример будет другим наука.
Галина Кисилева, пенсионер
– Мне позвонили, когда я была в потерянном состоянии: мужа госпитализировали с инсультом. И вдруг звонок. Обращаются по имени и отчеству. Представляются оператором банка. Я им не верю, меня убеждают, что сейчас перезвонит служащий охранного отделения, который подтвердит, что с моего счета пытаются снять деньги. Очень вежливо уже другой собеседник убеждает меня, что необходимо снять деньги и перевести их на «безопасный счет». Я пыталась отговориться, что очень поздно, темно. Но мошенники знали даже ближайшее отделение банка, в котором обслуживаюсь, и убедили меня не отсоединяться. Всю дорогу до банка они меня сопровождали своими разговорами. А там, когда я снимала деньги, какой-то мужчина, видя мое состояние и услышав часть разговора, пытался остановить меня, убеждая, что это обман. Но из телефона неслось: «Никого не слушайте, это могут быть те люди, которые пытаются завладеть вашими деньгами…» И все в таком духе. Деньги я сняла и перевела по указанному счету. И только дома дочь смогла мне все объяснить.
Утром я подала заявление в полицию. И мне подсказали, что деньги могли еще не уйти, так как перевод осуществляется один-два дня. Я поехала в банк. И действительно, не все деньги еще перевели, транзакцию остановили. Таким образом, часть денег мне удалось вернуть. Должна сказать, что я до сих пор боюсь звонков от незнакомых людей, стараюсь на них просто не отвечать.
Наталья Колесникова, сотрудник СМИ
– Мне написали в телеграм-канале от имени моего начальника, что на работе была проверка и с моего счета была попытка перевода денег на Украину. Представлялись сотрудниками ФСБ. Были очень убедительны. Требовали, чтобы я сняла все свои деньги в банке, иначе они все уйдут на Украину. Они даже вызвали мне такси до банка! Все время меня сопровождали, заставили поставить на телефон специальную программу, сказали: если вы будете кому-то звонить, мы все будем видеть, вы будете врагом России и так далее.
В банке, где у меня счет, когда я хотела снять все свои деньги, отнеслись подозрительно и заблокировали мою карту. Тогда мошенники заставили меня поехать в другой банк и оформить кредит на миллион рублей, якобы это не ваш кредит, а государственный. Вам платить не придется. Я сняла полученные средства и пришла в себя, только когда положила их в банкомат и перевела типа «в надежные руки». Опомнилась, только когда пришла домой.
Надо сказать, что и из этого банка, после того как я пыталась совершить транзакцию, мне позвонили и спросили, не нахожусь ли я под влиянием третьих лиц. А я сказала: да что вы, нет, я хочу ремонт в квартире сделать. Так что эти мошенники – отличные психологи, могут убедить кого угодно.