Как храм в Барабаново стал значимой достопримечательностью края

Как храм в Барабаново стал значимой достопримечательностью края
Работы по реставрации храма будут продолжаться около двух лет

В небольшом сибирском селе Барабаново этим летом ждут реставраторов из Москвы. Им нужно будет разработать подходящие методики для восстановления старинного деревянного храма, освященного в честь мученицы Параскевы Пятницы, и для сохранения его уникальных икон, написанных прямо на стенах. Сделать все качественно, но – с минимальным вмешательством.

Интерес взаимный

Статус объекта культурного наследия церковь получила еще в 1980 году – почти полвека назад. Но только чудом не разделила судьбу многочисленных памятников, которые, так и не дождавшись восстановления, сгорели или превратились в руины. Осенью 2022 года были выделены средства на реставрацию.

Сейчас в храме идет демонтаж кровельных перекрытий. Вокруг него появились леса. Но это только самое начало.

– К сожалению, такое направление, как реставрация деревянных зданий, не только в крае, но и в России находится в очень печальном состоянии, – говорит настоятель храма Алексей Язев. – У нас таких специалистов просто нет. Но несколько лет назад нам удалось привлечь для нашего объекта одну из лучших бригад архитекторов-реставраторов во главе с Андреем Бодэ. Это именитый московский реставратор, я познакомился с ним на курсах по повышению квалификации для епархиальных древлехранителей (ответственные в епархиях за сохранение и правильную эксплуатацию памятников церковной архитектуры и искусства. – НКК). Договорились о том, что на лето к нам приедут специалисты Московской государственной художественно-промышленной академии имени С. Г. Строганова. И очень хотелось бы, чтобы и студенты-реставраторы из СФУ тоже приехали к нам, посмотрели, как работают профессионалы.

Сейчас уже ничего не напоминает о том, что когда-то здесь был склад зерна

Перед ними стоит непростая задача – сохранить настенную живопись в храме – изображения апостолов Петра и Павла, евангелистов и изображение Бога Отца.

Для этого из столицы приедет специалист с уникальным опытом – художник-реставратор высшей категории, декан факультета искусства реставрации Наталья Борисова.

Необходимо разработать технологию очистки от копоти и грязи – почти век из своей непростой жизни храм использовался не по назначению – там был вначале клуб, потом склад для зерна.

Причем, по словам священника Алексея Язева, интерес взаимный: для специалиста высочайшего класса из Москвы сибирская иконопись была открытием. О ней известно очень мало.

– Сейчас рассматривается несколько вариантов сохранения живописи, – говорит Алексей Язев. – Есть технология фрезеровки – из бревна вырезается часть с изображением. Ведь если паруса с изображением евангелистов мы можем, к примеру, просто демонтировать, вытащив гвозди, то с ликами наших апостолов Петра и Павла, которые написаны прямо на срубе, так не получится. При разборке сруба мы потеряем процентов двадцать живописи – она осыплется. Иконы на дереве датируются XIX веком. И еще такой интересный момент. Специалисты подтвердили народную версию о том, что живопись у нас обновлялась несколько десятков лет назад, что якобы приезжали молодые ребята-живописцы. И действительно, когда специалист смотрел паруса, он отметил: есть новые мазки, лет 30–40 назад кто-то поверху изображений дописывал. И при демонтаже парусов выяснилось: в самых проблемных местах – там, где отрывались доски, – они прошиты обычным гвоздем советского производства. Кто-то пытался сделать все, чтобы это не рухнуло до конца.

Максимально бережно

Нет никаких сомнений, что это далеко не единственная тайна храма в Барабаново. Реставрация любого объекта добавляет, как правило, немало нового к его истории.

Но восстановить его можно по-разному. Есть приспособление – когда обветшалое здание ремонтируют, сохраняя внешний облик, но используют современные материалы, добавляют инженерные коммуникации, которых не было изначально. И это тоже хорошо – иначе бы объект культурного наследия просто исчез.

В Барабаново хотят идти иным путем – максимально бережно, не трогая то, что можно оставить в первозданном виде. Метод переборки – когда полностью разбирают сруб – не подходит. Будет использоваться протезирование – когда заменяется только часть бревна.

– Пока не сняли крышу, мы не понимаем объем работ, потому что скрытые конструкции не видим, – говорит Алексей Язев. – Снаружи бревно может быть нормальное, а середина гнилая. Предварительно планируем так: колокольня в нетронутом состоянии, и алтарная апсида в нетронутом состоянии. А вот четверик – центральная часть – подвергнется тотальной переборке, потому что там много прогнило. Трапезная с четвериком не соединены, и в момент сильного ветра у нас качается колокольня.

Предположительно, на все работы уйдет около двух лет. И мы увидим преображенный храм середины XIX века… в глухой сибирской деревне. В то время, когда в руинах лежат соборы с невероятной историей в центральной части России. До сих пор не верится. Иначе как чудом это назвать нельзя.

В прошлом году в Калининграде на всероссийском фестивале «Архитектурное наследие» проект восстановления получил диплом Союза архитекторов России.

– Мы там единственные из деревни были, – вспоминает Алексей Язев. – Рядом с нами стенды усадеб, объекты, которые спонсируют крупные нефтегазовые компании. Меня спрашивали: «Кто за тобой стоит?» Я отвечал: «Господь Бог и Параскева Пятница». И нам дали диплом. Под нас даже номинацию изменили. В первый и, возможно, последний раз она звучала так: «За частную инициативу сохранения храма». И вот потом чудеса начали происходить. Вообще, когда более 10 лет назад Владыка благословил меня заниматься храмом, честно скажу, многие скептически относились. Ну где столько денег возьмешь? Это просто невозможным казалось.

Сейчас в должности епархиального древлехранителя отец Алексей бывает во многих территориях края. И пытается убедить местных чиновников, что объекты культурного наследия в их районах – это не обуза, а так называемые точки роста.

И история с храмом в Барабаново – яркий тому пример. Ни копейки не было туда вложено из районного бюджета. Но чудесным образом для поселка с численностью сто человек были выделены миллионы на новую подстанцию. Проложили новый асфальт. Не иссякает поток паломников – порой и по полторы тысячи за выходные приезжает, и местным хозяюшкам нет уже надобности отправляться в Красноярск, чтобы продать молоко и сметану. Предусмотрено благоустройство территории. Стоимость земли здесь выросла в разы – люди выкупают участки под магазины, под гостиницы, и вообще рядом с храмом жить престижно.

Иерей Алексей Язев говорит о том, что для него история с Барабаново – очередной пример, как молитва удивительным образом меняет пространство и время:

– Я, когда туда пришел, первый год вообще ничего не мог понять – ну не идет, не получается ничего. А потом понял: нет самого главного – молитвы. И мы начали служить молебны каждую неделю, с перерывом на ковид. Мы семь лет молились о реставрации. Порой в экстремальных очень условиях – в минус 43, притом что отопления в храме нет. И даже тогда там были прихожане. И вот начало все меняться.


Андрей БОДЭ, кандидат архитектуры, советник Российской академии архитектуры и строительных наук, ведущий научный сотрудник НИИ теории и истории архитектуры и градостроительства

Предстоит переборка центральной части храма, поскольку она имеет слишком большие повреждения, укрепление фундамента и цоколя, при этом колокольня и часть трапезной должны остаться без разборки. Основная задача реставрации – не просто воссоздать утраты, укрепить и обновить объект, как это часто понимается, но раскрыть его историко-культурную ценность. Главная ценность объекта культурного наследия заключается в его подлинности. Можно восстановить исторические формы, но без старых поверхностей, без патины времени здание будет выглядеть новоделом. Поэтому в работе потребуется предельная аккуратность для максимального сохранения подлинного материала.


Летопись храма

1852 год – собираются представители нескольких селений, составляют обращение к епископу с просьбой «построить деревянную, однопрестольную, на каменном фундаменте во имя мученицы Параскевы Пятницы церковь».

1857 год – храм построен, на строительство было собрано 7 200 рублей, из которых 1 500 рублей серебром пожертвовано красноярским купцом I гильдии Иваном Токаревым.

1920 год – комиссия по реквизиции начала опись ценностей в храме: «чаша, лжица, дискос, ковшичек… две серебряные ризы с икон…».

1935 год – было выпущено постановление Красноярского краевого исполкома «О ликвидации Барабановской церкви…», в храме прекращаются службы, в помещениях устраивают склад зерна.

1980 год – решением крайисполкома № 384-15 церковь признана объектом культурного наследия регионального значения.

1986 год – состоялась первая Барабановская экспедиция краевой летней школы (КЛШ) с целью реставрации памятника.

2003 год – храм заново освятили, сюда приезжают паломники, здесь служат молебны и совершают крещения.

2011 год – кинокомпанией Satchwell Warszawa (Польша) на территории Барабаново проводились съемки художественного фильма «Польская Сибириада».

2021 год – проект реставрации церкви Параскевы Пятницы на IV Всероссийском фестивале «Архитектурное наследие» получил диплом Союза архитекторов России.

2022 год – служба по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края выдала разрешение на проведение работ по реставрации деревянного храма.

Фото Олега Кузьмина, Евгения Русских, Алексея Язева

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
26 апреля 2024
Доброе дело
Капризная сибирская погода с неожиданным апрельским снегопадом не помешала нефтяникам «РН-Ванкор» провести в минувшие выходные субботник в детском реабилитационном центре
Без рубрики
26 апреля 2024
С заботой о людях Севера
«РН-Ванкор» стал главным партнером Дня оленевода на Таймыре – на территории, где компания «Роснефть» сегодня воплощает в жизнь свой флагманский
Без рубрики
26 апреля 2024
Счетная палата края: на селе необходимо сохранять профессиональное образование
Дефицит педагогов, старое оборудование и уменьшение количества осваиваемых профессий. Это лишь часть выводов, к которым пришли аудиторы Счетной палаты Красноярского